Теория и практика подготовки учащихся 4-х классов к ВПР

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии

Ключевые слова: ВПР


Всероссийские проверочные работы – процедура оценки качества общего образования, которая согласно приказу министерства образования и науки РФ от 27.01.2017 года № 69 «О проведении мониторинга качества образования», а с 2017 года вошла в 4-х классах в штатный режим. Рособрнадзор сообщает, что ВПР не являются государственной итоговой аттестацией, т.е. выпускным экзаменом в начальной школе. ВПР можно сравнить с контрольными работами, традиционно проводившимися в прошлые десятилетия во многих регионах и отдельных образовательных организациях.

Всё-таки чем ВПР отличается от школьных контрольных работ?

Во-первых, это единые для всей страны задания – так больше возможности отследить уровень знаний в каждой конкретной школе и в регионе в целом.

Во-вторых, это единые требования к процедуре проведения работы.

В-третьих, использование современных технологий позволяет обеспечить практически одновременное выполнение работ школьниками всей страны. Тексты для контрольных работ разрабатываются на федеральном уровне под руководством Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзора) на основе федеральных государственных образовательных стандартов.

Что дают ВПР?

Специалисты утверждают, что ежегодное проведение ВПР выпускников начальной школы в результате позволит:

  • психологически подготовить учащихся к будущим экзаменам в старшей школе;
  • проверить объем знаний, полученный учениками за период обучения в начальной школе;
  • ВПР будут способствовать мотивации учеников заниматься ежегодно, а не только в выпускном классе начального обучения;
  • будут выявлены ошибки и недочеты в образовании по предметам: математике, русскому языку, окружающему миру;
  • родители смогут понять степень общей образованности своего ребенка;
  • ВПР будут способствовать оптимизации региональных программ образования.

Алгоритм подготовки к ВПР

  • Выписать перечень планируемых результатов по предмету (русский язык, математика, окружающий мир)
  • Подобрать несколько заданий для проверки того, насколько усвоен каждый из этих предметов.
  • Провести повторение по разделам учебной предметной программы.
  • Выполнить несколько проверочных работ на все разделы программы, вместе обсуждать возможные стратегии выполнения работы, особенности формулировок заданий и т.д.
  • Вести учет выявленных пробелов для адресной помощи в ликвидации слабых сторон обучающихся.

Проведение ВПР направлено на помощь обучающимся, их родителям и школе, с тем чтобы:

  • выявить сильные и слабые места в преподавании предмета и скорректировать процесс обучения (в частности, с целью работы с отстающими обучающимися);
  • спланировать обучение педагогов на курсах повышения квалификации;
  • позволить детям избежать лишних стрессов на ГИА;
  • определить учителю и родителю образовательную траекторию ребенка;
  • определить, на каком реальном образовательном уровне по отношению к требованиям ФГОС находится школа, класс и ребенок.

Подготовка к ВПР – это не отдельное мероприятие, это систематическая целенаправленная работа по формированию предметных, метапредметных и личностных результатов в течение всего периода обучения в начальной школе.

Всероссийские проверочные работы проводятся в 4-х классах по трем предметам: русский язык, математика, окружающий мир.

Подготовка к ВПР не должна быть сведена к натаскиванию на тот или иной вид задания. А вот помочь обучающимся обобщить и систематизировать знания, полученные за годы обучения в начальной школе, необходимо.