Роль сюжетно-ролевых игр в познавательно развитии детей

Разделы: Профессия — педагог


Исследования И.И.Будницкой, А.Я.Каруле, В.С.Мухиной, АЛ.Усовой, а также труды А.К.Бондаренко, Л.А.Венгера, Д.В.Менджерицкой, А.И.Сорокиной, опытно-практическая работа Р.И.Говоровой и О.М.Дьяченко, Л.И.Цеханской, других ученых, позволяют сказать о том, что система развития и воспитания детей нацелена на достижение определенного уровня познавательной активности ребенка.

Содержание и роль игры в развитии познавательной активности детей обусловливаются задачами самого умственного воспитания, среди которых*:

  • формирование у ребенка научно-обоснованных представлений об окружающем мире, как природном, так и социальном;
  • развитие процессов мышления;
  • формирование речи и расширение словарного запаса;
  • и др.

____________

* Карабанова О.А. Развитие игровой деятельности детей 2—7 лет: метод, пособие для воспитателей / О.А.Карабанова, Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьёва. — М.: Просвещение, 2010. — 96 с.

Игра для ребенка служит уникальной средой, в которой он может почувствовать себя взрослым человеком. Дети взаимодействуют между собой, примеряя на себя новые роли, тем самым они удовлетворяют свое любопытство, запоминают новую информацию, открывают для себя новые возможности человеческого общения (Л.А.Венгер, Р.А.Жуковская, Д.В.Менджерицкая, Н.Я.Михайленко, С.Л.Новоселова и др.).

В сюжетной игре дети усваивают логику действий и правил согласно ролям из жизни, вживаясь в них, дети отвергают нарушения этой логики, мотивируя свой протест не только с точки зрения правил социально поведения людей в реальной жизни («так не бывает»), но с точки зрения выбранных ими игровых правил.

Следует отметить, что правильно организованная предметно-образовательная среда будет стимулировать активность ребенка в самостоятельном выборе игровых средств и на основе их без помощи со стороны взрослых определять сюжет своей игры, что будет способствовать его саморазвитию в игровой деятельности.