Хлеб – от зерна до каравая

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: хлеб


Цель:

  • закрепление знаний детей о процессе выращивания хлеба, создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей, мышления, воображения, связной речи;
  • воспитание бережного отношения к хлебу и труду взрослых.

Задачи:

Образовательные:

    Расширять и обогащать знания детей о процессах выращивания и изготовления хлеба;
  • Расширять и обогащать знания детей о профессиях людей, занятых в выращивании хлеба;
  • Активизировать словарь детей (сдобный, душистый, черствый, пахучий, горячий, аппетитный, свежий, мягкий, пышный, ароматный, румяный, хлеборобы, пекари);

Развивающие:

    Развивать умение грамматически правильно оформлять свою речь;
  • Развивать умение поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать свою точку зрения;
  • Развивать умение согласовывать движение и речь;
  • Развивать умение детей объединяться и работать в паре, умению договариваться;
  • Развивать любознательность, инициативность и самостоятельную познавательную активность;
  • Развивать долговременную память, словесную память, слуховую память;
  • Развивать концентрацию внимания, творческие способности.

Воспитательные:

    Воспитывать бережное отношение к хлебу;
  • Воспитывать уважение к труду взрослых выращивающих хлеб;
  • Воспитывать умение внимательно слушать, не перебивая, действовать сообща.

Оборудование: Иллюстрации демонстрационные, хлеб белый, кусочки хлеба на шпажках (белого, черного, подгорелого), зерна пшеницы, колосья пшеницы, тесто, белые кружевные салфетки, аудиозапись.

Интеграция видов детской деятельности: познавательное, социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое развитие.

Предварительная работа:

  • Чтение поговорок, пословиц, рассказов, оформление мини-выставки "Хлеб – всему голова".
  • Разучивание пословиц и поговорок, чтение рус. нар. сказок о хлебе " Колосок", "Круть и Верть", "Легкий хлеб" (белор. нар. сказка).
  • Рассматривание иллюстраций в альбоме: "От зерна до каравая", "Дом зерна", сочинение сказок про зернышко (колосок), проращивание пшеницы.

Место проведения: групповая комната.

Содержание

Дети входят и садятся полукругом на стулья. Воспитатель держит на подносе хлеб и просит детей закрыть глаза и подносит приоткрытый под салфеткой хлеб к каждому ребенку..... что за запах? Ответы детей. Как вы догадались?

Воспитатель:

Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый.
Без него плохой обед,
Вкусней его на свете нет!

Воспитатель открывает батон хлеба, накрытый салфеткой, и показывает детям.

Ответ детей: Хлеб. Ребята, а вы хотите испечь сегодня хлеб? А для кого вы хотите это сделать? Ответы детей.

Ребята, сейчас каждому из вас достанется кусочек хлеба, он может быть разный, а вы должны назвать, какой он?

Ответы детей: сдобный, душистый, черствый, пахучий, горячий, аппетитный, свежий, мягкий, пышный, ароматный, румяный.

Воспитатель: Да действительно, мы сегодня поговорим о хлебе. Когда вы встречаетесь с хлебом? (ответы детей - с хлебом мы встречаемся каждый день, за завтраком, обедом, ужином). Хлеб всегда во главе стола. Есть ребята, которые очень любят хлеб (Никита, Софа). О хлебе мы с вами много говорили, есть у нас и выставка, и мы проращивали зерна пшеницы.

Хлеб один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Недаром говорят "Земля - матушка, а хлеб - батюшка".

Воспитатель: А какие пословицы вы знаете о хлебе?

Ответы детей: (объясняют значение пословиц). Ценность хлеба.

  • "Хлеб всему голова"
  • "Плох обед когда хлеба нет"
  • "Пока есть хлеб и вода - не беда"

Проблемный вопрос: А как хлеб попадает к нам на стол?

Молодцы, ребята. - Я для вас приготовила карточки, объединитесь в пары, кто с кем будет работать. Карточки все перемешались. Надо установить последовательность, чтобы узнать, как хлеб попадает к нам на стол. Договоритесь, кто из вас будет отвечать. Будьте внимательны, если ваш друг будет в затруднении, вы должны будете помочь.

Дети обсуждают и выстраиваются в правильной последовательности, размещают карточки на доске

Выкладывая карточку, строят предложение.

1. Весной специальным трактором пашут землю. Трактор - сеятель.

2. Сеют пшеницу в землю.

3. Вскоре на полях появляются зеленые ростки – всходы.

4. Летом вырастают колосья, а в них много зерен.

5. Осенью пшеница созревает, и колоски убирают машинами – комбайнами.

6. Грузовые машины везут зерно на элеватор.

7. Затем зерно мелят и получают муку.

8. Муку везут в пекарню.

Ребята, посмотрите, все ли у нас правильно? (Мне кажется, что сначала сеют зерна). А вы как думаете? Кто же прав?

Воспитатель: "Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют". Объясняют пословицу. Так откуда же к нам приходит хлеб? (с полей, из пекарни). Все кто выращивает и убирает хлеб - хлеборобы, а пекут - пекари. Ребята как к хлебу нужно относиться? Бережно, хлеб - это жизнь наша, с хлебом еда вкусней.

Физкультминутка

А теперь я буду сеятелем, а вы зернами, посеяла я зерна (взмах руками)

Звучит музыка

(дети сами говорят слова)

В землю зёрнышко попало (присели)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал (стучат пальцами по полу)
И росточек подрастал (медленно встают)
Вверх к теплу тянулся
И красавцем обернулся (покружились)
в конце образуют сноп.

"Не трудиться – хлеба не добиться". Как вы понимаете эти слова? Чтобы хлеб попал к нам столько людей трудилось.

Воспитатель: Ребята вы хотите испечь хлеб? Из чего пекут хлеб? (из теста).

Воспитатель: Я предлагаю вам испечь сегодня - "жаворонков" из теста. Хлебных птичек. Это старинная русская традиция.

На Руси хозяйки пекли «жаворонков». Это булочки-птички из теста, иногда вылепленные вместе с гнездами и яичками. Жаворонков обычно пекли всей семьей.

Готовых птичек «сажали» на окно, а часть из них отдавали детям для их забав. Дети печеных птичек цепляли на длинные пруты, несли на самую высокую горку и кричали: "Солнышко-ведрышко, выгляни в окошко. Солнышко, нарядись, Красное, покажись! Пошли нам теплого лета, урожайного года и побольше света!"

Дети подходят к столам, надевают фартуки и колпаки, предварительно вымыв руки. Воспитатель напоминает основные приемы лепки. Дети приступают к деятельности.

Звучит спокойная музыка.

Воспитатель: Вы хотели испечь хлеб? У вас получилось?

Молодцы ребята, какие замечательные жаворонки у вас получились! Потрудились вы....(на славу)! Что же вам осталось сделать? Испечь. Попросим наших замечательных поваров помочь нам испечь. Кого мы с вами будем угощать нашим хлебом - жаворонками? Ответы детей.

А что вам больше всего понравилось? А давайте с вами вспомним, о чем мы сегодня еще говорили?

Но мы с вами должны подождать пока испекутся наши жаворонки, наш хлебушек.

Наши гости скоро будут уходить, а на память нашим гостям мы подарим сувениры.