Цели урока:
Обучающий аспект
- создать условия для открытия свойства смежных углов и применения полученных знаний на языке программирования Scratch.
Развивающий аспект
- учить формулировать цель урока;
- уметь делать вывод;
- уметь применять полученные знания в новой ситуации;
- учить детей выходить на творческий уровень;
- осмысление полученных знаний;
- учить работать по аналогии (для слабых).
Воспитывающий аспект
- уважение к мнению окружающих при совместной деятельности в парах;
- проявление чувства сопереживания;
- формирование умения контролировать другого человека, умение выслушивать, понять другого человека
Тип урока: урок изучения новых знаний.
Оборудование и материалы: проектор, интерактивная доска, раздаточные материалы, компьютеры для учеников
Программное обеспечение: язык программирования версия Scratch 3.18.1
Ссылка для скачивания бесплатного ПО: https://scratch.mit.edu/download
Этапы урока:
- этап актуализации опорных знаний.
- этап разрыва между знаниями и незнаниями.
- этап выведения темы урока
- этап закрепления
- этап практического применения новых знаний на программе Scratch
- этап подведение итогов урока.
- домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент
(Урок начинает учитель математики)
Сегодня у нас необычный урок, мы находимся в кабинете информатики не спроста, решили объединить геометрию и информатику. Давайте сначала повторим, что мы изучили по геометрии.
1 этап актуализации опорных знаний
- Какая фигура называется углом? Что такое вершина и стороны угла?
- Какой угол называется развернутым?
- Какие виды углов вам известны?
2 этап. Разрыв между знаниями и незнаниями
Работа в тетради:
- Построим прямую СА
- Отметим точку М, лежащую между точками С и А.
- Проведём луч МВ.
- Сколько при этом получилось углов? (два, <СМВ и <ВМА)
- Что общего у этих углов? (сторона МВ)
- Какой угол я обозначила красной дугой? (развернутый)
- Сделаем вывод.
Вывод: два угла, у которых одна сторона общая, а две другие являются продолжениями одна другой, называются смежными. Обратить внимание на слово «смежные» — находящиеся рядом («межа»).
- Измерьте получившиеся углы с помощью транспортира.
- Чему равна их сумма. (1800)
3 этап выведения темы урока
Вывод: Отсюда следует, что сумма смежных углов равна 180o.
– Тема нашего урока? (Сумма смежных углов равна 180o)
4 этап. Закрепление
Парная работа. На столе лежит карточка с заданием.
1) Найдите угол АВК?
- покажите команду очистки экрана (в блоке «Перо» команда «Стереть все»)
- покажите алгоритм составления квадрата (пример 1)
- С помощью транспортира определить углы треугольника, затем найти смежные углы. С помощью линейки найти длины сторон.
- Составить алгоритм для построения треугольника в программе Scratch (используя блоки Управление, Перо, Движение)
- §2. Пункты 14-15.
- Задачи на стр. 26 № 6, № 12.
2) Найдите углы КАВ, MBC, NCA?
5 этап. Практическое применение новых знаний на программе Scratch
(учитель информатики)
Мы сказали, что у нас сегодня урок интегрированный по геометрии и информатике. Несмотря на то, что геометрия и информатика совершенно разные дисциплины, они неразрывно связаны между собой. И на сегодняшнем примере урока постараемся для себя установить эту связь, построив различные треугольники в Scratch.
Сначала повторим:
-
какие блоки знаете? (события, движение, перо, управление и т.д.)
Пример 2. Составим треугольник, учитывая смежные углы треугольника. В примере по геометрии вы нашли углы КАВ=100o, MBC=144o, NCA=136o. Зная, эти данные мы можем составить алгоритм получения данного треугольника. Длины сторон треугольника находите с помощью линейки. При работе на Scratch каждую сторону умножаем на 10, иначе треугольник будет очень маленьким.
Внимание. У вас впереди 2 практических задания. (Работа в паре)
1 задание. Каждой паре дается карточка с заданиями. Построить 2 треугольника в Scratch:
2 задание. Творческая работа. Составить произвольный рисунок, используя треугольники, квадраты и прямоугольники.
Каждому раздадим критерии оценивания, которые вы должны во время работы заполнять.
Критерии оценивания:
№ | ФИ |
Да |
Нет |
1 |
Умеем находить с помощью транспортира углы треугольника |
|
|
2 |
Умеем находить смежные углы |
|
|
3 |
Построили 2 треугольника в программе Scratch |
|
|
4 |
Составили программу для творческой работы, используя треугольник, квадрат, прямоугольник |
|
|
6 этап подведения итогов
– Какой термин сегодня узнали? (Смежные углы – это два угла, у которых одна сторона общая, а две другие являются продолжениями одна другой).
– Также узнали, что сумма смежных углов равна 180o.
– Из практической части мы выяснили, что без знаний геометрии, а именно смежных углов, мы не может составить алгоритм для построения фигур в программе Scratch.
7 этап. Домашнее задание по геометрии