Цели:
- закрепить знания о времени года – осень;
- учить видеть и наблюдать изменения в природе;
- познакомить с выражением «Бабье лето», его значением;
- воспитывать любовь к родному краю, к традициям и обычаям русского народа.
Задачи:
- Обогащать словарь детей яркими, красочными эпитетами.
- Воспитывать у детей наблюдательность, любовь к родной природе.
- Приобщать детей к культуре русского народа.
Материал: Иллюстрации по теме «Время года – осень»; корзина с овощами, обручи.
Предварительная работа:
- Наблюдение примет осени в природе.
- Повторение стихов об осени А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева, А.Н.Плещеева, С.А.Есенина, А.К.Толстого.
- Рассматривание осенних пейзажей И.И.Шишкина, И.И.Левитана, И.С.Остроухова.
- Слушание фрагментов из цикла «Времена года» П.И.Чайковского.
Лексико-грамматические игры и упражнения на образование и согласование относительных прилагательных, подбор признаков, действий, родственных слов, синонимов (по теме «Время года - осень»).
Ход занятия
1. Организационный момент
Воспитатель: Ребята, послушайте загадку.
«Утром мы во двор идем –
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят….
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?»
Дети: Осенью.
2. Закрепление ранее изученного материала
Воспитатель: По каким приметам вы узнали осень? (ответы детей). Какое сейчас время года? Назовите осенние месяцы. Какой сейчас месяц осени? (ответы детей).
3. Введение в тему
Воспитатель: Когда в сентябре вдруг потеплеет, то это время называют «Бабье лето». В народе говорят: «Пришла пора бабьего лета». Откуда же появилось выражение «Бабье лето?» Возникло оно уже давно. Все лето крестьяне работали от зари до зари в поле, на огородах. От того, что все дни они были заняты, людям не хватало времени заниматься домашними делами. И когда вся работа закончена: собран урожай, посеяны озимые – наступало время для домашних дел, наступала пора посиделок и вечеринок (показ иллюстраций).
Воспитатель: Как вы думаете, чем занимались женщины во время посиделок?
Дети: Женщины пряли, пели песни, вышивали, вязали. Женщинам нужно было засолить огурцы, помидоры, заготовить картофель, лук.
Воспитатель: Какие овощи вы еще знаете?
Дети: Свекла, репа, кабачок, тыква…
Воспитатель: А как вы думаете, кто был главным помощником у мам? (Дети) А как вы помогаете своим мамам по хозяйству? (ответы детей)
4. Подвижная игра-эстафета «Собери урожай»
Дети делятся на 2 команды и выстраиваются в 2 колонны. Напротив команд лежат обручи, в которых лежат овощи и фрукты. Возле каждой колонны лежит корзина, куда необходимо собрать урожай. Побеждает та команда, которая быстрее всех «соберет урожай».
5. Основная часть
Воспитатель: В природе в эти дни можно наблюдать удивительное спокойствие, словно провожая лето, солнце проявляет заботу об увядающей природе. Во время бабьего лета можно наблюдать, как возвращаются скворцы к покинутым гнездам, как будто снова наступила весна. Можно наблюдать полет паучков, так как они летают только в тихую погоду. В лесу очень тепло и сухо, хвойный лес стоит почти без изменений. Воздух и почва не успевают быстро остывать, а в народе подмечали, что происходит осеннее увядание природы и постепенно увядает женская красота: то и другое происходит постепенно красиво и завораживающе. Вот так из народа пошло выражение «Бабье лето».
6. Игра «Осеннее словечко»
Воспитатель: Ребята, а теперь поиграем в игру «Осеннее словечко». Я буду называть вам слова-предметы, а вы должны будете подобрать к ним слова-признаки:
- осень (какая?) - дождливая, холодная…
- листья (какие?) – красные, желтые, золотые, разноцветные, резные…
- настроение (какое?) - веселое, печальное, грустное…
- дождь (какой?) – холодный, мелкий, проливной…
- трава (какая?) – сухая, желтая, увядшая…
- небо (какое?) - дождливое, голубое, ясное, серое, хмурое, пасмурное, низкое…
Воспитатель: Много интересных примет собрал русский народ об этой замечательной поре в начале осени – о «Бабьем лете». Послушайте некоторые из них:
- «Бабье лето» сухое – осень мокрая.
- «Бабье лето» ненастно – осень сухая.
- Если первый день «бабьего лета» ясен – то и осень будет теплая.
Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение, которое называется «Бабье лето» (с опорой на сюжетную картину – по выбору педагога):
«Осень, но не холодно ничуть,
Солнце озарило землю светом,
Бабье лето начало свой путь,
Путь последний расставанья с летом.
В нитях паутины небеса,
Листья на деревьях золотые,
Дивная последняя краса,
Для души и сердца дни святые.
Север не задул ещё пока,
И кружатся смелые стрекозы,
Стала, словно зеркало, река,
Облака в ней обрамляют лозы.
В небесах царит голубизна,
Радость ощущается в природе,
А вокруг – немая тишина,
Но недолго быть такой погоде.
Волнами поднимется вода,
Сильный ветер принесёт ненастье,
Бабье лето коротко всегда,
Вдаль уходит, словно бабье счастье».
7. Закрепление материала (вопросы к детям):
- О чем мы сегодня говорили с вами на занятии? (о «бабьем лете»)
- Как вы понимаете выражение «Бабье лето»? (ответы детей)
- Какая погода бывает в это время? (теплая, сухая)
- Что происходит с деревьями в это время? (желтеют листья, краснеют плоды)
- Чем вам нравится осень?
- Какие признаки осени вы знаете?
Список литературы
1.Болутенко А. «Бабье лето».
2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Развитие связной речи». М., 2000.
3. Косинова Е.М. «Развитие речи. Природа». М., 2003.