Ребенок учится тому...

Разделы: География, Классное руководство, Работа с родителями

Класс: 6

Ключевые слова: семья, традиционный семейный уклад


«Богатство духовной жизни начинается там, где благородная мысль и моральное чувство, сливаясь воедино, живут в высоконравственном поступке»
В.А.Сухомлинский

Ребенок учится тому, что видит у себя в дому.
(народная житейская мудрость)

Издавна на Руси воспитанием детей занималась семья. Дети жили одной жизнью с родителями, впитывали их опыт, их мудрость. Перенимали их уклад жизни. Такой порядок вещей позволял ребенку усваивать следующие понятия: ценность семьи, уважение к старшим, любовь к Родине. Усваивать естественно и непреложно.

Отцовская и материнская линии поведения в семье органически соединялись в семейном укладе, благотворно влияли на становление детской души и укрепление семейных связей. Традиционный семейный уклад помогал ребенку познавать жизнь в разных ее проявлениях и учил включаться в эту жизнь по мере сил и способностей. На основе традиционных духовно-нравственных устоев семьи закладывалась последующая социальная и духовная состоятельность личности. Почитание родителей, послушание воспринималось детьми как необходимое условие благополучного взросления. А мать и отец, осознавая особенности своего семейного служения и свой долг доброго воспитания детей, понимали и житейскую, и духовную значимость мудрого педагогического общения в семье.

Такой порядок вещей был нормальным. Ненормальной считалась ситуация, когда семья не могла воспитывать ребенка. Этот ребенок считался сиротой.

Работа с семьей как нигде в городе актуальна в нашем микрорайоне. Родителям требуется помощь, часто педагогическая, т.к. многие из родителей сами потеряли нить семейного уклада.

Они не только не имеют времени на воспитание собственных детей, но и зачастую не хотят это время выискивать. Это происходит не потому, что дети не входят в число их приоритетов. Просто на сегодняшний момент мы имеем дело с третьим, или даже четвертым поколением людей, выросших, в большинстве своем, вне семейного уклада. Существуют не семьи, а собрания отдельных близких, людей проживающих рядом, но не вместе. Современные родители имеют столь же размытое представление о семье и способах ее создания, что и их дети.

Современный семейный порядок жизни совсем другой, он, к сожалению, провоцирует разрушение традиционных семейных связей. И для мужчин, и для женщин все большее значение приобретают работа, успехи в профессиональной области, стремление к достатку. У современных родителей не остается ни физических, ни душевных сил для воспитания детей. И даже верующие люди часто не воспринимают общение с супругом и детьми как нечто духовно значимое в жизни. А ведь традиционный строй семьи давал возможность людям не растрачивать попусту жизненные силы, а приумножать их, делиться ими с ближними. Так что же подразумевается под понятием «традиционный семейный уклад»?

Традиционный семейный уклад включает в себя пять компонентов:

  • обычаи (установившиеся, привычные формы поведения);
  • традиции (переходящий из поколения в поколение способ передачи ценностно-значимого содержания культуры, жизни семьи);
  • отношения: сердечные чувствования и настроения;
  • правила (образ мыслей, нормы поведения, обыкновения, привычки)
  • доброй и благочестивой жизни;
  • распорядок дня, недели, года; в отечественной культуре этот распорядок задавался строем благочестивой жизни христианина.

В настоящее время изучаются традиции, которые веками складывались в отечественных семьях, а сейчас признаны устаревшими, оказались сильно деформированными или вовсе утраченными. Это традиции семейного чтения, пения, рукоделия и иного совместного труда и творчества, игр взрослых и детей, составления генеалогического древа, домашнего театра, коллекционирования цветов, листьев в гербариях, камней и других материалов и многое другое.

Некоторые из этих традиций начинают возрождаться. Так, в современных семьях появился интерес к своим корням, что выражается в традициях, связанных с экскурсом в родословную своей семьи (сбор и хранение семейных реликвий, создание фотоальбомов «Моя родословная», посещение мест, памятных для предков, и т.д.). Разнообразнее становятся традиции проведения досуга: путешествия, воскресные поездки за город, посещение музеев, спортивные развлечения, чтение книг и др. С другой стороны, мероприятия нуждаются в обогащении содержания, а, следовательно, и в усилении развивающего влияния такие общепринятые семейные традиции, как празднование Нового года и дней рождения членов семей, и, конечно, в первую очередь детей. Как показывают результаты опроса, эти традиции самые распространенные в современной семье. Однако, к сожалению, основное внимание в них уделяется порядку действования (приобретение елки, подарков, угощений, своевременное приглашение гостей, уборка и украшение квартиры и т.п.). Значительно ценнее в воспитательном отношении организация деятельности детей и взрослых, инициирование активности, творчества детей.

