Урок обучения грамоте "Гласный звук [а], буквы А,а"

Разделы: Начальная школа

Ключевые слова: буква «а»


Тип урока: Урок открытия нового знания.

Цели: создать условия для ознакомления учащихся с гласным звуком [a], буквами А, а, развития фонематического слуха, развития речи.

Планируемые результаты

Предметные: познакомятся с буквами А,а; научатся озвучивать буквы, проводить слого-звуковой анализ слова; составлять небольшие рассказы повествовательного характера по сюжетным картинкам; называть русские народные сказки.

УУД

  • Регулятивные: принимать учебную задачу, сформулированную вместе с учителем.
  • Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием иллюстраций, схем; логические – характеризуют звук [а]; осуществляют сравнение печатных и письменных, заглавных и строчных букв; анализируют задание, определяют его цель.
  • Коммуникативные: слушать собеседника.

Личностные. Выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

Образовательные ресурсы: В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина. Азбука. 1 класс. Учебник для общеобразовательных школ. Часть 1. Схемы слов астра, арбуз. Картинка с изображением астры. Электронное приложение к учебнику «Азбука». 1 класс. В.Г.Горецкий.

Решаемая проблема: Почему для обозначения одного звука есть две буквы А,а?

Основные этапы урока

ЭП

Содержание урока

Формирование УУД
Деятельность ученика

I. Мотивация к учебной деятельности

Слайд 1

Приветствие.

- Учись читать!
Учись читать!
Важнее нет науки!
Тот, кто сумеет сам читать,
Совсем не знает скуки.
- Вспомним правила поведения на уроке.

2. Проверка готовности к уроку.
– Давайте вспомним правила, как вести себя в классе, как надо сидеть за партой, как выходить к доске, как обращаться к учителю и отвечать на заданные вопросы.
- Проверим готовность к уроку.

Личностные УУД: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки

ΙΙ. Актуализация опорных знаний

Слайд 2

Работа над пословицами.
Какие пословицы и поговорки об учении вы узнали?
(Век живи, век учись. Красна птица пером, а человек ученьем. Не учась, и лаптя не сплетешь. Повторенье – мать учения. Сытое брюхо к ученью глухо. Тяжело в учении легко в бою. Ученого учить – портить. Ученье свет, а неученье тьма. Учи других – и сам поймешь. Чтоб других учить, надо свой разум наточить.)

2. Корзина знаний.
- Из чего состоит наша речь? Какой бывает речь?
- Что такое предложение? Из чего оно состоит?
- Что можно сделать со словами? И чего состоят слова?
- На какие группы можно разделить звуки и буквы?
- Как отличить согласный от гласного?
- На какие группы делятся все звуки и буквы?

Познавательные УУД: развитие мыслительных операций: сравнение, анализ.

ΙΙΙ. Постановка учебной задачи

Слайд 3

1. Подведение к формулированию темы.
- Ребята, сегодня у вас необычный день. Сегодня у вас праздник «День первой буквы».
– Какой учебник лежит у вас перед глазами?
– Послушайте пословицу про азбуку: «Азбука к мудрости ступенька». Как вы понимаете ее смысл?
– Азбука помогает научиться читать, стать грамотными. Сегодня мы начнем изучать буквы.
- Посмотрите на с. 20–21. С какой буквой мы сегодня познакомимся?

2.Формулирование темы урока.
- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с гласным звуком [a], буквами А, а

Коммуникативные УУД: строить диалог, выслушивать других уч-ся.

ΙV. Открытие новых знаний

 

 

 

 

Слайд 4

 

 

 

Слайд 5

 

 

 

Слайд 6

1.Слого-звуковой анализ слов астра, арбуз. Учебник, с.21
Картинка с изображением астры.
– Что изображено на картинке? (астра)
Астра с греческого языка означает «звезда». По старинной легенде астра выросла из пылинки, упавшей звезды. Астры бывают различной окраски. Цветут астры с конца мая до морозов. Нельзя рвать цветы! Цветы нужны для того, чтобы мы любовались ими.
– Составим схему этого слова:
– Каким звуком начинается первый слог?
– Давайте произнесем его все вместе.
– Какой это звук: гласный или согласный?
– Почему?
– Звук [a] образует слог. Особенность его произнесения – рот широко открыт. Звук [a] на письме обозначается гласной буквой А.
Учитель показывает карточку с буквами А,а. (Аналогично проводится слого-звуковой анализ слова арбуз.)
2. Стихотворение про букву А.
Вот два столба наискосок,
А между ними – поясок.
Ты эту букву знаешь, а?
Перед тобою буква А.
– На что похожа буква А?
3.Знакомство с лентой букв.
- Найти букву А на «ленте букв».
Музыкальная физкультминутка.

Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием иллюстраций, схем; логические – характеризуют звук [а]
Коммуникативные УУД: умение участвовать в диалоге.

V. Первичное закрепление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 7

1.Работа с картинкой «Лесная школа». Учебник, с.20
– Рассмотрите картинку. Кто на ней изображен? (Звери в лесной школе.)
– Что написано на доске в лесной школе: звук или буква? Почему вы так думаете?
– Какую букву изучают звери?
– Составьте предложение по схеме. (Звери учат азбуку.)
– Составьте рассказ «Лесная школа»
Ц.з – Произносим слово азбука. Какой слышим первый звук? Как он произносится? Какой этот звук гласный или согласный?

2. Весёлое стихотворение про букву А
Букву А
За первой партой
Посадили перед картой,
А на карте вся земля –
Реки, горы и поля.
И спросили, кем она
Стать мечтает, буква А?
– Я хочу быть агрономом,
Я смогу и астрономом,
Архитектором, артистом
И еще… аквалангистом!..
Ц.з: -А какие вы слова знаете на букву А?
– Звук [а] гласный или согласный? Почему?

3.Определение звука [а] словах.
ЭП. Слайд: буква А. Цветы.
Ц.в: - В каких названиях цветов встречается звук [ а]
(анютины глазки, роза, фиалка, тюльпан, мак, ландыш)
- Какое слово лишнее? (ирис). Почему?

ЭП. Слайд: Цапля на рыбалке. Ищем слова по картинке.
Ц.з: - Найдите 7 слов со звуком [а].

Регулятивные УУД: создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Личностные УУД: осмысленно относятся к тому, что делают, знают, для чего они это делают, соотносят свои действия и поступки с нравственными нормами.

 

VI.Самостоятельная работа

Слайд 8

1. Дидактическое упражнение. «Найдите ошибки». Учебник, с.22
Работа в парах.
Ц.з: – Соотнесите рисунки и схемы. Найдите ошибки. (Роза и ландыш – схемы поменять местами)

Регулятивные УУД: удерживать учебную задачу (проблему) в процессе всего урока.
Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг; перерабатывать полученную информацию; делать выводы на основе обобщения знаний.

VII.Включение нового знания в систему знаний.

Слайд 9

1. Работа с пословицей. Учебник, с.20
Аккуратность человека красит. Чтение – вот лучшее учение.
– Найдите буквы А в пословице. Сколько их?
– Почему так говорят?
2. Сравнение слов волк и лиса. Рисунок «Айболит и звери». Учебник, с. 22
-Найдите на рисунке волка и лису.
– Сравните слова: волк и лиса. Сколько в них слогов?
Вывод: Буква А обозначает твёрдость предшествующего согласного звука.
3.Работа с сюжетной картинкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Учебник, с.22
- Вспомните сказку, как она называется? Расскажите ее.
– Составьте предложение по схеме.
– Прочитайте предложение с восклицательной интонацией.

Личностные УУД: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

VIII.Итог урока. 1.Рефлексия учебной деятельности

 

- Наш урок подходит к концу. И в заключение я хочу узнать, что нового для себя вы узнали на уроке:
– С какой первой буквой русского алфавита вы сегодня познакомились?
– Какой звук она обозначает?
- Почему для обозначения одного звука есть две буквы А,а?
– Понравился ли вам урок?
Уходя с нашего сегодняшнего урока оставьте ваше отношение к нашему уроку.
На волшебном цветке вы оставите свое отношение к нашему сегодняшнему уроку. Красный лепесток - мне все понятно, я усвоил тему,
зеленый лепесток - я усвоил тему, но хочу еще больше узнать о добре и зле;
желтый лепесток - мне было скучно, я ничего не понял.
– До встречи в стране Букв!

Регулятивные УУД: осуществлять контроль и самоконтроль