Тематическая рубрика: Средняя школа ИЗО.
Проект направлен на формирование личности с особым типом образованности, личности творческой, инициативной, современной, гибко мыслящей, обладающей знаниями, умениями и навыками творчества, умеющей ценить и охранять природу, культуру настоящего и прошлого, проектирующей и художественно преобразующей деятельность , способной к самореализации, саморазвитию.
Формирование личности может быть эффективным лишь в том случае, если в этом процессе будут актуализирован творческий потенциал человека в различных видах деятельности. Обучение основано на принципах личностного ориентированного образования детей и педагогики развития, в центре внимания которых – личность ребёнка реализующего свои возможности. Работа по изготовлению изделий, развивает сенсомоторику, оказывает влияние на умственное развитие, повышает внимание, целеустремлённость, трудолюбие, аккуратность.
Реализация проекта «Бумажное платье», как средство развития творческих
способностей у детей в работе с бумагой.
Главной задачей проекта является формирование личности-творца. Реализация идей - конечная цель деятельности художника-дизайнера.
Объектом исследования является педагогический процесс, а именно процесс развития творческих креативных способностей учащихся. В данном исследовании ставятся следующие задачи:
- Способствовать развитию творческих способностей у детей через бумагопластику.
- Проанализировать имеющийся опыт педагогов исследователей по изучаемой проблеме.
- Выявить основные компоненты развития творческих способностей детей на основе анализа методико-педагогической литературы.
- Определить условия, благоприятные для развития творческих способностей детей.
- Определить основные направления и педагогические задачи по развитию креативных способностей.
- Определить эффективность работы традиционных методик в отношении развития творческих способностей школьников.
- Выявить эффективность форм, методов развития креативных способностей на основе анализа проделанной работы.
Предполагаемый результат: развитие творческой личности, обладающую развитым воображением нестандартно мыслящую, умеющую ценить и охранять культуру прошлого и настоящего, владеющую проектной культурой, умениям и навыками созидательного творчества, способную художественно преобразить окружающий мир, внутреннюю и внешнюю культуру личности.
Бумажная пластика - это по сути дела художественное конструирование из бумаги, в котором новые художественные образы, конструкции, модели создаются из достаточно «послушного», пластичного и к тому же весьма доступного материала - бумаги.
Гипотеза: творческие способности детей школьного возраста будут развиваться эффективнее при условии, способствующих их развитию.
Создание условий для развития творческих способностей детей через бумагопластику.
Первый этап. Подготовительный
- Провести анализ опыта работы педагогов исследователей по изучаемой проблеме.
- Выявить основные компоненты развития творческих способностей детей на основе анализа методико-педагогической литературы.
- Определить основные направления и педагогические задачи по развитию творческих способностей учащихся.
- Подобрать дидактические и методические пособия, а также виды разнообразной бумаги.
Второй этап. Организационный
- Формировать интерес к созданию собственного бумажного платья.
- Практически знакомить со свойствами бумаги.
- Способствовать овладению простейшими техническими приемами работы с различными материалами.
- Развивать воображение, видеть необычное в обычных предметах.
Третий этап. Практический
На занятиях по бумажному моделированию:
- Продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками; через овладение более сложными приемами работы с бумагой.
- Продумывать и осуществлять собственный проект и идею, ориентироваться в направлениях моды, работах дизайнеров, подбирать модели и образы, составлять и продумывать стиль.
- Стимулировать активность, самостоятельность, инициативу детей в придумывании содержания и способов изображения.
- Побуждать детей к созданию разнообразных и относительно неповторимых, оригинальных замыслов.
- Создать условия, благоприятные для развития творческих способностей учащихся дополнительного образования.
- Способствовать развитию творческих способностей у детей через бумажное моделирование.
Четвёртый этап. Итоговый
- Организовать и провести смотр «Бумажного платья» как праздник для учащихся.
- Осуществить анализ полученных результатов с награждением лучших коллекций одежды.
- Выявить эффективность форм, методов развития креативных способностей на основе анализа проделанной работы.
- Развивать у детей навыки самоанализа, необходимых для оценки собственных и чужих работ.
- Организовать творческую выставку детских работ.
- Диагностировать творческие способности учащихся.
Распространение результатов.
Формы распространения накопленного опыта:
- Выставки дидактического и методического материала по внедряемому проекту.
- Проведение итоговых мастер-классов.
Таким образом, формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом. В настоящий момент преподавателю необходимо так организовать образовательный процесс, чтобы он полно отвечал возрастным и индивидуальным особенностям детей, способствовал развитию творческих способностей учащегося дополнительного образования.
Для этого важно подобрать наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных педагогических технологий.
Задача преподавателя – пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность.
Литература
- Под редакцией Л.А.Парамоновой Программа «Истоки».
- Л.А.Парамонова «Бумагопластика».
- Журнал «Обруч» № 6, 2000.
- «Обруч» №2, 1997.