Педагогические условия формирования грамматических навыков обучающихся в условиях информационно-коммуникационной среды

Разделы: Иностранные языки

Классы: 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Для эффективного и качественного обучения, по нашему мнению, необходимо подчеркнуть важность использования педагогических условий в формировании грамматических навыков обучающихся в условиях информационно-коммуникационной среды. В.И.Андреев отмечает, что педагогические условия - это результат целенаправленного отбора, констатирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения дидактических целей [1;148].

Мы под педагогическими условиями понимаем совокупность определенных мер, которые применяются в обучении для создания благоприятных условий и в последующем дающие положительные результаты в формировании грамматических навыков в условиях информационно-коммуникационной среды.

В качестве основных педагогических условий эффективного формирования грамматических навыков обучающихся в условиях информационно-коммуникационной среды языковой гимназии нами были выделены следующие условия:

  • отбор информационно-коммуникационных средств обучения согласно возрастному этапу и поставленным целям;
  • разработка алгоритма работы с информационно-коммуникационными лингводидактическими средствами;
  • использование в работе интерактивных грамматических упражнений.

Рассмотрим данные условия более подробно.

1. Отбор информационно-коммуникационных средств обучения согласно возрастному этапу и поставленным целям

Принцип соответствия возрасту обучаемых характеризуется тем, что учитель должен учитывать индивидуально-психологические особенности каждого ребенка.

Также необходимо учитывать развитие психических процессов ребенка в определенном возрасте: развитие темперамента, воли, способностей, развитие познавательных процессов (память, внимание, восприятие, воображение), так как без учета индивидуальных особенностей и использования дифференцированного подхода к формированию грамматических навыков учебная деятельность неэффективна.

Реализация возрастного этапа подразумевает эффективный подбор методов, форм работы с обучающимися.

Таким образом, необходимо учитывать все возрастные особенности детей и подбирать средства обучения адекватные возрасту.

Следующий принцип образовательной ценности выражается в подборе методов и средств обучения согласно поставленным целям в методике преподавания. Использование электронных средств является важным средством развития грамматических навыков.

На начальной ступени обучения детей грамматическим навыкам используют разнообразные занятия с использованием электронных средств, например, презентация.

С помощью презентации учитель может наиболее эффективно подать материал, подобрать такие упражнения для детей, которые будут способствовать активной тренировке обучающихся. Так, например, учащимся можно предложить вставить пропущенные глаголы или выбрать соответствующую форму глагола.

При обучении грамматике можно использовать различные упражнения на основе тестовых и игровых компьютерных программ с использованием визуальной наглядности; расширять пассивный и потенциальный словарный запас обучаемых; оказывать справочно-информационную поддержку (автоматические словари, программы подбора синонимов и антонимов).

Электронные учебники используют для обучения детей в интерактивной форме. В учебнике собраны задания, которые используются для обучения и запоминания правильных грамматических форм в словах. Также к каждому учебнику прикладывают CD-ROM-диски, которые позволяют выводить информацию в виде текста, звука и видеоизображения.

Такая работа всегда стимулирует учащихся и позволяет учителю реализовать триединую цель урока: образовательную, развивающую, воспитательную. Каждая из вышеназванных целей способствуют формированию элементарных грамматических навыков у учащихся.

Таким образом, современные информационно-коммуникационные средства дают возможность выбирать оптимальный темп обучения, контролировать и корректировать ход усвоения материала. Преимущество заключается в том, что результат работы не отдален, он виден непосредственно на занятии. Обучающие диски обладают также богатыми воспитательными возможностями: развивают внимание, организованность. Средства графики, музыкальные фрагменты снимают напряжение.

В среднем звене в работе с учащимися применяют разнообразные формы электронных средств. Также активно продолжают использовать мультимедийные презентации, также активно используются различные чаты, видеоконференции, но для этого необходимо учитывать первоначальный уровень учащихся.

На средней ступени возрастает роль чатов в обучении грамматике, так как в чатах и на форумах учащиеся могут обмениваться разнообразными заданиями с учителем или вступать в интерактивный диалог друг с другом. Технология форума по-разному используется в процессе обучения иностранному языку. Материалы форума могут стать основой для обсуждения в классе.

В старших классах для формирования грамматических умений используются веб-квесты.

