Практическое применение теоремы о сумме углов треугольника на языке программирования Scratch

Разделы: Математика, Информатика

Класс: 8


Цели урока:

Обучающий аспект

  • создать условия для открытия свойства смежных углов и применения полученных знаний на языке программирования Scratch.

Развивающий аспект

  • учить формулировать цель урока;
  • уметь делать вывод;
  • уметь применять полученные знания в новой ситуации;
  • учить детей выходить на творческий уровень;
  • осмысление полученных знаний;
  • учить работать по аналогии (для слабых).

Воспитывающий аспект

  • уважение к мнению окружающих при совместной деятельности в парах;
  • проявление чувства сопереживания;
  • формирование умения контролировать другого человека, умение выслушивать, понять другого человека

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Оборудование и материалы: проектор, интерактивная доска, раздаточные материалы, компьютеры для учеников

Программное обеспечение: язык программирования версия Scratch 3.18.1

Ссылка для скачивания бесплатного ПО: https://scratch.mit.edu/download

Этапы урока:

  1. этап актуализации опорных знаний.
  2. этап разрыва между знаниями и незнаниями.
  3. этап выведения темы урока
  4. этап закрепления
  5. этап практического применения новых знаний на программе Scratch
  6. этап подведение итогов урока.
  7. домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент

(Урок начинает учитель математики)

Сегодня у нас необычный урок, мы находимся в кабинете информатики не спроста, решили объединить геометрию и информатику. Давайте сначала повторим, что мы изучили по геометрии.

1 этап актуализации опорных знаний

  • Какая фигура называется углом? Что такое вершина и стороны угла?
  • Какой угол называется развернутым?
  • Какие виды углов вам известны?

2 этап. Разрыв между знаниями и незнаниями

Работа в тетради:

  1. Построим прямую СА
  2. Отметим точку М, лежащую между точками С и А.
  3. Проведём луч МВ.
  4. Сколько при этом получилось углов? (два, <СМВ и <ВМА)
  5. Что общего у этих углов? (сторона МВ)
  6. Какой угол я обозначила красной дугой? (развернутый)
  7. Сделаем вывод.

Вывод: два угла, у которых одна сторона общая, а две другие являются продолжениями одна другой, называются смежными. Обратить внимание на слово «смежные» — находящиеся рядом («межа»).

  1. Измерьте получившиеся углы с помощью транспортира.
  2. Чему равна их сумма. (1800)

3 этап выведения темы урока

Вывод: Отсюда следует, что сумма смежных углов равна 180o.

– Тема нашего урока? (Сумма смежных углов равна 180o)

4 этап. Закрепление

Парная работа. На столе лежит карточка с заданием.

1) Найдите угол АВК?

    2) Найдите углы КАВ, MBC, NCA?

    5 этап. Практическое применение новых знаний на программе Scratch

    (учитель информатики)

    Мы сказали, что у нас сегодня урок интегрированный по геометрии и информатике. Несмотря на то, что геометрия и информатика совершенно разные дисциплины, они неразрывно связаны между собой. И на сегодняшнем примере урока постараемся для себя установить эту связь, построив различные треугольники в Scratch.

    Сначала повторим:

      какие блоки знаете? (события, движение, перо, управление и т.д.)
    • покажите команду очистки экрана (в блоке «Перо» команда «Стереть все»)

    • покажите алгоритм составления квадрата (пример 1)

    Пример 2. Составим треугольник, учитывая смежные углы треугольника. В примере по геометрии вы нашли углы КАВ=100o, MBC=144o, NCA=136o. Зная, эти данные мы можем составить алгоритм получения данного треугольника. Длины сторон треугольника находите с помощью линейки. При работе на Scratch каждую сторону умножаем на 10, иначе треугольник будет очень маленьким.

    Внимание. У вас впереди 2 практических задания. (Работа в паре)

    1 задание. Каждой паре дается карточка с заданиями. Построить 2 треугольника в Scratch:

    1. С помощью транспортира определить углы треугольника, затем найти смежные углы. С помощью линейки найти длины сторон.
    2. Составить алгоритм для построения треугольника в программе Scratch (используя блоки Управление, Перо, Движение)

    2 задание. Творческая работа. Составить произвольный рисунок, используя треугольники, квадраты и прямоугольники.

    Каждому раздадим критерии оценивания, которые вы должны во время работы заполнять.

    Критерии оценивания:

    ФИ
    1.
    2.

    Да

    Нет

    1

    Умеем находить с помощью транспортира углы треугольника

     

     

    2

    Умеем находить смежные углы

     

     

    3

    Построили 2 треугольника в программе Scratch

     

     

    4

    Составили программу для творческой работы, используя треугольник, квадрат, прямоугольник

     

     

    6 этап подведения итогов

    – Какой термин сегодня узнали? (Смежные углы – это два угла, у которых одна сторона общая, а две другие являются продолжениями одна другой).

    – Также узнали, что сумма смежных углов равна 180o.

    – Из практической части мы выяснили, что без знаний геометрии, а именно смежных углов, мы не может составить алгоритм для построения фигур в программе Scratch.

    7 этап. Домашнее задание по геометрии

    1. §2. Пункты 14-15.
    2. Задачи на стр. 26 № 6, № 12.