Целью программыявляется содействие возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания, помощь семье в осознании и оформлении своей системы жизненных ценностей, содействие родителям в овладении навыками творческой семейной педагогики.

В процессе реализации программы предполагается решение следующих задач:

  • формирование основ традиционного семейного уклада;
  • повышение компетентности и психолого-педагогической культуры родителей, формирование у них активного педагогического сознания;
  • просвещение родителей в вопросах духовной культуры и духовно-нравственных основ семейного воспитания;
  • возрождение традиций, обычаев, правил семейной жизни;
  • помощь родителям в изучении и осознании особенностей своего ребенка и своей семьи;
  • помощь родителям в овладении практическими навыками позитивного взаимодействия с детьми в разных видах деятельности;
  • помощь в овладении навыками совместного проживания с детьми семейных событий: будничных и праздничных.
  • организация и целенаправленное просвещение родителей по вопросам воспитания детей, использование активных форм просветительской деятельности.
  • создание благоприятных условий общения, направленных на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель - ученик - родитель».
  • организация и совместное проведение досуга детей и родителей.

Программа включает:

  • тематическое планирование встреч в Семейной гостиной, рассчитанное на занятия в течение одного учебного года;
  • тезисное раскрытие содержания каждой темы;
  • описание аналитических и практических заданий для родителей на занятиях и дома.

В программу включен список литературы по каждой из обозначенных тем. Указанные пособия и книги Семейной академии можно использовать в процессе подготовки к занятиям, а также предлагать родителям для самостоятельного домашнего чтения.
Конечно, тематика занятий годичного цикла не может вместить в себя обсуждение всех педагогических проблем, встающих перед родителями. Задача программы, не дать исчерпывающие ответы на многочисленные частные вопросы семейного воспитания вопросы, а сформировать активный родительский интерес к отечественным педагогическим традициям, найти проявление этих традиций в педагогической культуре своего рода, творчески воссоздавать в жизни своей семьи.

Выполнение заданий на занятиях «Семейной академии» поможет родителям объединиться, осознать взаимную значимость позитивного опыта организации жизни и воспитания детей в разных семьях. Кроме того занятия помогут родителям приобрести навыки творческой педагогической импровизации в общении и совместной деятельности с детьми, во взаимном общении семей, в общении с педагогами образовательного учреждения.

Занятия по программе проводятся с группой родителей и предполагают использование активных форм и методов включения слушателей, в выполнение предлагаемых аналитических и практических заданий. На занятиях семейной академии предполагается использование опросников, анкет, обсуждения фрагментов научной и художественной литературы. Рекомендуемые к использованию на занятиях практические материалы приводятся в Приложении к программе. Кроме того, на занятиях «Семейной академии» планируется использование продуктов детской деятельности: устных рассказов, рисунков и других художественных работ детей, что поможет родителям овладеть навыками анализа результатов детского творчества с целью изучения личности и особенностей душевного состояния ребенка.

Групповые занятия в «Семейной академии» не исключают индивидуального и семейного консультирования. Для решения конкретных вопросов (помимо занятий в «Семейной академии») мамы, папы, бабушки и дедушки воспитанников могут посещать занятия педагогического лектория в образовательном учреждении, групповые консультации специалистов (педагога, психолога, логопеда, врача), могут быть членами семейного клуба, а также обращаться по своей инициативе за индивидуальными консультациями или откликаться на приглашение в «Семейной академии» к индивидуальной беседе.

Тематическое планирование курса (34 часа)

№ п/п

Тема

Ко-во часов

1

Нравственное воспитание в семье

2

2

Современная семья глазами разных специалистов: психолога, социолога, историка, демографа

2

3

Родственное пространство семьи

2

4

История семьи. Семейная память. Преемственность в семье

4

5

Семейные традиции

2

6

Обычаи семьи

2

7

Отношения в семье. Анкетирование

2

8

Моя родословная

3

9

Практическое занятие «Генеалогическое древо»

5

10

Особенности уклада, строя жизни семьи

2

11

Пространство семьи. Дом, уют

2

12

Семейные праздники

3

13

Проблема содержания семейного общения

1

14

Духовная жизнь семьи

1

15

Обобщающее итоговое занятие

1

Всего

34ч.

Тема 1. Нравственное воспитание в семье

Нравственное воспитание, особенности. Методы диагностики психологического климата в семье. Анализ детских творческих работ как один из методов диагностики особенностей психического развития и состояния ребенка и особенностей психологического климата в семье.

Тема 2. Современная семья глазами разных специалистов: психолога, социолога, историка, демографа, этнографа, священника

Характерные особенности современной семьи: взгляд демографа и социолога.