Веб-квест, как форму или элемент урока английского языка, намного легче реализовать, чем обычный квест, который требует больших ресурсов, реквизита, подготовки. Также его преимущество в широком применении не только в групповом, но и в индивидуальном и онлайн-обучении.

Веб-квесты являются аутентичным материалом, то есть то, чем мы занимаемся на ежедневной основе; повышают мотивацию студентов, так как современные технологии и гаджеты представляют повышенный интерес для большинства молодых людей; развивают ключевые навыки 21 столетия- критическое мышление, совместную работу и креативность; способствуют повышению автономности студентов; вносят разнообразие в обучение.

Таким образом, говоря о формировании грамматических навыков по иностранному языку у обучающихся в рамках информационно -коммуникативной среды необходимо учитывать данные принципы, которые непосредственно влияют на результативность использования информационно-коммуникационной среды в обучении грамматическому аспекту иноязычной речи. В противном случае, не применяя специально отобранные методические и дидактические наработки согласно возрасту и этапу обучения, а также согласно целям обучения, снижается вероятность положительной фиксации грамматических навыков.

2. Разработка алгоритма работы с информационно-коммуникационными технологиями для обучающихся на уроках английского языка

При построении процесса обучения английскому языку в условиях введения ИКТ следует принципы классической дидактики обогатить и соотнести с принципами, раскрывающими генеральную идеологию потенциала инновации. А при включении в процесс обучения ИКТ необходимо вводить инновационные формы работы с учащимися.

В рамках обучения учащихся грамматике английского языка необходимо использовать новаторские образовательные маршруты с использованием современных информационно-коммуникационных средств. В целях эффективного обучения необходимо сформулировать ряд критериев, на которых будет базироваться оценка сформированности грамматических навыков у учащихся на уроках английского языка в условиях введения информационно-коммуникационных технологий.

Для формирования грамматических навыков у обучающихся в работе используются следующие ИКТ-технологии. Использование блогов при обучении английскому языку; подкасты / аудиоблоги как средство улучшения навыков говорения и аудирования; веб-синхронная коммуникация Skype и YahooMessenger как средство улучшения навыков чтения, письма, аудирования, говорения. WebQuest также становится очень популярной моделью использования Интернет-ресурсов в обучении английскому языку [4, c. 32].

Особое внимание следует уделить формированию эффективной модели развития грамматических навыков при изучении английского языка на платформе Moodle.

Платформа Moodle может быть использована для выполнения следующих дидактических задач.

1. Платформа позволяет соотносить учебный материал с различными этапами обучения.

2. Использование блогов, форумов, чатов и т.д. обеспечивает возможность виртуального общения между обучающимися и учителем, а также с носителями языка, что позволяет студентам полностью погрузиться в иноязычную коммуникативную среду.

3. Платформа позволяет сочетать преимущества индивидуального и группового обучения.

4. Платформа также позволяет воспользоваться преимуществами дистанционного и стационарного обучения.

5. Смешанная методика обучения может служить основой для создания учебных программ, выполнения домашних заданий, обмена материалами и т.д.

6. Платформа позволяет эффективно контролировать учебную деятельность.

При погружении обучающихся в иноязычную коммуникативную среду материал усваивается не только на эксплицитном, но и на имплицитном уровне. Как правило, учащиеся используют эти средства для выполнения заданий с высоким уровнем творческой самостоятельности.

Существует ряд правил работы с электронными ресурсами, которых должен придерживаться любой педагог при формировании грамматических навыков.

Во-первых, учителю совместно с учениками необходимо определить самый сложный вид иноязычной речевой деятельности.

Во-вторых, необходимо целенаправленно развивать самый сложный вид иноязычной речевой деятельности согласно с рекомендациями.

В-третьих, необходимо индивидуализировать работу и разработать индивидуальных образовательный маршрут для учащихся, в рамках данного подхода необходимо учитывать особенности развития восприятия, мышления.

В-четвертых, необходимо дифференцированно использовать дидактические возможности электронных средств.

В-пятых, учитель может осуществлять экспертизу информационных ресурсов совместно с обучающимися посредством тьюторского сопровождения.

Наряду с конкретными алгоритмами использования ИКТ-средств – существует общий алгоритм, который состоит из следующих этапов:

1. Селективный этап. Выбор средства в соответствие с возрастным этапом.

