Цели:
Обучающие:
- закрепить знания об имени существительном, полученные на предыдущих уроках:
- совершенствовать умение доказывать принадлежность слова к имени существительному;
- повторить основные виды орфограмм, изученных в данном разделе;
- определять род несклоняемых имен существительных.
- познакомить с условиями выбора слитного и раздельного написания не с именами существительными.
Развивающие:
- обогащать словарный запас учащихся;
- формировать коммуникативное мировоззрение;
- развивать память, внимание, воображение учащихся;
- развивать волю, эмоции, интерес к предмету;
- развивать логическое мышление, память, монологическую речь.
Воспитательные:
- воспитывать эстетический вкус, речевую культуру;
- воспитывать любознательность, уважение к традициям и культуре других стран.
Здоровьесберегающие:
- Соблюдать физиологические основы учебно-воспитательного режима (учитывается время трудоспособности, утомляемость, учебная нагрузка, проводятся физкультминутки).
Планируемые результаты |
||
предметные |
личностные |
метапредметные |
Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. |
Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его. |
Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. |
Методы:
- Объяснительно-иллюстративный.
- Репродуктивный.
- Поисковый.
Тип урока по цели: Изучение нового материала.
Тип урока по форме: Комбинированный.
Оборудование:
- Презентация;
- Раздаточный материал.
Виды деятельности:
- Работа в группах
- Работа в парах
- Индивидуальная работа
- Наблюдение
- Работа с тестом
- Взаимоконтроль
- Работа с кроссвордом.
1. Организационный этап Здравствуйте, ребята. Вы, конечно же, любите мечтать. Я думаю, что вам будут близки строки стихотворения. Слайд №1 |
Наблюдение |
2. Постановка целей и задач Вставьте пропущенные буквы. Вот проблема, которую мы пока не в состоянии решить, но к концу урока мы сможем ответить на вопрос: как же нужно писать – слитно или раздельно? Скажите, были ли в вашей жизни ситуации, когда вам не хватало знаний из этой области? Я не случайно выбрала эпиграфом к нашему уроку именно это стихотворение. Вы знаете, что в апреле 2021 года исполнится 60 лет первому полёту человека в космос. Слайд № 2 - А вот какой юбилей, связанный с космическим пространством, наша страна отметит в 2023 году? - Первый в мире полёт женщины-космонавта был совершён Валентиной Терешкова 16 июня 1963 года на космическом корабле Восток-6. - Единственная в мире женщина, совершившая космический полёт в одиночку. Первая в России женщина, звание которой генерал-майор. Кандидат технических наук, профессор, автор более 50 научных работ |
Беседа
Наблюдение |
3. Актуализация знаний - Мы не можем обойти вниманием эту дату в уходящем году. Я предлагаю вам совершить космическое путешествие прямо сейчас, на уроке, это будет виртуальное путешествие в такой же интересный, как и космос, ещё мало изученный нами мир русского языка. |
Работа со словарём |
Слайд № 4 - Руководство полётом разрешите взять на себя. - В любое путешествие отправляются с определённой целью. Есть она и у нас. Посмотрите на название нашего путешествия и сформулируйте её. Слайд № 5 - Верно, мы познакомимся с условиями выбора слитного и раздельного написания не с существительными; повторим сведения о существительном, изученные на предыдущих уроках. Скоро наш любимый праздник, поэтому из космоса мы будем наблюдать, как в новом году готовятся в других странах. - Внимание, экипаж! Открываем бортовые журналы, заносим в них дату путешествия и его тему. - Работать вы будете в командах, я прошу капитанов распределить обязанности в ваших группах (ответственный за дисциплину экипажа, ответственный за выход в открытый космос, ответственный за организацию рабочего места, ответственный за подведение итогов полёта) - Путешествие – дело трудное, допускаются к нему только здоровые люди. Поэтому вам необходимо получить доступ к полёту – пройти контроль вашего лингвистического здоровья. (задание №1 в маршрутном листе, выполняем устно в группах) - Капитан экипажа «Умницы», к полёту готовы? Знатоки, Эрудиты, Всезнайки? Полетели Слайд № 6 |
