Цель:
- закрепление знаний детей о процессе выращивания хлеба, создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей, мышления, воображения, связной речи;
- воспитание бережного отношения к хлебу и труду взрослых.
Задачи:
Образовательные:
-
Расширять и обогащать знания детей о процессах выращивания и
изготовления хлеба;
- Расширять и обогащать знания детей о профессиях людей, занятых в выращивании хлеба;
- Активизировать словарь детей (сдобный, душистый, черствый, пахучий, горячий, аппетитный, свежий, мягкий, пышный, ароматный, румяный, хлеборобы, пекари);
Развивающие:
-
Развивать умение грамматически правильно оформлять свою речь;
- Развивать умение поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать свою точку зрения;
- Развивать умение согласовывать движение и речь;
- Развивать умение детей объединяться и работать в паре, умению договариваться;
- Развивать любознательность, инициативность и самостоятельную познавательную активность;
- Развивать долговременную память, словесную память, слуховую память;
- Развивать концентрацию внимания, творческие способности.
Воспитательные:
-
Воспитывать бережное отношение
к хлебу;
- Воспитывать уважение к труду взрослых выращивающих хлеб;
- Воспитывать умение внимательно слушать, не перебивая, действовать сообща.
Оборудование: Иллюстрации демонстрационные, хлеб белый, кусочки хлеба на шпажках (белого, черного, подгорелого), зерна пшеницы, колосья пшеницы, тесто, белые кружевные салфетки, аудиозапись.
Интеграция видов детской деятельности: познавательное, социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое развитие.
Предварительная работа:
- Чтение поговорок, пословиц, рассказов, оформление мини-выставки "Хлеб – всему голова".
- Разучивание пословиц и поговорок, чтение рус. нар. сказок о хлебе " Колосок", "Круть и Верть", "Легкий хлеб" (белор. нар. сказка).
- Рассматривание иллюстраций в альбоме: "От зерна до каравая", "Дом зерна", сочинение сказок про зернышко (колосок), проращивание пшеницы.
Место проведения: групповая комната.
Содержание
Дети входят и садятся полукругом на стулья. Воспитатель держит на подносе хлеб и просит детей закрыть глаза и подносит приоткрытый под салфеткой хлеб к каждому ребенку..... что за запах? Ответы детей. Как вы догадались?
Воспитатель:
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый.
Без него плохой обед,
Вкусней его на свете нет!
Воспитатель открывает батон хлеба, накрытый салфеткой, и показывает детям.
Ответ детей: Хлеб. Ребята, а вы хотите испечь сегодня хлеб? А для кого вы хотите это сделать? Ответы детей.
Ребята, сейчас каждому из вас достанется кусочек хлеба, он может быть разный, а вы должны назвать, какой он?
Ответы детей: сдобный, душистый, черствый, пахучий, горячий, аппетитный, свежий, мягкий, пышный, ароматный, румяный.
Воспитатель: Да действительно, мы сегодня поговорим о хлебе. Когда вы встречаетесь с хлебом? (ответы детей - с хлебом мы встречаемся каждый день, за завтраком, обедом, ужином). Хлеб всегда во главе стола. Есть ребята, которые очень любят хлеб (Никита, Софа). О хлебе мы с вами много говорили, есть у нас и выставка, и мы проращивали зерна пшеницы.
Хлеб один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Недаром говорят "Земля - матушка, а хлеб - батюшка".
Воспитатель: А какие пословицы вы знаете о хлебе?
Ответы детей: (объясняют значение пословиц). Ценность хлеба.
- "Хлеб всему голова"
- "Плох обед когда хлеба нет"
- "Пока есть хлеб и вода - не беда"
Проблемный вопрос: А как хлеб попадает к нам на стол?
Молодцы, ребята. - Я для вас приготовила карточки, объединитесь в пары, кто с кем будет работать. Карточки все перемешались. Надо установить последовательность, чтобы узнать, как хлеб попадает к нам на стол. Договоритесь, кто из вас будет отвечать. Будьте внимательны, если ваш друг будет в затруднении, вы должны будете помочь.
Дети обсуждают и выстраиваются в правильной последовательности, размещают карточки на доске
Выкладывая карточку, строят предложение.
1. Весной специальным трактором пашут землю. Трактор - сеятель.
2. Сеют пшеницу в землю.
3. Вскоре на полях появляются зеленые ростки – всходы.
4. Летом вырастают колосья, а в них много зерен.
5. Осенью пшеница созревает, и колоски убирают машинами – комбайнами.
6. Грузовые машины везут зерно на элеватор.
7. Затем зерно мелят и получают муку.
8. Муку везут в пекарню.
Ребята, посмотрите, все ли у нас правильно? (Мне кажется, что сначала сеют зерна). А вы как думаете? Кто же прав?
Воспитатель: "Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют". Объясняют пословицу. Так откуда же к нам приходит хлеб? (с полей, из пекарни). Все кто выращивает и убирает хлеб - хлеборобы, а пекут - пекари. Ребята как к хлебу нужно относиться? Бережно, хлеб - это жизнь наша, с хлебом еда вкусней.
Физкультминутка
А теперь я буду сеятелем, а вы зернами, посеяла я зерна (взмах руками)
Звучит музыка
(дети сами говорят слова)
В землю зёрнышко попало (присели)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал (стучат пальцами по полу)
И росточек подрастал (медленно встают)
Вверх к теплу тянулся
И красавцем обернулся (покружились)
в конце образуют сноп.
"Не трудиться – хлеба не добиться". Как вы понимаете эти слова? Чтобы хлеб попал к нам столько людей трудилось.
Воспитатель: Ребята вы хотите испечь хлеб? Из чего пекут хлеб? (из теста).
Воспитатель: Я предлагаю вам испечь сегодня - "жаворонков" из теста. Хлебных птичек. Это старинная русская традиция.
На Руси хозяйки пекли «жаворонков». Это булочки-птички из теста, иногда вылепленные вместе с гнездами и яичками. Жаворонков обычно пекли всей семьей.
Готовых птичек «сажали» на окно, а часть из них отдавали детям для их забав. Дети печеных птичек цепляли на длинные пруты, несли на самую высокую горку и кричали: "Солнышко-ведрышко, выгляни в окошко. Солнышко, нарядись, Красное, покажись! Пошли нам теплого лета, урожайного года и побольше света!"
Дети подходят к столам, надевают фартуки и колпаки, предварительно вымыв руки. Воспитатель напоминает основные приемы лепки. Дети приступают к деятельности.
Звучит спокойная музыка.
Воспитатель: Вы хотели испечь хлеб? У вас получилось?
Молодцы ребята, какие замечательные жаворонки у вас получились! Потрудились вы....(на славу)! Что же вам осталось сделать? Испечь. Попросим наших замечательных поваров помочь нам испечь. Кого мы с вами будем угощать нашим хлебом - жаворонками? Ответы детей.
А что вам больше всего понравилось? А давайте с вами вспомним, о чем мы сегодня еще говорили?
Но мы с вами должны подождать пока испекутся наши жаворонки, наш хлебушек.
Наши гости скоро будут уходить, а на память нашим гостям мы подарим сувениры.