2. Инструктивный этап. Инструкции с обручающимися по работе с данным средством.

3. Организационно-деятельностный этап – организация работы со средством.

4. Рефлексивно-оценочный этап. Осознание эффективности, достоинств и недостатков.

Основными преимуществами использования алгоритмизации использования информационно-коммуникационных технологий на уроках иностранного языка заключается в обеспечении четкости процесса, поэтапности и планомерности формирования грамматических навыков.

Резюмируя вышесказанное, можно констатировать, что эффективный алгоритм формирования грамматических навыков у обучающихся строится с помощью разнообразных методов и приемов, среди которых важная роль отводится современным информационным технологиям. Соблюдение обозначенных этапов дает возможность акцентировать внимание на всех аспектах обучения иноязычной грамматике и достичь поставленной цели. Отсутствие необходимого алгоритма делает процесс обучения грамматике в условиях языковой среды более хаотичным и лишает его четкости. За пределами внимания учителя могут остаться важные аспекты обучения грамматике.

3. Использование в работе интерактивных грамматических упражнений

Цель современного образования – всестороннее развитие личности, связанное с формированием творческого подхода к деятельности.

Интерактивное упражнение при правильной организации и подаче создает условия для такого развития.

По мнению А.Н.Щукина, интерактивные упражнения способствуют формированию мыслящей личности, которая всегда имеет собственную оценку для тех или иных событий и явлений.

Оценивая ситуацию, учащийся, с одной стороны, повышает уровень мотивации к учению, а с другой, усваивает языковые нормы за короткий период и более эффективно, находясь в разнообразных ситуациях, приближенных к реальным, либо симулирующих реальность, чем в случаях, когда он действует по некоторому шаблону, руководствуясь определенными другим субъектом образовательного процесса параметрами [3;75].

А.Н.Щукин выделяет следующие характеристики интерактивных упражнений:

  • воображаемая искусственность;
  • необходимость детализации действительности;
  • содержат в себе речевой стимул;
  • мотивирована деятельность, направленная на выполнение таких упражнений [3;48].

Интерактивные упражнения трактуются в двух направлениях:

  • упражнения, направленные на развитие устной речи;
  • упражнения, созданные на основе ИКТ.

Рассмотрим каждое из них более подробно.

1) Интерактивные упражнения как средство обучения общению на английском языке Особое значение для осуществления иноязычного обучения при коммуникативном подходе имеет система интерактивных упражнений. Интерактивное упражнение, формирующее речевую ситуацию, выполняет функцию, связанную со стимулированием на речевое высказывание. Сам термин «интеракция» предполагает обмен действиями между коммуникантами.

В обучении иностранным языкам под такими действиями понимаются, прежде всего, речевые акты. Например, при обучении диалогической речи важно помнить, что диалог представляет собой активный обмен репликами, содержащими определенную информацию, а также эмотивную составляющую.

Одной из главенствующих компетенций в методике преподавания иностранного языка, на сегодняшний день, является коммуникативная компетенция. Внедрение интерактивных упражнений, непременно, благоприятно сказывается на формировании коммуникативных навыков обучающихся. Такие упражнения помогают стимулировать процесс обучения и подталкивают учеников на общение на иностранном языке, другими словами, разрушают страх общения на языке. Это происходит в том случае, если интерактивные упражнения близки обучающимся по виду деятельности, способу ее формирования, характеру коммуникативной задачи.

Е.И.Пассов справедливо полагает, что именно такое видение и понимание интерактивных упражнений дает нам возможность конструировать речевые ситуации в ходе процесса обучения иностранному языку и создавать условия, соответствующие реальным жизненным ситуациям, в которые могут быть погружены обучающиеся.

Моделирование общения с активным применением интерактивных упражнений представляет собой один из возможных действенных путей эффективного воплощения коммуникативного подхода к обучению иностранным языкам [2;39].

Относительно мотивации следует заметить, что важно формировать именно внутреннюю ее сторону, обусловленную субъективной необходимостью осуществлять речевую деятельность. Такая необходимость целиком определяется интересом учащихся к коммуникации на заданную тему.

2) интерактивные упражнения, созданные на основе информационно-коммуникационных технологий.

