Конспект интегрированного урока математики и информатики в 5-м классе. Тема урока: "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Разделы: Математика, Информатика

Класс: 5

Ключевые слова: сложение и вычитание десятичных дробей


Цели урока:

Учебные:

  • Познакомить детей с вводом формул, в ячейку электронной таблицы;
  • Научиться вводить текстовую и числовую информацию;
  • Закрепить навыки сложения и вычитания десятичных дробей при решении уравнений и задач с использованием компьютера.

Воспитательные:

  • Формировать умения: “слушая слышать”, отстаивать свою точку зрения, оказывать взаимопомощь в конкретной учебной ситуации

Развивающие: развивать логическое мышление, освоение нового материала

Тип урока: комбинированный

Материально-техническое оснащение: учебник, компьютеры по количеству учащихся, электронная фоска, презентация для урока, раздаточный материал (алгоритм, задания, заранее подготовленная таблица в Excel).

Ход урока

1. Организационный момент

  1. Приветствие, повторение ранее пройденного материала. Повторение материала по математике (пишем математический диктант).
  2. Формулируем тему урока вместе с учениками.
  3. Формулируем цели урока, ставим задачи.
  4. Объяснение нового материала по математике(знакомимся с алгоритмом решения).
  5. Решаем примеры по новой теме
  6. Повторение ранее пройденного материала по информатике (вспоминаем ЭТ Excel)
  7. Объяснение нового материала по информатике (решение похожих задач с использованием программы Excel )
  8. Выполнение задания по информатике с электронной доски (расстановка букв в порядке возрастания присвоенных им десятичных чисел)
  9. Выполнение заданий по математике с использованием компьютера (работа по алгоритму).
  10. Подведение итогов урока, рефлексия.

Учитель математики:

1. На доске Слайд №1. Вспоминаем сложение в столбик, перевод из одной системы измерения в другую. Приглашаем одного ученика и совместно решаем на доске пример, остальные наблюдают, при необходимости просим помощь класса.

Решаем пример на доске сложение в столбик: 125+356

Слайд №2 Пишем небольшой математический диктант (заранее розданы листочки к клетку)

  • Округлите до единиц число: 6,45
  • Округлите до десятых число: 3,58
  • Округлите до десятков число 431,8
  • Выразите тонны в килограммах: 1,785т
  • Выразите в метрах: 2 м 9см

После написания работы, меняемся с соседом по парте работами, проверяем друг друга, выставляем оценки по 5 бальной шкале (шкала оценивания написана заранее на доске).

Возвращаем работы, на слайде презентации выводятся правильные ответы, проверяем на правильность, выставляем оценки сами себе. Сравниваем полученные результаты.

2. Формулируем тему урока вместе с учениками (наводящими вопросами, основываясь на повторенном материале). Переключаем на Слайд №3. Отображается тема урока.

3. Формулируем цели урока (что мы еще не умеем), ставим задачи (чему научимся сегодня).

4. Объяснение нового материала по математике (знакомимся с алгоритмом решения).

На слайде №4 выводится "Алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей" построчно:

  • Уравнять в этих дробях количество знаков после запятой
  • Записать их друг под другом так, чтобы запятая была записана под запятой
  • Выполнить сложение и вычитание, не обращая внимание на запятую
  • Поставьте в ответе запятую под запятым

5. Решаем примеры по новой теме.

Слайд №5 В учебнике открываем №863, 866. Один из учеников решает первый пример на доске, остальные примеры решаем самостоятельно

№863:

1) 0,666+0,004=

2) 0,66+0,4=

№ 866:

1) 72,28-54,46=

2) 35,4-16,72=

После решения примеров на слайде поочередно открываются правильные ответы.

Учитель информатики:

6. Повторение материала по информатике:

  • Какую программу мы стали изучать на прошлом уроке?
  • Какие области применения ЭТ вы знаете?

(Электронные таблицы Excel позволяют автоматизировать некоторые этапы труда специалистов: экономистов, бухгалтеров, работников отдела кадров, учителей и других, которым по роду своей деятельности приходится работать с информацией, представленной в виде таблиц.)

Вспомним основные элементы, из которых состоит ЭТ

- запуск ЭТ, строка, столбец, ячейка, активная ячейка, адрес ячейки, перемещение по листу, перемещение по листам, маркер заполнения

7. Объяснение нового материала по информатике (решение похожих задач с использованием программы Excel).

8. Выполнение заданий по математике с использованием компьютера (работа по алгоритму).

Садимся за ПК и запускаем заранее подготовленный файл, расположенный на Рабочем столе "Работа по алгоритму.xlsx".

На столе перед учениками раздаточный материал:

  1. алгоритм выполнения задания
  2. таблица с примерами

Далее переносим примеры из таблицы из раздаточного материала в электронную таблицу по алгоритму.

Не забываем, что после каждого ввода информации нажимаем Enter.

Обращаем внимание, что символьная информация выравнивается по левому краю а, числовая информация – по правому.

В ходе выполнения практического задания учитель информатики подсказывает и напоминает по необходимости сложные моменты для некоторых учеников.

После выполнения практического задания, показываем учителю информатики выполненное задание и возвращаемся за парты.

Подведение итогов, рефлексия

Учитель математики: Обратим внимание на электронную доску (последний слайд)

  • Сегодня на уроке повторил…
  • Сегодня на уроке я узнал…
  • Сегодня на уроке я научился…
  • Интересен ли вам был такой урок? Если да, то чем?
  • Выставьте себе оценку (исходя из “пятибалльной” в тетради).

В век информационных технологий на первое место выходит диалог между человеком и ПК. На этом уроке мы хотели показать вам рациональное использование ПК в решении поставленных задач. Всем спасибо!

Приложение №1. Электронная таблица в Excel для выполнения практического задания по информатике

Сложение и вычитание десятичных дробей

1 число

действие

2 число

=

ответ

проверка

 

+

 

=

0

ИСТИНА

У

 

+

 

=

0

ЛОЖЬ

И

 

-

 

=

0

ЛОЖЬ

Ь

 

+

 

=

0

ЛОЖЬ

Е

 

-

 

=

0

ЛОЖЬ

Ч

 

-

 

=

0

ЛОЖЬ

Л

 

+

 

=

0

ЛОЖЬ

Т

Приложение №2. Раздаточный материал для выполнения практической работы по информатике: Сложение и вычитание десятичных дробей

1 число

действие

2 число

=

ответ

0,1

+

0,2

=

?

2,8

+

4,6

=

?

24,5

-

13,3

=

?

1,4

+

8,7

=

?

7,8

+

5,2

=

?

11,2

-

0,8

=

?

5,7

+

4,3

=

?

6

-

1,5

=

?

Алгоритм «Работа с таблицами в Excel»

  1. В открытом документе Excel вы видите таблицу с названием «Сложение и вычитание десятичных дробей».
  2. В первый столбик (обозначенный желтым цветом) внесите данные (десятичные дроби) из выданной вам таблицы.
  3. В третий столбик (обозначенный голубым цветом) по аналогии внесите данные из выданной вам таблицы.
  4. Постепенно, после внесения всех данных в пятом столбце отобразятся ответы.
  5. Щелкнуть по выделенному ранее фрагменту ПРАВОЙ кнопкой мыши и из выпавшего списка выбрать строку. СОРТИРОВКА, навести стрелочку мыши на строку сортировка далее из открывшегося списка выбрать СОРТИРОВКА. ПО ВОЗРАСТАНИЮ, нажать данную строку ЛЕВОЙ кнопкой мыши.
  6. Если вы сделали все верно по алгоритму, то у вас получится верное СЛОВО.