Аннотация
В современном мире дети учатся не только в школе, но и у телевизора, и в Интернете. Это значит, что на школу и семью возлагается большая ответственность в формировании системы ценностей подрастающего поколения, нравственной основы, необходимой для воспитания достойных, любящих свою Родину россиян. Президент России Владимир Путин считает: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте, и такой фундамент – патриотизм, ничего лучшего пока не придумали. Патриотизм - одна из главных опор общества и государства. От того, как сегодня мы воспитываем молодежь, зависит будущее России как современного, эффективного государства». Поэтому проблема патриотического воспитания в России сегодня актуальна как никогда.
2020 год объявлен в России годом Памяти и Славы. Президент поставил перед нами – педагогами и воспитателями, главную задачу: «в год памяти и славы необходимо сделать все для увековечения памяти и того, чтобы подрастающее поколение, так же как и их предшественники, росло с чувством гордости за великую Победу, за подвиг отцов, дедов и прадедов…»
Введение
Методическая разработка сценария классного часа, посвящённого 75-летию Победы Великой Отечественной войны «В ленте памяти односельчан», подготовлена в помощь классным руководителям для открытых внеклассных мероприятий (классных часов) по данной теме. Данная разработка включает цели и задачи классного часа, видеоматериал и сценарий. Классный час «В ленте памяти односельчан» позволит учащимся понять, во имя чего совершались подвиги, переносились неимоверные тяготы и лишения, почему наши прадеды жертвовали собой во время войны? Как жили люди в тылу? Как бардымцы помогали фронту? Какие герои Советского Союза среди односельчан? Чем помогали и как принимали эвакуированных ленинградцев из блокадного Ленинграда.
Об этом необходимо рассказывать подрастающим поколениям с целью воспитания в них моральных качеств, соответствующих облику достойного гражданина. Воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории России, готовность служить Отечеству становятся наиболее актуальными накануне празднования 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. История России во время войны знает тысячи имён героев, которые сочетали в себе такие качества, как любовь к Родине, чувство долга, истинную веру. Напомнить о них – главная задача данной методической разработки.
Основная часть
Цель классного часа: Формирования нравственно-патриотических чувств и развития личности обучающихся через создание «Ленты памяти» своего класса на материале Великой Отечественной войны.
Задачи:
- Воспитать у подрастающего поколения чувства патриотизма и уважения к памяти защитников Отечества.
- Расширить и систематизировать знания учащихся о Великой Отечественной войне.
- Содействовать развитию творческих, организаторских способностей детей.
Тип классного часа: информационный классный час.
Планируемые результаты:
- рассказать детям о временах Великой Отечественной войны
- пробудить в детях патриотизм и уважение к ветеранам Великой Отечественной войны и своей Родине.
Личностные:
- воспитание патриотизма и любви к своей малой родине;
- формирование уважительного и доброжелательного отношения к памяти о событиях Великой Отечественной войны;
Предметные:
- формирование системы знаний по теме «Великая Отечественная война и Великая Победа»;
Метапредметные:
- ставить учебные цели и задачи к данному классному часу;
- планировать способы и пути достижения учебных целей;
- выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- корректировать свои действия в связи с условиями урока;
- оценивать правильность выполнения учебных задач;
- уметь работать с различными источниками информации, классифицировать и обобщать, делать выводы.
Оборудование: ТСО (мультимедийный проектор, экран).
Время, рекомендуемое для проведения классного часа – 40 минут.
Ход занятия
1. Установление эмоционального контакта
- Здравствуйте, ребята! Сегодня, я проведу с вами классный час.
2. Актуализация знаний – организация обсуждения
- Внимание, ребята, посмотрите на экран. (Просмотр видеоклипа)
- Ребята, как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь на классном часе? (О войне, о победе…)
- А когда началась Великая Отечественная война?
22 июня 1941 г. Тогда ещё никто не знал, что Великая Отечественная война войдет в историю как самая кровопролитная. Весь народ от мала до велика, поднялся на защиту своей Родины.
- Ребята, а когда закончилась война? (9 мая) Какой праздник мы отмечаем в этот день? (День Победы)
- Молодцы, верно!
- Скажите, кому мы обязаны нашей жизнью и мирным небом над головой? (Воевавшим солдатам, ветеранам…)
- Правильно, и ещё всем тем, кто трудился для фронта в тылу, то есть там, где не проходили боевые действия- нашим бабушкам и прабабушкам
- Как вы думаете, а жители Бардымского района помогали фронту? (да, помогали)
- А как бардымцы помогали фронту?
- Какой вклад в Победу они могли внести? (практически из каждой семьи уходили добровольцами на фронт, помогали фронту, чем могли, принимали эвакуированных ленинградцев)
- Верно, вы молодцы.
3. Выход к теме
- А хотели бы узнать об этом? Или (Хотите узнать ещё о вкладе жителей Бардымского района в Победу?)
- А как мы можем назвать тему нашего классного часа? (Тема на слайде 1)
- Хорошо, сегодня вы сами, работая в группах, узнаете и расскажете друг другу много интересных фактов.
4. Организационный момент
- Давайте вспомним правила работы в группе. (Слайд 2) Прочитайте про себя.
- Для начала выберите командира группы. Командиры с каждой группы подойдите к моему столу. На столе лежат рисунки, выберите один рисунок на свое усмотрение и становитесь у доски.
- Ребята, покажите классу, какие рисунки вы выбрали.
- 1 группа приготовит рассказ о том, как Бардымский район помогал фронту (даю папки и листочки)
- 2 группа расскажет о том, как жители Бардымского района принимали эвакуированных жителей из блокадного Ленинграда.
