«Богатство духовной жизни начинается там, где благородная мысль и моральное чувство, сливаясь воедино, живут в высоконравственном поступке»
В.А.СухомлинскийРебенок учится тому, что видит у себя в дому.
(народная житейская мудрость)
Издавна на Руси воспитанием детей занималась семья. Дети жили одной жизнью с родителями, впитывали их опыт, их мудрость. Перенимали их уклад жизни. Такой порядок вещей позволял ребенку усваивать следующие понятия: ценность семьи, уважение к старшим, любовь к Родине. Усваивать естественно и непреложно.
Отцовская и материнская линии поведения в семье органически соединялись в семейном укладе, благотворно влияли на становление детской души и укрепление семейных связей. Традиционный семейный уклад помогал ребенку познавать жизнь в разных ее проявлениях и учил включаться в эту жизнь по мере сил и способностей. На основе традиционных духовно-нравственных устоев семьи закладывалась последующая социальная и духовная состоятельность личности. Почитание родителей, послушание воспринималось детьми как необходимое условие благополучного взросления. А мать и отец, осознавая особенности своего семейного служения и свой долг доброго воспитания детей, понимали и житейскую, и духовную значимость мудрого педагогического общения в семье.
Такой порядок вещей был нормальным. Ненормальной считалась ситуация, когда семья не могла воспитывать ребенка. Этот ребенок считался сиротой.
Работа с семьей как нигде в городе актуальна в нашем микрорайоне. Родителям требуется помощь, часто педагогическая, т.к. многие из родителей сами потеряли нить семейного уклада.
Они не только не имеют времени на воспитание собственных детей, но и зачастую не хотят это время выискивать. Это происходит не потому, что дети не входят в число их приоритетов. Просто на сегодняшний момент мы имеем дело с третьим, или даже четвертым поколением людей, выросших, в большинстве своем, вне семейного уклада. Существуют не семьи, а собрания отдельных близких, людей проживающих рядом, но не вместе. Современные родители имеют столь же размытое представление о семье и способах ее создания, что и их дети.
Современный семейный порядок жизни совсем другой, он, к сожалению, провоцирует разрушение традиционных семейных связей. И для мужчин, и для женщин все большее значение приобретают работа, успехи в профессиональной области, стремление к достатку. У современных родителей не остается ни физических, ни душевных сил для воспитания детей. И даже верующие люди часто не воспринимают общение с супругом и детьми как нечто духовно значимое в жизни. А ведь традиционный строй семьи давал возможность людям не растрачивать попусту жизненные силы, а приумножать их, делиться ими с ближними. Так что же подразумевается под понятием «традиционный семейный уклад»?
Традиционный семейный уклад включает в себя пять компонентов:
- обычаи (установившиеся, привычные формы поведения);
- традиции (переходящий из поколения в поколение способ передачи ценностно-значимого содержания культуры, жизни семьи);
- отношения: сердечные чувствования и настроения;
- правила (образ мыслей, нормы поведения, обыкновения, привычки)
- доброй и благочестивой жизни;
- распорядок дня, недели, года; в отечественной культуре этот распорядок задавался строем благочестивой жизни христианина.
В настоящее время изучаются традиции, которые веками складывались в отечественных семьях, а сейчас признаны устаревшими, оказались сильно деформированными или вовсе утраченными. Это традиции семейного чтения, пения, рукоделия и иного совместного труда и творчества, игр взрослых и детей, составления генеалогического древа, домашнего театра, коллекционирования цветов, листьев в гербариях, камней и других материалов и многое другое.
Некоторые из этих традиций начинают возрождаться. Так, в современных семьях появился интерес к своим корням, что выражается в традициях, связанных с экскурсом в родословную своей семьи (сбор и хранение семейных реликвий, создание фотоальбомов «Моя родословная», посещение мест, памятных для предков, и т.д.). Разнообразнее становятся традиции проведения досуга: путешествия, воскресные поездки за город, посещение музеев, спортивные развлечения, чтение книг и др. С другой стороны, мероприятия нуждаются в обогащении содержания, а, следовательно, и в усилении развивающего влияния такие общепринятые семейные традиции, как празднование Нового года и дней рождения членов семей, и, конечно, в первую очередь детей. Как показывают результаты опроса, эти традиции самые распространенные в современной семье. Однако, к сожалению, основное внимание в них уделяется порядку действования (приобретение елки, подарков, угощений, своевременное приглашение гостей, уборка и украшение квартиры и т.п.). Значительно ценнее в воспитательном отношении организация деятельности детей и взрослых, инициирование активности, творчества детей.
Целью программыявляется содействие возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания, помощь семье в осознании и оформлении своей системы жизненных ценностей, содействие родителям в овладении навыками творческой семейной педагогики.
В процессе реализации программы предполагается решение следующих задач:
- формирование основ традиционного семейного уклада;
- повышение компетентности и психолого-педагогической культуры родителей, формирование у них активного педагогического сознания;
- просвещение родителей в вопросах духовной культуры и духовно-нравственных основ семейного воспитания;
- возрождение традиций, обычаев, правил семейной жизни;
- помощь родителям в изучении и осознании особенностей своего ребенка и своей семьи;
- помощь родителям в овладении практическими навыками позитивного взаимодействия с детьми в разных видах деятельности;
- помощь в овладении навыками совместного проживания с детьми семейных событий: будничных и праздничных.