Работа в группах |
- Внимание, слева по борту мы видим с вами Италию. Слайд № 8 Посмотрим, как же встречают новый год в этой стране? Сообщение №1 В Италии в новогоднюю ночь принято избавляться от старых вещей. Разбитую посуду и надоевшую мебель выбрасывают прямо в окно, потому что верят, что это принесёт богатство. А итальянские дети внимательно следят за печной трубой. Через неё в дом должна проникнуть волшебница Бефана и положить в их башмачки подарки, а непослушным детям достаются угольки. |
Сообщение |
- Сейчас пролетаем над Германией. - Каковы традиции этой страны? Сообщение №2 В Германии люди самого разного возраста, как только часы начинают отбивать полночь, взбираются на стулья, столы, кресла, и с последним ударом дружно, с радостными приветствиями «впрыгивают» в Новый год. Символ нового года в Германии – трубочист. Кто прикоснётся к нему и измажется сажей, будет счастлив. |
Сообщение |
- Мы приближаемся к станции «Орфографическая» Вам нужно разгадать кроссворд, внеся в нужную строчку слово с допущенной орфографической ошибкой, естественно, вы её исправите. - Что получилось? - Мы поднимаемся всё выше…и видим… Слайд № 9 - Кто же это? Он улыбается нам, наверное, желает что-то сказать. Хочу вам представить моего марсианского друга. Слова марсианина - Я так спешил, что приехал к вам без пальты. Кое-как успел, с таксями у вас, землян, большая проблема. Хотел ехать на метре, а метры у вас нет. Вот мы на Марсе ездим по шоссу на кенгурях, и в кафу на кенгурях, и в киню на кенгурях. Я, собственно, зачем прилетел? В гости вас пригласить, прямо на Марс, на улицу Зелёных человечков. Я ведь хочу с вами дружить, особенно Мейр Димой, Довыденкой Лерой, Девятыховой Алёной. Ой, сколько время? Я не опоздаю в ваш гардероб? А то все польты выдадут. - Марсианин, конечно, готовился к встрече, учил русский язык. Но ошибок допустил в речи много. Поможем ему исправить ошибки. |
Работа в парах
Наблюдение
Беседа |
- А мы отправляемся в путешествие дальше и приближаемся к Шотландии. Слайд № 10 Каковы традиции этой страны? Сообщение №3 В Шотландии в новогоднюю ночь всей семьёй собираются у камина, смотрят на огонь, который, по преданию сжигает все невзгоды старого года, загадывают на будущее, а когда стрелка часов приближается к 12, глава семьи молча открывает дверь настежь – пока часы бьют, в неё, считается, выходит старый год и входит новый. Санта Клаус ночью проникает в дом и приносит детям подарки. |
Сообщение |
- А теперь давайте отдохнём и выйдем в открытый космос. Наши глаза отдохнули, теперь ответственные за выход в открытый космос проведут разминку в своих командах. | Разминка |
4. Первичное усвоение новых знаний - Вы помните цель нашего путешествия? Высадимся на станции «Исследовательская» и познакомимся с заданием №3. Изучите предложенный материал, сделайте выводы о том, когда не с существительным пишется слитно, а когда – раздельно. Комментарии: слово не употребляются без не, без не слова теряют своё лексическое значение. Интересна история слова ряха. Оно живёт в некоторых диалектах и означает «женщина - чистюля.» Однако в литературном русском языке его нет. Следовательно, слово неряха без не не употребляется. Интересна история слова «негодяй», понятно, что оно связано со словом годиться, неожиданно его устаревшее значение: рекрут, оказавшийся непригодным к воинской службе. Внешний признак противопоставления – наличие союза а. Нет таких слов, потому что такими словами не обозначают реально существующие вещи. |
Самостоятельная исследовательская работа |
- Откройте космическое пособие. Параграф №43, познакомьтесь с его содержанием. Перед вами стоят две цели: |
Самостоятельная работа с учебником |
5. Первичная проверка понимания - Найдите слова с допущенными орфографическими ошибками.
|
Творческий диктант |
6. Первичное закрепление |
Работа с разноуровневыми тестами Взаимоконтроль |
7. Рефлексия |
Наблюдение
Беседа |
8. Информация о домашнем задании |
|