Класс: 3.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Тема «Закрепление знаний о частях речи».
Цель: обобщить и систематизировать знания о частях речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол.
Задачи:
- развивать умение узнавать части речи, классифицировать их по группам;
- закрепить умения учащихся в правописании основных орфографических правил;
- развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
- развивать познавательный интерес, память, мышление;
- воспитывать любовь к русскому языку, доброжелательное отношение друг к другу.
- вспомнить любимые сказки А.С.Пушкина
Формируемые УУД
- Личностные: обучающиеся научатся положительно относиться к изучаемому русскому языку.
- Регулятивные: обучающиеся научатся действовать по плану, моделировать свой ответ, контролировать процесс и результаты своей деятельности.
- Познавательные: самостоятельно создавать способы решения проблем поискового характера, анализировать, сравнивать, логически рассуждать.
- Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем и одноклассниками, сотрудничать в паре, в группе.
Методы работы на уроке: индивидуальный и фронтальный опрос, работа в группах, самостоятельная работа.
Основные понятия: Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог, синонимы.
Ресурсы: основные – учебник В.П.Канакина, В.Г.Горецкий «Русский язык».
Организация пространства. Учебный кабинет, интерактивная доска, ИКТ, парты расставлены для групповой работы, карточки с заданиями.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель проверяет готовность учащихся к уроку.
Учитель читает стихотворение:
Великий, могучий, свободный,
Надежда и силы родник,
Тебе посвящаем урок мы сегодня,
Родной и правдивый наш…
Дети: … Русский язык.
Учитель: - Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, я рада видеть ваши улыбки и думаю, что урок сегодня принесет нам радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!
2. Актуализации знаний (повторение изученного материала, необходимого для систематизации знаний)
- Сказка ложь, да в ней намек
Добрым молодцам урок
- Как вы понимаете эти слова? (Сказка - выдумка, но она нас учит не делать ошибки, намекает на правильные поступки)
- Откуда эти строки? (Из сказки А.С.Пушкина «Сказка о золотом петушке»)
- Сегодня на нашем уроке мы будем вспоминать любимые произведения Александра Сергеевича.
- Скажите, из чего состоит наша речь?
- А предложения?
- Чем являются слова?
- Какие части речи вы знаете?
(Дети читают стихи о частях речи)
Мне знакомы части речи:
По – предлог, иду – глагол
Прилагательное – вечный
Существительное – гол
Имя существительное
В нашу речь вошло
Как его узнаем?
Спросим кто? и что?Имя прилагательное
Часть речи есть такая
Вопрос к нему: какое?
И какой? какие? и какая?Глагол – это часть речи
Его узнаем просто
Что делает? Что сделает?
Ответим на вопросы.
Слайд 1.
У лукоморья дуб зеленый.
Златая цепь на дубе том;
И днем, и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
- Откуда эти строки? (Из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»)
- Разберите отрывок по частям речи.
Слайд 2.
- Проверка по образцу
3. Словарная работа
Слайд 3.
лебедь, город, ветер, кораблик
- Ччто общего в этих словах? (орфограмма: безударные гласные, имена существительные)
- Какое слово может быть лишним? (лебедь – существительное женского рода, 3 склонения, одушевленное)
- Придумайте словосочетания с этими существительными (устно)
Слайд 4.
4. Работа по группам
- Какие существительные из сказок Пушкина подойдут к этим прилагательным?
А)
разбитое (корыто)
сварливая (баба)
дорогой (откуп)
золотая (рыбка)
синее (море)
златоглавый (город)
- 1-я группа выписывает словосочетания мужского рода.
- 2-я группа словосочетания женского рода.
- 3-я группа словосочетания среднего рода.
- Как вы определили род имени прилагательного?
- Как еще согласуются имена существительные и прилагательные?
- Попробуйте вспомнить из сказки словосочетания во множественном числе (красные сапожки, белые стены, золотые скорлупки ….)
Б) КАРТОЧКА:
сон, дева, дуб, Елисей, нора, невеста, радость, цепь, тень, место, белка, ядро, изумруд, скорлупка, волна, царевна |
- Когда мы с вами работали над словарными словами, то вспоминали склонение. Как узнать, к какому склонению относится имя существительное? (повторение правила)
- Попробуем определять склонение имени существительного:
- 1 группа: выписать существительные 1 склонения.
- 2 группа: существительные 2 склонения.
- 3 группа: существительные 3 склонения.
- проверка
5. Повторение знаний о глаголе
Слайд 5.
Старик …………. неводом рыбу.
Старуха …………свою пряжу.
- Какие слова подходят к данным предложениям?
- Какие орфограммы в этих глаголах?
- Как проверить безударные гласные в корне слова?
- На какие 3 группы можно разделить глаголы?
- На какие вопросы отвечают глаголы настоящего, будущего и прошедшего времени?
- Как изменяются глаголы настоящего и будущего времени?
- Прошедшего времени?
Слайд 6.
Бьется лебедь средь зыбей,
Коршун носится над ней;
Та бедняжка так и плещет,
Воду вкруг мутит и хлещет…
Тот уж когти распустил,
Клев кровавый навострил…Ты, царевич, мой спаситель,
Отплачу тебе добром,
Сослужу тебе потом.
- Из какой сказки Александра Сергеевича эти строки?
- 1 группа – выписывает глаголы настоящего времени.
- 2 группа – глаголы будущего времени.
- 3 группа – глаголы прошедшего времени.
- Определите число, род, лицо.
Физминутка
Части речи изучаем, (ходьба на месте)
Много знаний получаем, (повороты туловища в стороны)
Морфология наука – занимательная штука! (приседания)
Должен каждый в мире знать (взмахи руками)
Как части речи различать! (наклоны в стороны)
И за это на уроках лишь пятерки получать!
Работа с синонимами. Слайд 6.
- Что такое синонимы? (слова, различные по звучанию и написанию, но имеющие похожее лексическое значение)
Корысть
- выгода
- польза
- зависть
- удача
Грустный
- вежливый
- печальный
- унылый
- веселый
Блестеть
- темнеть
- сверкать
- сиять
- сверкать
Верный
- отличный
- преданный
- надежный
- отважный
Сражение
- разведка
- битва
- бой
- ожидание
Смеяться
- петь
- беседовать
- плакать
- хохотать
- 1-я группа выписывает глаголы.
- 2-я группа выписывает имена прилагательные.
- 3-я группа выписывает имена существительные.
(взаимопроверка, устранение ошибок)
Слайд 7.