Литературная гостиная по произведениям А.С.Пушкина «Лукоморье»

Разделы: Начальная школа

Класс: 2

Ключевые слова: А.С.Пушкин


Благословен и день и час,
Когда с теплом родного крова
Впервые к каждому из нас
Приходит пушкинское слово.
Г.Гоц

«Литературная гостиная»

Мероприятие в рамках проекта «Пушкинский Петербург».

Литература играет важную роль во всестороннем развитии личности обучающихся, в освоении культурного наследия общества. В формировании духовно богатой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями.

«Чтение – вот лучшее учение», - утверждал А.С.Пушкин. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развить эмоциональное восприятие обучающихся, развить потребность в чтении, в книге.

Литературная гостиная – одна из форм внеклассной работы по предметам «Литературное чтение», «Изобразительное искусство», «Музыка».

Литературная гостиная направлена на активизацию самостоятельной познавательной деятельности обучающихся.

Цель: Знакомство с жизнью и творчеством Александра Сергеевича Пушкина, чья жизнь является достоянием России, русского народа через литературную гостиную.

Задачи:

  • приобщение к лучшим образцам культуры и искусства;
  • развитие познавательных процессов, которые лежат в основе читательского восприятия;
  • развитие читательского воображения;
  • обогащение фонда жизненных впечатлений;
  • сохранение духовных традиций русского народа;
  • знакомство слушателей с лучшими образцами творчества художников и музыкантов;
  • организация досуга.

Планируемые результаты:

Личностные: формировать положительное отношение к учебе и своим знаниям, уважение к прошлому многонационального народа России, развитие творческого воображения.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: уметь организовать свою учебную деятельность: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.

Познавательные УУД: уметь анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительных источников: о волшебных предметах героев.

Коммуникативные: уметь работать в группе и в паре; слушать и слышать обучающихся класса, толерантному отношению к партнеру по группе, паре; адекватно воспринимать успехи соперников.

Дополнительно:

  • обогащение духовного мира обучающихся, коррекции их эмоциональной сферы;
  • приобщение обучающихся к самостоятельному чтению;
  • развитие читательского интереса;
  • развитие творческих способностей обучающихся.

План мероприятия

Приветствие

Ребята! Если спросить вас: «Какие книги вы любите больше всего?», то, думаю, большая часть из вас ответит: «Сказки!» Конечно, сказки мы любим все.

Впервые мы их слышим, когда нам их рассказывают или читают взрослые, а потом с удовольствием читаем их сами.

Сказки бывают разные: народные, современные, авторские. А среди авторов сказок есть один, которого мы все очень любим.

Я вам прочитаю стихотворение, а вы мне подскажете имя автора, о сказках которого здесь говорится.

Учитель читает стихотворение.

Ветер по морю гуляет,
Дует в паруса.
Никогда не перестанем
Верить в чудеса.
Где царевна оживает
Злу наперекор,
Где красавиц похищает
Мрачный Черномор,
Где Балда с чертями спорит,
Белочка поет,
Где разбитые корыта
Рыбка раздает,
Где шумит волна морская,
Нас туда зовет
Лукоморье, цепь златая
И ученый кот.

О скаках какого поэта говорилось сейчас в стихотворении?

А.С.Пушкин

- Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве более двух веков тому назад. Его очень любили родители, он всегда был окружен заботой и вниманием. Но особенно много внимания ему уделяла его няня - Арина Родионовна. Лучше ее петь песни и рассказывать сказки никто не умел. Маленький Саша очень любил свою няню и ласково называл ее матушкой. Благодаря Арине Родионовне Пушкин полюбил сказки на всю жизнь. А часть его любви к сказкам превратилась в сами сказки, которые мы с удовольствием слушаем в любом возрасте, будучи и маленькими, и взрослыми.

Учитель: Мы приглашаем вас в «Лукоморье».

Слайд с чтением стихотворения «Лукоморье».

У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом
Пойдет направо – песнь заводит.
Налево сказку говорит
Там чудеса, там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит…

Ученик: Подождите, дуб есть, на нем цепь. А где же кот? Неужели в другую сказку убежал погулять?

Звучит музыкальная заставка «В гостях у сказки».

Появляется Кот Ученый

Здравствуйте, ребята! Я – ученый кот.

Говорят, коты и кошки
Любят греться на окошке
Любят сливки и печенье
Но не любят приключенья.
Я - совсем наоборот
Я не зря – Ученый кот!
Я в душе авантюрист
И немножечко артист
Но – подчеркиваю, лично
Я учился на «отлично».

И поэтому – то вот,
Я вполне ученый кот.

