Класс: 9.
Цель урока: В ходе урока усвоение учащимися знаний о механических колебаниях, основных характеристиках колебаний, которые учащиеся извлекут из просмотра видеоролика (инфоурок, механические колебания 9 класс).
Задачи урока:
Обучающие:
- создать содержательные и организационные условия для исследования механических колебаний.
Развивающие:
- создать условия для развития исследовательских качеств учащихся;
- для развития речевых навыков, теоретического мышления;
- умения выражать мысли вслух;
- развития внимания и любознательности;
- повышения интереса к изучаемому предмету.
- отработка элементов дедуктивного метода познания.
Воспитательные:
- способствовать созданию условий для положительных мотивов учения, воспитывать умение выслушивать товарища, уважать мнение оппонента;
- формирование в ходе урока идей познаваемости мира.
Задачи урока для учащихся:
- посмотреть видеоролик: механические колебания;
- выполнить задания, заполнить таблицу, выполнить тест;
- закрепить умение пользоваться ресурсами сети Интернет;
- интегрировать и обобщать знания из различных областей знаний;
- ставить вопросы и находить ответы;
- формировать умение проводить самооценку своей деятельности.
Технология: перевернутый класс, смешанное обучение.
Тип урока: урок изучения нового материала с элементами самостоятельной работы.
.
Необходимое оборудование и пособия: планшет на двоих на каждой парте, видеоролик, рабочие листы, оценочные листы, интерактивная доска и компьютер для фронтального общения, приборы для демонстраций – математический маятник, пружинный маятник.
Методы и приемы: частично-поисковый, урок в частично-интерактивном режиме.
Вводно-мотивационный этап – улыбнемся друг другу друзья!
1. Мотивационный момент
Эпиграф к уроку
Постоянные колебания простительны только маятнику.
О чем речь? Это и будет тема нашего урока.
Учащиеся сообщают, какова будет цель урока.
Актуализация знаний УУД
Учитель: Нас окружает мир звуков, света, электромагнитных волн и многое другое. Известный российский физик Л.И.Мандельштам говорил, что если посмотреть историю физики за последние два столетия, то можно увидеть, что главные открытия ,которые повлияли на судьбу нашей цивилизации были открытия, связанные по существу с колебаниями: это обнаружение электромагнитной индукции Фарадеем, создание Максвеллом теории взаимосвязи переменных и электрических и магнитных полей, волн Герца и т.д. Я надеюсь, что вопросы, которые я сейчас перечислю, будут интересны и вам, и на некоторые мы с вами сможем ответить уже в 9 классе, изучая физику. Почему мы слышим друг друга, почему мы не слышим, а видим свет, каким образом мы получаем информацию на телефон, каким образом производится электрическая энергия? На многие вопросы вы получите ответ при изучении данной темы. Для ответов на эти вопросы нужен теоретический материал.
Показ видеоролика на общем экране.
Самостоятельная работа по изучению материала и выполнение заданий (просмотр видеоролика на планшете учащимися ещё раз, если это необходимо)
Обсуждение, корректировка, запись в тетради.
1 задание: Посмотреть видеоролик и заполнить таблицу.
Вопросы |
Полный ответ на вопрос, или формулировка определения |
Главные признаки нового вида движения, отличающие его от других видов движения. |
|
Механические колебания - это…. |
|
Условия, необходимые для существования колебаний |
|
2 задание: Дописать предложения:
Амплитуда - это максимальное смещение колеблющегося тела от положения _________________.
- Одно полное колебание - это расстояние пройденное телом за один _________.
- Период - это время, за которое совершается одно полное ___________________.
- Частота - это число колебаний, совершенных телом за _____________________.
3 задание: Обозначить соответствия между физическими величинами, характеризующими
колебательные процессы и их обозначениями.
Название физической величины |
Обозначение физической величины |
1. Смещение |
а) V |
2. Амплитуда |
б) T |
3. Скорость |
в) T |
4. Ускорение |
г) N |
5. Период |
д) x |
6. Частота |
Е) A |
7. Число колебаний |
ж) n |
8. Время колебаний |
з) а |
4 задание. Прочитать текст и вставить пропущенные слова:
Под действием силы, возвращающей тело в положение ____________, тело может совершать колебания как бы само по себе. Первоначально эта сила возникала благодаря тому, что мы совершали работу по растяжению пружины, сообщив ей некоторый запас энергии. За счет этой энергии и происходили _____________. Колебания, происходящие только благодаря начальному запасу _____________, называются свободными колебаниями.
5 задание. Выполнить тест.
Выполнение теста. Самооценивание
За каждый правильный ответ 1 балл.
Учащийся должен поставить самооценку и занести в таблицу
Тест
1 задание.
При свободных колебаниях шар на нити проходит путь от крайнего левого положения до положения равновесия за 0,1 с. Каков период колебаний?
1) 0,1 с;
2) 0,2 с;
3) 0,3 с;
4) 0,4 с.
2 задание
Частота колебаний величин в электрической сети 5 Гц .Определите период колебаний.
1) 0,01 с;
2) 0,02 с;
3) 5 с;
4) 50 с.
3 задание
Родители решили покачать малыша на качелях. Папа встал сзади за качелями, а мама впереди. Папа приподнял качели и отпустил. Какое движение совершили качели за время одного полного колебания?
1) От папы до положения равновесия;
2) От папы до мамы;
3) От папы до папы;
4) Среди ответов нет правильного.
4 задание
Вынужденными колебаниями являются:
1) груз на нити в воздухе;
2) маятника в часах;
3) качелей;
4) иглы швейной машины.
5 задание
Колебательное движение это –
1) Равномерное движение;
2) Равноускоренное движение;
3) Неравномерное движение.
Итого / оценка
Подведение итогов урока
Прием «Выбор»
Учащимся предлагается поставить на значок + на линии в том месте, которое отражает их отношение к занятию и степень участия в уроке:
1. Я считаю, что занятие было интересным ________ скучным.
2. Что я дополнительно узнал.
3. Результатами своей работы на уроке я доволен _________ не доволен.
Домашнее задание
1. Изучите дополнительный материал.
2. Выполните домашнее задание.