Современная семья в сравнении с патриархальной российской семьей. Вопросы семейной иерархии.

Проблемы исторической и культурной преемственности: традиционное и новое в жизни современной семьи.

Духовные корни и духовное здоровье современной семьи.

Тема 3. Родственное пространство семьи

Системы и степени родства. Наука генеалогия. Генеалогическое древо как способ изучения родственного пространства семьи. Имена наших предков и имена наших детей. Пишем родословную.

Тема 4. История семьи. Семейная память. Преемственность в семье

Почему важно знать историю своей семьи? Возможность осмысления уроков истории рода и задач рода, семьи, отдельных членов семьи. Память рода. Проблема нравственной и духовной преемственности в семье. Ответственность перед родом.

Изучаем историю своей семьи. Семейный архив. Семейные реликвии и домашние святыни. История семьи в преданиях и воспоминаниях.

Летопись семьи в старинных и современных фотографиях. Семейный фотоальбом. История страны в истории семьи.

Семейные рассказы о профессиях. Традиции выбора профессии в семье.

Тема 5. Семейные традиции

Как воспитывали наших бабушек и дедушек. Особенности «мужского» и «женского воспитания».

Преемственность семейной педагогической традиции. Родители и дети, бабушки и внуки. Восстанавливаем традиции.

Тема 6. Обычаи семьи

Установившиеся привычные формы поведения. Восстановление обычаев.

Тема 7. Отношения в семье

Роль семейных отношений в формировании подрастающего поколения.

Тема 8. Моя родословная

Выявление родословных связей.

Тема 9. Практическое занятие. Генеалогическое древо семьи

Составление древа семьи с использованием информации родных.

Тема 10. Особенности уклада, строя жизни семьи

Распорядок дня, недели года как важный фактор уклада жизни семьи.

Трудовые будни семьи в прошлом и настоящем. «Мужские» и «женские» трудовые дела. Традиции семейного рукоделия.

Традиции семейного досуга. Телевизор: «за» и «против». Активный досуг семьи.

Семейные праздники: особенности подготовки и проведения. Праздник Рождества Христова в семье. Праздник Пасхи в семье. Праздник именин в семье. Праздник дня рождения в семье.

Тема 11. Пространство семьи. Дом, уют

Что для Вас Родина? Понятие родного дома. Образ дома в духовной и культурной традиции разных народов. Образ русского дома и наш современный интерьер.

Теплота и уют как непременные качества родного дома. Что обязательно должно быть в доме, и чего в доме быть не должно.

Роль предметного мира в развитии ребенка. Многое делаем своими руками.

Семья собирается вместе. Домашние реликвии. Дом-музей.

Тема 12. Семейные праздники

День рождения, Новый год и другие праздники.

Тема 13. Проблема содержания семейного общения

Сердечные чувства и отношения как важный компонент уклада жизни семьи. Роль семейного общения в жизни ребенка-дошкольника. Принципы общения в семье.

Детские и недетские проблемы.

Игра в жизни семьи.

Мир чтения семьи. История семейной библиотеки.

Музыка в семье. Любимые песни.

Домашний театр: каким он может быть?

Наша семья и мир природы. Домашние питомцы. Цветы у нас дома.

Семейные путешествия по родным просторам.

Тема 14. Духовная жизнь семьи

Духовные основы брака и семейной жизни.

Традиции домашней молитвы, посещения храма, общения с духовником в семье. Семейное паломничество по святым местам.

Небесные покровители семьи. О духовном родстве. Домашние святыни.

Религиозное воспитание детей в семье: как избежать ошибок?

Приоритетные направления работы «Семейной академии»

  • Диагностика семей.
  • Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой.
  • Психолого-педагогическое просвещение родителей.
  • Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность.
  • Корректировка воспитания в отдельных семьях учащихся.
  • Взаимодействие с общественными организациями родителей.

Формы работы:

  • Анкеты, беседы, опросы, тесты.
  • Родительское собрание, беседы.
  • Школьный лекторий, школьные и классные тематические конференции для родителей, родительские лектории по микрогруппам родителей, поклассное просвещение родителей.
  • Совместные праздники и другие формы внеклассной деятельности, дни творчества для детей и их родителей, открытые уроки, родительское общественное патрулирование, шефская помощь.
  • Круглые столы, вечера вопросов и ответов, тренинги, индивидуальные консультации.
  • Посещения семей, подготовка школьных и классных праздников.
  • Классный совет.
  • Педагогические беседы с родителями;
  • Круглый стол с родителями;
  • Тематические консультации;
  • Совместные досуги;
  • Оформление витрин (фотомонтажей).