- 3 группа выступит с рассказом о герое Советского союза -нашем земляке Шарифзяне Габдурахмановиче Казанбаеве
- 4 группа познакомит нас с полными кавалерами ордена Славы, двумя нашими земляками
- 5 группа расскажет нам о трёх ветеранах, которые живы на сегодня, и приготовит для них поздравительную открытку.
5. Осуществление деятельности - практическая работа (создание своей части «Ленты памяти»)
- Откройте папки, из первого файла достаньте листы с текстами и заданиям и раздайте каждому. На выполнение работы я вам даю 10 минут. Желаю вам успехов.
6. Выступление групп со своим продуктом
- Ребята время закончилось. Я попрошу вашего внимания!
- Приглашаю к доске выступить 1-ю группу.
- Спасибо, давайте поапплодируем ребятам.
- Ребята, к счастью среди нас есть люди - бабушки и дедушки - очевидцы тех тяжелых лет войны. Это люди, детство и юность которых прошло в военные годы. К одной из них- ветерану труда Сакаевой Ануза апе я обратилась с просьбой рассказать о том, как они помогали фронту. Она, к стати, мама вашей учительницы Филарии .. (показ видео)
- Посмотрите сейчас на экран и внимательно послушайте.
- Ребята, всё ли вам было понятно? Мы ещё раз убедились, что жители Бардымского района помогали фронту всем, чем могли. Даже дети вашего возраста внесли свой вклад в победу.
- Давайте теперь послушаем выступление 2 группы, которая расскажет нам о жизни эвакуированных ленинградцев в Бардымском районе.
- Семья Сакаевой Ануза апы, которую мы только что слушали, тоже приняла семью из блокадного Ленинграда, хотя им самим приходилось тяжело. Предлагаю вам снова посмотреть видео и внимательно послушать.
- Вот так принимали жители района ленинградцев, старались помогать им всем, чем могли.
- Бардымский район гордится своими героями: 3 группа расскажет нам о полных кавалерах ордена Славы. (Слайд 3)
- Значит наши земляки Даутов Зариф Хурамшевич и Аминов Ахат Габдулхаевич имели все 3 степени ордена славы, поэтому их называют полными кавалерами ордена славы.
- Есть в нашем районе и свой Герой Советского Союза - Шарифзян Казанбаев, о нём нам расскажет 4 группа. Звание героя Советского Союза присваивали только за совершение подвига или выдающиеся заслуги во время войны. (Слайд 4)
-За что удостоился звания Героя Сов Союза Шарифзян Казанбаев? (за спасение знамени полка)
- К сожалению, с каждым годом в нашей стране становится всё меньше ветеранов, потому как воевавшим солдатам сейчас уже большинству за девяносто лет. В Бардымском районе в живых осталось всего три ветерана Великой Отечественной войны.
- Слово предоставляем 5-й группе, они нам покажут и назовут наших ветеранов. Ребята сделали для них открытки, покажите, ребята, что получилось. Я думаю вы с вашим учителем ещё подпишите открытки Ануза апе…- Спасибо, вы все молодцы!
- Посмотрите, ребята, на доску, что у нас получилось? Георгиевская лента с нашими героями и ветеранами.
- Что мы можем сделать для тех, кто ещё жив – ветеранов и работников тыла? Для наших дедушек и бабушек?
- Главное, чтобы вы помнили о них и ценили их вклад в Победу! Были благодарными за подаренную нам жизнь!
7. Рефлексия
Я попрошу вас, ребята выбрать себе фразу и продолжит ее.
- Я сегодня узнал, что ….,
- Мне запомнилось, что …..,
- Меня удивило, что..
И на память о сегодняшнем классном часе я приготовила георгиевские ленты, с которыми вы сможете выйти на митинг и принять участие на параде Победы 9 мая в День. Я желаю вам светлого неба над головой, добра и здоровья вам и вашим близким. Спасибо всем за работу.
Заключение
Действительно, очень важно, чтобы год этот прошел на достойном уровне, запомнился детям содержательными и хорошо подготовленными мероприятиями. Не все ребята знают об участии своих прадедушек в Великой Отечественной войне, ещё меньше знают о том, что и прабабушки их внесли огромный вклад в победу, работая в тылу в тяжелейших условиях. Возникла идея провести классный час, в ходе реализации которого будет создана «Лента памяти». А назвали мы свой классный час «Вклад Бардымского района в дело Победы», потому что без памяти о Великой Отечественной войне, о великой Победе в этой войне, немыслимо воспитание патриотических чувств. Великая Отечественная война - это духовный подвиг наших дедов, и прадедов, бабушек и прабабушек, многие из которых продолжают еще жить рядом с нами, - подвиг, без которого не было бы России.
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.
Осветить для детей подвиг своего народа в годы Великой Отечественной Войны возможно и через историю своего села и своей семьи.
Библиографический список
- М.С.Витовтова. Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности учителя / М.С.Витовтова // Народное образование. -2012. - № 9.
- А. И.Демидова. Патриотизм советского народа - важнейший фактор Великой Победы // Вестник Московского университета. - 2010. - N 3. - С. 233-241.
- Л.И.Манина. Отечественная социально-философская мысль и педагогическая мысль о патриотизме и патриотическом воспитании // Образование и общество. - 2009. - N 5. - С. 109-114.
- А.Н.Покида. Специфика патриотических чувств россиян // Власть. - 2010. - N 12. - С. 124-129.
- В.Г.Потрашкова Урок мужества, посвященный Дню защитника Отечества / В.Потрашкова // Воспитание в школе. – 2013. - № 3. – С. 116-125.