- Зачем вы пожаловали ко мне в Лукоморье?

Ученик:

Сказки Пушкина мы знаем.
Любим очень и читаем.
Изучаем наизусть
В них живет волшебный дух.

Кот: Ну, ребята, готовы вы сейчас со мной отправиться в сказку?

Звучит музыкальная заставка «В гостях у сказки».

Литературная викторина по сказкам А.С.Пушкина

- Сейчас мы проведем литературную викторину по сказкам Пушкина. За правильный ответ вы будете получать сказочный жетон. В нашем турнире победит тот, кто их получит больше. Победителя ждет награда-сюрприз

Кот: А.С.Пушкин очень любил русские народные сказки. Сам он является автором 7 сказок. Пять сказок вы знаете очень хорошо. Давайте их вспомним…

Игра «Назови сказку правильно»

- Я говорю самое начало сказки, а вы должны ее закончить.

  1. «Сказка о рыбаке и…» (рыбке).
  2. «Сказка о Золотом…» (петушке).
  3. «Сказка о попе и…» (о работнике его Балде).
  4. «Сказка о мертвой…» (царевне о семи богатырях).
  5. «Сказка о царе…» (Салтане).

Еще он написал «Сказку о медведихе» и сказку «Жених», они достаточно редкие и их мало кто знает.

Кот: Есть у меня её волшебный сундук и в нем полно загадок. Давайте их отгадывать.

Вот вам моя первая загадка: (на слайдах фрагмент сказки)

Волшебная палочка раз, два, три
В сказку нас перенеси!

Девочка танцует танец «Золотой рыбки».

Золотая рыбка:

Она непростая
Чешуёй сверкает,
Плавает, ныряет,
Желанья исполняет.

Тут синее море, тут берег морской.
Старик вышел к морю, он невод забросит,
Кого-то поймает, и что-то попросит
Но жадность ребята к добру не приводит.
И кончится дело все тем же корытом,
Но только неновым, а старым, разбитым.

- Правильно это золотая рыбка, из сказки «О рыбаке и рыбке».

Кот: Молодцы, ребята!

А теперь пришло время для второй загадки:

Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
Ей в приданое дано
Было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.
С ним одним она была
Добродушна, весела,
С ним приветливо шутила
И, красуясь, говорила:
«Свет мой, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?
Признавайся: всех я краше.
Обойди всё царство наше.»

И ей зеркальце в ответ: (слайд)
«Ты, конечно, спору нет;
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее».

- Конечно же, этот персонаж из сказки «О мертвой царевне и семи богатырях».

Кот: Много в пушкинских сказках разных чудес и превращений.

Время для новой загадки, ребята.

Волшебная палочка раз, два, три
В сказку нас перенеси!

Дети смотрят фрагмент мультфильма и отгадывают.

Кот: А теперь я предлагаю вам разделиться на две команды. Каждая команда будет вытаскивать из моего сундучка бумажку, на которой написан вопрос. Чья команда быстрей ответит та и получит в награду золотую рыбку.

Вопросы:

1. Сколько раз закидывал старик невод в море? (3 раза.)

2. Как звали царя в «Сказке о золотом петушке»? (Дадон.)

3. Под каким деревом грызла орешки белка? (Под елью.)

4. На каком острове правил князь Гвидон? (На острове Буяне.)

5. Какое последнее желание вредной старухи? (Стать владычицей морск

6. В каких сказках Пушкина присутствует цифра 33? («...о рыбаке и рыбке, «...о царе Салтане».)

7. В кого превращался князь Гвидон? (Муху, комара, шмеля.)

8. Из чего состояли орешки, которые грызла белка? (Золотые скорлупки.)

9. Каким фруктом отравилась царевна в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»? (Яблоком.)

10. Кто был верным сторожем царя Дадона? (Петушок.)

III тур - Собери картинку

Каждая команда получает конверт с пазлами (разрезанной картинкой). Дается время 3 мин, чтобы её собрать. Чья команда быстрее соберет, та и побеждает. (Картинки по сказкам Пушкина. Соответствуют с возрасту детей.)

Ведущий: Ну вот, дорогие наши гости, мы и поделились друг с другом всем, чем хотели. Все стихи прослушали, задания выполнили, ответы на вопросы получили. Проявили находчивость, сообразительность, внимание. Ребята порадовали нас своими выступлениями! Читали стихи с настроением, показывали эмоции, чувства. Не зря они с родителями всю неделю учили. Спасибо Вам за этот вечер!

Ведущий приглашает родителей на выставку детских работ, посвященных творчеству А.С.Пушкина.