Интерактивные упражнения создаются онлайн или посредством специальных программ (learningapps.org, wordwall.net и др). Они всегда содержат графику, анимационные и звуковые эффекты, насыщены аудиовизуальным наполнением. Использование интерактивных упражнений сегодня становится все более популярным в силу их инновационности и полифункциональности, возможности использования как в контексте реального урока, так и в дистанционном формате. Достоинствами таких интерактивных упражнений можно выделить их современность, доступность, красочность и наглядность, а также возможность погружения в реальную ситуацию, тем самым эффективно отработать пройденный материал.

На данный момент широко используется грамматический тренажер Round-up. Этот тренажер имеет 7 уровней (от Starter до уровня 6), каждый из которых соотносится с программой учебников Spotlight для разных классов. Так, Round-up 1 охватывает материал 5 и частично 6 класса, в 7 классе может использоваться Round-up 3 и некоторые разделы из тренажера четвертого уровня. Недостатком УМК Spotlight для 5, 6, 7 классов является ощутимая нехватка упражнений на отработку грамматики, поэтому Round-up оказывается в этом случае незаменимым помощником.

Каждый из уровней включает 19-20 разделов, состоящих из трех упражнений и игры. Если сравнивать с набором упражнений в LingvoTutor, то типы заданий в Round-up достаточно разнообразны и включают задания на множественный выбор, на подстановку нужных грамматических форм, поиск ошибок, составление предложений, соотнесение высказываний. Кроме того, многие задания (особенно на первых уровнях) сопровождаются иллюстрациями, что вызывает у учеников особенный интерес. Задания, предлагаемые в разделе «Игра» иногда требуют не только знания грамматических правил, но и внимания, сконцентрированности, чего нередко не хватает современным ученикам.

Конечно, ни один даже самый хороший тренажер не может удовлетворить всех потребностей учителя. В таких случаях на помощь приходят различные тестовые оболочки, при помощи которых мы можем сами конструировать задания и использовать их как на этапе отработки тех или иных навыков, так и с целью их проверки, если в нашем распоряжении есть компьютеры или ноутбуки. В условиях дистанционного образования наличие технических средств дома желательно. И в качестве инструмента отработки интерактивных упражнений могут служит телефон, планшет, ноутбук, компьютер.

Одной из самых популярных и простых в освоении и применении является программа HotPotatoes, с которой, наверняка, знакомы многие учителя иностранного языка. Посредством этой программы можно создать различные упражнения на разных языках с использованием текстовых, графических эффектов, аудио- и видеоинформации.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что комплексная реализация вышеназванных условий будет способствовать эффективному формированию грамматических навыков у обучающихся на уроках иностранного языка в условиях информационно-коммуникационной среды, поскольку необходимо принимать во внимание каждое из условий: первостепенно отбирать и подбирать дидактический материал на основе информационно-коммуникационных средств согласно возрасту обучающихся и учитывать цели обучения иностранному языку на данном возрастном этапе; осуществить проектирование алгоритма работы обучающихся в условиях информационно-коммуникационной среды для грамотной и качественной работы; внедрять в систематическое использование интерактивные программы при обучении грамматическому аспекту иностранного языка, т.е. в среде информационно-коммуникационных технологий использовать нестандартные способы отработки грамматических навыков, такие как learningapps, kahoot, plickers и т.д. При грамотном и систематическом применении данных педагогических условий повышается уровень усвоения грамматических конструкций, правил в частности, и грамматических навыков в общем.

Список использованных источников

  1. Андреев В.И. Педагогика: учеб. курс для творческого саморазвития / В.И.Андреев. – 2-е изд. Казань: Центр инновац. технологий, 2000. – 608 с. – Текст: непосредственный.
  2. Пассов Е.И. Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования / Е.И.Пассов. – Москва: Просвещение, 2000. – 173 с. – Текст: непосредственный.
  3. Щукин А.Н. Интенсивные методы обучения иностранным языкам : учеб. пособие / А.Н.Щукин. – Москва: Филоматис, 2017. – 268 с. – Текст : непосредственный.
  4. Salehi H. Integration of ICT in language teaching: Challenges and barriers / H.Salehi, Z.Salehi. – Text: direсt // Proceedings of the 3rd International Conference on e-Education, e-Business, e-Management and e-Learning. – 2012. – Vol. 27. – Р. 215-219.