Методы работы с семьей подбираются исходя из одной главной задачи - развития семьи, направления энергии ее членов на позитивные изменения в их жизнедеятельности; формирование основ традиционного семейного уклада:

  • метод описания ситуации;
  • метод ролевой игры;
  • метод консультации;
  • методы убеждения и внушения;
  • метод опоры на традиции и обычаи семьи;
  • метод привлечения к труду;

Основные направления программы:

  • Общесоциальное - нормы и правила поведения в семье.
  • Этическое - воспитание нравственных качеств.
  • Правовое - права и обязанности родителей и детей, супругов по отноше­нию друг к другу, к детям, обществу.
  • Психологическое - взаимоотношения в семье.
  • Педагогическое - воспитательная роль отца и матери, педагогическая культура родителей.
  • Эстетическое - формирование отношения к семье, её членам как к самостоятельной эстетической ценности.
  • Хозяйственно-экономическое - знание о бюджете семьи, культуре быта, умении вести домашнее хозяйство, навыки домашнего труда.

Основные понятия программы:

  • Семья.
  • Уклад и традиции семьи.
  • Обычаи семьи.
  • Родительский дом.
  • Родословная.
  • Семейные корни. Генеалогическое древо.
  • Авторитет отца и матери.
  • Пространство семьи. Дом, уют.
  • Взаимоотношения братьев и сестер.
  • Взаимоотношения младших и старших.
  • Семейные праздники.
  • Духовная жизнь семьи.
  • Защищенность ребёнка в семье.

Основные функции взаимодействия семьи и школы:

  • Информационная;
  • Воспитательно-развивающая;
  • Формирующая;
  • Охранно-оздоровительная;
  • Контролирующая;
  • Бытовая.

Основные формы взаимодействия с семьёй

Педагогическое взаимодействие с семьёй предполагает единство требований к ребёнку и организацию совместной деятельности, изучение ребёнка в семье и школе.

Характер взаимодействия педагогов с семьей должен быть «дифференцированным.

Индивидуальные формы взаимодействия с семьёй:

  • беседы с родителями по различным вопросам;
  • консультации;
  • посещение семьи.

Формы сотрудничества с семьёй

  • Совместная организация и проведение внеклассных мероприятий: праздники, посвящённые датам календаря (День матери, День пожилого человека, 8 Марта, 23 Февраля), народные праздники, классные часы совместно с родителями, посвященные семейным традициям. Родительские собрания (организационно-тематические, текущие, итоговые, общешкольные, классные).
  • Вечера-встречи с интересными людьми, дни открытых дверей. Совместная исследовательская работа и диагностика. Консультации.
  • Совместное создание групп по интересам. Шефская и спонсорская помощь.
  • Психолого-педагогическая диагностика:
    • наблюдение;
    • беседа;
    • тестирование;
    • анкетирование;
    • тренинги;
  • Материалы детского творчества.

Ожидаемый результат:

  • Возрождение и укрепление традиций семейного воспитания, утверждения здорового
  • образа жизни.
  • Создание банка данных (интересы, обычаи, традиции семьи)
  • Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в семейном воспитании, получение ими практических навыков.
  • Активное и широкое включение родителей в образовательный и воспитательный процесс:
    • создание приоритета родительского воспитания;
    • установление партнерских отношений педагогов, родителей, детей.
    • организация психолого-педагогического просвещения родителей;
    • вовлечение родителей в педагогическое самообразование;
    • изучение и внедрение лучшего в школе опыта семейного воспитания.
    • получение характеристики микроклимата семьи, что обеспечит поиск
    • взаимодействия семьи школы, необходимого для быстрого нахождения средств квалифицированной помощи.
  • Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям и злоупотреблению психоактивными веществами в подростковой среде.
  • Включение семьи в воспитательный процесс;
  • Привлечение родителей к досуговой деятельности;
  • Организация совместного досуга детей и родителей.

Приложение

Литература

  1. Социология семьи под ред. А.И. Антонова. М., 2005.
  2. Герасимова И.А. Структура семьи. М., 1974.
  3. Буянов М.И. Ребёнок из неблагополучной семьи. М., « Просвещение», 1988.
  4. Макаренко А.С. О воспитании. М., Полит.литер., 1988.
  5. Ковалёв С.В. Психология современной семьи. М., « Просвещение», 1988.
  6. Чередов И.М. О работе с родителями учащихся . Омск-1975.
  7. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. Для студентов высших пед. учебн. завед.- М.: «Просвещение»:Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1996.
  8. Столяренко Л.Д. Педагогика. Серия « Учебники, учебные пособия.» - Р.-на-Д.: «Феникс», 2000.
  9. Баранов С.П. и др. Педагогика: Учеб. Пособие для пед. уч-щ.- М.: «Просвещение», 1987.
  10. Андреева Г.М.
  11. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. Пед. соч.8т.М.1984.