Проектирование образовательного процесса на уроках русского языка и литературы в свете требований ФГОС

Разделы: Русский язык, Администрирование школы, Профессия — педагог

Ключевые слова: ФГОС


Проектирование образовательного процесса – это вид профессиональной деятельности учителя, в котором определяется будущий процесс и результат целенаправленного развития (преобразования) учащихся с учётом природных и социальных законов, на основе выбора и принятия решений, в течение определённого промежутка времени.

Продуктом проектирования является проект будущего образовательного процесса, а если применимо к нашим условиям, то это модель выпускника гимназии:

Конкурентоспособная и жизнеспособная, самостоятельная ,ответственная личность, способная успешно действовать в настоящем и добиться успехов в будущем

Проектирование образовательного процесса включает в себя умение учителя соотносить изучение материала с актуальными потребностями учащихся, умение спроектировать перспективный план изучения материала, планирование собственной педагогической деятельности, моделирование деятельности учащихся на уроке…

Потребность в педагогическом проектировании образовательного процесса актуальна тогда, когда необходим переход от существующей модели педагогического процесса к желаемой.

Использование структуры педагогического проектирования деятельности значительно повышает эффективность учебного процесса, так как позволяет построить его более рационально, с учетом всех закономерностей и факторов, влияющих на этот процесс.

Принципиальное отличие образовательного процесса по требованиям ФГОС заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе, особенностью ФГОС является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося.

Современная система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть.

Целью образования становится не накопление конкретных знаний и отдельных умений, а формирование универсальных учебных умений и на их основе усвоения базовых знаний, а главное - умения самостоятельно обновлять и совершенствовать своё образование в соответствии с условиями быстро меняющегося мира.

Педагогическую деятельность можно определить как «совокупность социально значимых действий по подготовке и включению обучающегося в различные сферы жизнедеятельности общества, приобщения его к культуре данного общества»

Отсюда вытекает цель образовательного процесса на современном этапе– создать комфортную обстановку, благоприятные условия для социализации и успешного развития индивидуальных способностей каждого ученика с учётом интересов и имеющегося жизненного опыта.

Суть профессиональной деятельности педагога составляет социально-педагогическое и психологическое проектирование образовательных процессов, обеспечивающих становление личности ребенка. Таким образом, образовательные стандарты предъявляют новые требования к системе обучения. В связи с этим необходимы новые подходы к организации учебного процесса. Поэтому актуальна проблема поиска эффективных и доступных для массовой практики педагогических технологий, позволяющих обеспечить новое качество образования, преодолеть отставание от уровня мировых стандартов, реализовать принцип личностно-ориентированной направленности образования.

Ряд педагогических теорий, особенно те из них, которые исследуют проблемы мотивации учения, активизации познавательной деятельности, развития личности и познавательных способностей учащихся в процессе обучения, дают основание предположить, что педагогической технологией, отвечающей в большей степени, чем многие другие, вышеназванным требованиям, может служить проектное обучение.

Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. “Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить”. Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.

Применяя метод проектов на уроках русского языка и литературы, я стремлюсь повысить практическую, навыкообразующую направленность содержания, разнообразить формы организации учебной деятельности учащихся.

При этом приоритет отдается активным, интерактивным, игровым, лабораторным методам, исследовательской деятельности, методам твор -ческого самовыражения. На своих уроках и внеурочной деятельности по предметам метод проектов реализую в полной мере, позволяю учащимся создавать качественные и интересные проекты в групповой и индивидуальной форме Создаю проблемно-мотивационную среду на уроке разными формами: беседой, дискуссией, “мозговым штурмом”, самостоятельной работой, организацией “круглого стола”, лабораторной, групповой работой, ролевыми играми.

Предлагая такие задания, как “Сделать подборку пословиц на определенную тему, составить каталог этих пословиц по определенным разделам”, составить словарик синонимов, антонимов “Из истории фразеологизмов”, даю учащимся возможность добывать нужную информацию из разных источников, общаться с другими участниками мини-проекта, намечать план действий, фантазировать, как это получится, а затем сравнивать с тем, что получилось. ( 5 кл)

Важно в учебной деятельности дать каждому ученику возможность почувствовать сопричастность к миру, соприкоснуться с собственным творчеством, найти в себе читателя, зрителя, и в решении этой задачи помогают такие формы, как мини-сочинения, инсценировки, составление кластеров… и т.д. ( 7 класс)

Обязательные условия при этом – четкое определение выполнения задания по времени и рефлексия деятельности, т.е. оценка того, что лично дало каждому выполнение того или иного учебного задания, что удалось, а что нет, в чем заключались причины неудач и как этого избежать в будущем. Важно, что в таком размышлении учащиеся учатся адекватно оценивать себя и обсуждать результаты своей деятельности.

Учащиеся старших классов выполняют более серьезные проекты: создают наглядные пособия, пишут рефераты, научно-исследовательские работы. (10 класс) Например, при подготовке к ЕГЭ мы со старшеклассниками собираем по тематическим блокам дидактический материал, который они самостоятельно готовят дома, а затем используют на уроках. Один выступает в роли учителя, а другой - ученика. Некоторые задания служат карточками, а что-то превращается в тематический Практикум по подготовке к экзамену. С таким материалом проводим различные виды работы: взаимодиктанты, диктант «Проверь себя», тесты. Я думаю, что это дает результат.

Проект «Мой справочник по русскому языку» предлагается ученикам для индивидуального исполнения. В ходе реализации этого проекта у ученика возникает собственная рабочая тетрадь по русскому языку, которая способствует не только более полному усвоению материала, но и индивидуализирует учебный процесс.

Метод проектов, безусловно, успешен в том случае, если он идет от ученика, но поддерживается учителем алгоритмом действий. Я считаю, что необходимо грамотно организовать работу и осуществлять постоянный контроль, самой проявлять инициативу и поддерживать проявление инициативы уч-ся. В проектной деятельности нет места скуке, принуждению и лени, пассивности и страху. Здесь ученик испытывает радость от преодоления трудностей учения, он открывает мир для себя и – себя в этом мире.

Проектирование образовательной деятельности нашло своё отражение в реализации технологии внедрения индивидуальных образовательных маршрутов. Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) – специфический метод индивидуального обучения, помогающий слабым ликвидировать пробелы в знаниях, а сильным учащимся – достичь своих высот и самореализоваться. ИОМ выступает как средство индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания, как форма конструктивного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса с целью их личностного развития, стимулирования творческой инициативы. Изменения происходят не только в ученике, и от учителя требуется больше гибкости по отношению к учащемуся, мобильности, динамичности….

Я пришла к выводу, что проектирование образовательного процесса положительное влияние и на качество знаний учащихся. Дети с удовольствием принимают участие в творческих конкурсах, организованных муниципалитетом.