Что изучает стилистика

Разделы: Русский язык

Класс: 5

Ключевые слова: стили речи


Класс:5

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цели:

  • Обучающая: знакомство обучающихся с понятием «стили речи», «стилистика», «речевая ситуация».
  • Развивающая: формирование умения определять речевую ситуацию текста, видеть стилистические особенности текста, создавать тесты по заданной речевой ситуации.
  • Воспитательная: воспитание культуры умственного труда на основе таких мыслительных операций, как анализ, синтез, обобщение, стимулирование мыслительной и речевой активности учащихся.

Формируемые ключевые компетентности: готовность делать осознанный и ответственный выбор, аспекты информационной, социальной и коммуникативной компетентностей.

Формы работы обучающихся: аудиторная, коллективная под руководством учителя, самостоятельная индивидуальная работа обучающихся, работа в группе.

Универсальные учебные действия (УУД):

  • Личностные: оценивают важность различения «красивого» и «некрасивого», потребности в «прекрасном» и отрицания «безобразного».
  • Регулятивные: соотносят результат своей деятельности с целью и оценивают его.
  • Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.
  • Коммуникативные: учатся критично относиться к собственному мнению.

Учебник: Русский язык 5 класс под ред. М.М.Разумовской.

Презентация

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Мотивация к учебной деятельности. (3 мин.)

1. Приветствие учащихся.
Проверка готовности к уроку. Психологический настрой. Слайд 1, 2

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, настраиваются на урок.

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие. (10 мин.)

2. Повторение ранее изученного.
- Вспомним правило правописания приставок(работа в карточках)
Орфографическая минутка: расчет, рассчитывать, расстояние, раздать, расспрашивать, восстание, рассвет, пересадка, рассказ, растащить.
Словарная работа: растащить(разг.), украсть(нейт.), похитить(книж.) Слайд 3

Выполняют работу, комментируют ошибки

- Какие слова перед нами? (синонимы)
- Как вы думаете, что означают пометы в скобках?
- В каких ситуациях уместно употребить эти слова?
Отвечают на вопросы.
Вывод: выбираем слова в зависимости от ситуации. Таким образом создается стиль языка.
Джонатан Свифт: «Нужное слово в нужном месте — вот наиболее точное определение стиля» Слайд 4
Записывают в тетрадях тему урока.
3. Мотивация темы.
На доске записаны слова: речь, речевая ситуация, публицистический, художественный, научный, деловой, разговорный
- Какую тему сегодня будем изучать?
- Что нужно знать по этой теме?
-  Где можно применить знания о стилистике?
Отвечают на вопросы.

3. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи (10 мин.)

Организация учебной деятельности.
4. Изучение новой темы
- Найдите в учебнике параграф, соответствующий теме урока
- Найти в учебнике ответ на вопрос «от чего зависят наши высказывания?»
- Начертить схему речевой ситуации.
- Что изучает стилистика?

 

Изучают параграф №46
Чертят схему речевой ситуации.
Отвечают на вопросы

Динамическая пауза (2 мин.)

Выполнение комплекса упражнений

Выполняют упражнения

4. Включение изученного в систему знаний. (15 мин.)

Мотивация и координация деятельности учащихся, контроль за выполнением задания
5. Закрепление темы
Первичное – упр. 364 (совместно)
Взаимопроверка упр. 367 (вопросы)
Самостоятельная работа в группах Образец в упражнении №367
- Определить речевую ситуацию, начертить схему. Слайд 5

Текст 1.
Живая природа чутко откликается на времена года. Вот и последние листочки облетели с деревьев. Ковёр из мокрых листьев покрывает сады и парки. Идёшь по такому ковру и слышишь, как под ногами шуршат яркие звёздочки листвы. На голых сучьях повисли крупные капли ночного дождя.

Текст 2.
Ветер – перемещение воздуха над поверхностью земли. Возникает вследствие неравномерного распределения атмосферного давления. Сильный ветер с круговым движением воздуха называется вихрем.

Текст 3.
- А какая Италия?
- Италия, сынок, хорошая. Жарко там, солнца много, фрукты всякие растут, сладкие да вкусные. Все там чёрные от солнца ходят, а зимы вовсе нет.

 

Выполняют упражнение.

Выполняют самостоятельную работу, определяют речевые ситуации, чертят схемы.
Взаимооценка

7.Рефлексия. (5 мин.)

Рефлексия
6. Подведение итогов.
- С какой темой познакомились? (Что изучает стилистика)
- Что знаете по этой теме?
-  Где можно найти применение этим знаниям?
Выставление оценок.
Домашнее задание: § 46, упр. 366. Слайд 6

Отвечают на вопросы учителя.
Записывают домашнее задание