«Синтетические уроки»
Жизнь постоянно ставит перед человеком сложные задачи и проблемы: в ней много скрытого и неизведанного. Поэтому формирование культуры проблемной деятельности обучающихся было и остается одной из важных общеобразовательных и воспитательных задач.
Остановимся на одном из эффективных методов интерактивного обучения – проблемном методе – и рассмотрим структуру урока проблемного обучения. На таком уроке учитель преднамеренно создает проблемные ситуации и организует поисковую деятельность учащихся по самостоятельной постановке учебных проблем и их решению или сам ставит проблемы и решает их, показывая учащимся логику мысли в поисковой ситуации. М.И.Махмутов называл проблемные уроки «синтетическими».
Структура урока проблемного обучения «Экзюпери «Маленький принц»: вечные истины в сказке». (6 класс)
Концептуальная таблица «Черты притчи в философской сказке «Маленький принц»».
Заполняется учениками самостоятельно в течение урока.
Черты притчи |
Примеры из сказки |
Назидательный характер |
|
Моральное поучение в иносказательной форме |
|
Широта обобщения (в отличие от басни, которая обличает только один порок) |
|
Отсутствие обрисовки характеров |
|
Отсутствие показа явлений в развитии |
|
Сообщение о событиях, а не изображение их |
|
Аллегорический и символический смысл образов и событий |
|
I. Проблемная ситуация
Какие цитаты из сказки можно назвать заповедями Маленького принца?
- «Привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету» (гл. V)
- «С каждого нужно спрашивать то, что он может дать» (гл.X)
- «Человек – тот, «кто думает не только о себе» (гл.XIV)
- «Нельзя бросать то, что тебе дорого, потому что это может скоро исчезнуть» (гл. XV)
- «Вода бывает нужна и сердцу» (гл. XXIV)
- «Зорко одно лишь сердце, самого главного глазами не увидишь» (гл. XX)
II. Проблемный вопрос
Какие проблемы решает автор, используя жанр притчи?
III. Поиск решения
- Докажем, что притча помогает объяснить сложные законы бытия на простых примерах.
Групповая работа.
IV. Ответ на проблемный вопрос
По каким законам бытия должен жить человек?
V. Эксперимент
Выберите одну из заповедей Маленького принца (цитату) и объясните ее на примере бытовой ситуации современной жизни.
VI. Творческая работа
Составьте синквейн.
Тема – «Маленький принц».
Таким образом, в проблемном («синтетическом») уроке нет четкого деления на этапы, в нем все тесно взаимосвязано по принципу объединения методов преподавания и обучения.