- организация и целенаправленное просвещение родителей по вопросам воспитания детей, использование активных форм просветительской деятельности.
- создание благоприятных условий общения, направленных на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель - ученик - родитель».
- организация и совместное проведение досуга детей и родителей.
Программа включает:
- тематическое планирование встреч в Семейной гостиной, рассчитанное на занятия в течение одного учебного года;
- тезисное раскрытие содержания каждой темы;
- описание аналитических и практических заданий для родителей на занятиях и дома.
В программу включен список литературы по каждой из обозначенных тем. Указанные пособия и книги Семейной академии можно использовать в процессе подготовки к занятиям, а также предлагать родителям для самостоятельного домашнего чтения.
Конечно, тематика занятий годичного цикла не может вместить в себя обсуждение всех педагогических проблем, встающих перед родителями. Задача программы, не дать исчерпывающие ответы на многочисленные частные вопросы семейного воспитания вопросы, а сформировать активный родительский интерес к отечественным педагогическим традициям, найти проявление этих традиций в педагогической культуре своего рода, творчески воссоздавать в жизни своей семьи.
Выполнение заданий на занятиях «Семейной академии» поможет родителям объединиться, осознать взаимную значимость позитивного опыта организации жизни и воспитания детей в разных семьях. Кроме того занятия помогут родителям приобрести навыки творческой педагогической импровизации в общении и совместной деятельности с детьми, во взаимном общении семей, в общении с педагогами образовательного учреждения.
Занятия по программе проводятся с группой родителей и предполагают использование активных форм и методов включения слушателей, в выполнение предлагаемых аналитических и практических заданий. На занятиях семейной академии предполагается использование опросников, анкет, обсуждения фрагментов научной и художественной литературы. Рекомендуемые к использованию на занятиях практические материалы приводятся в Приложении к программе. Кроме того, на занятиях «Семейной академии» планируется использование продуктов детской деятельности: устных рассказов, рисунков и других художественных работ детей, что поможет родителям овладеть навыками анализа результатов детского творчества с целью изучения личности и особенностей душевного состояния ребенка.
Групповые занятия в «Семейной академии» не исключают индивидуального и семейного консультирования. Для решения конкретных вопросов (помимо занятий в «Семейной академии») мамы, папы, бабушки и дедушки воспитанников могут посещать занятия педагогического лектория в образовательном учреждении, групповые консультации специалистов (педагога, психолога, логопеда, врача), могут быть членами семейного клуба, а также обращаться по своей инициативе за индивидуальными консультациями или откликаться на приглашение в «Семейной академии» к индивидуальной беседе.
Тематическое планирование курса (34 часа)
№ п/п
|
Тема |
Ко-во часов |
1 |
Нравственное воспитание в семье |
2 |
2 |
Современная семья глазами разных специалистов: психолога, социолога, историка, демографа |
2 |
3 |
Родственное пространство семьи |
2 |
4 |
История семьи. Семейная память. Преемственность в семье |
4 |
5 |
Семейные традиции |
2 |
6 |
Обычаи семьи |
2 |
7 |
Отношения в семье. Анкетирование |
2 |
8 |
Моя родословная |
3 |
9 |
Практическое занятие «Генеалогическое древо» |
5 |
10 |
Особенности уклада, строя жизни семьи |
2 |
11 |
Пространство семьи. Дом, уют |
2 |
12 |
Семейные праздники |
3 |
13 |
Проблема содержания семейного общения |
1 |
14 |
Духовная жизнь семьи |
1 |
15 |
Обобщающее итоговое занятие |
1 |
Всего |
34ч. |
Тема 1. Нравственное воспитание в семье
Нравственное воспитание, особенности. Методы диагностики психологического климата в семье. Анализ детских творческих работ как один из методов диагностики особенностей психического развития и состояния ребенка и особенностей психологического климата в семье.
Тема 2. Современная семья глазами разных специалистов: психолога, социолога, историка, демографа, этнографа, священника
Характерные особенности современной семьи: взгляд демографа и социолога.
Современная семья в сравнении с патриархальной российской семьей. Вопросы семейной иерархии.
Проблемы исторической и культурной преемственности: традиционное и новое в жизни современной семьи.
Духовные корни и духовное здоровье современной семьи.
Тема 3. Родственное пространство семьи
Системы и степени родства. Наука генеалогия. Генеалогическое древо как способ изучения родственного пространства семьи. Имена наших предков и имена наших детей. Пишем родословную.
Тема 4. История семьи. Семейная память. Преемственность в семье
Почему важно знать историю своей семьи? Возможность осмысления уроков истории рода и задач рода, семьи, отдельных членов семьи. Память рода. Проблема нравственной и духовной преемственности в семье. Ответственность перед родом.
Изучаем историю своей семьи. Семейный архив. Семейные реликвии и домашние святыни. История семьи в преданиях и воспоминаниях.
Летопись семьи в старинных и современных фотографиях. Семейный фотоальбом. История страны в истории семьи.
Семейные рассказы о профессиях. Традиции выбора профессии в семье.
Тема 5. Семейные традиции
Как воспитывали наших бабушек и дедушек. Особенности «мужского» и «женского воспитания».
Преемственность семейной педагогической традиции. Родители и дети, бабушки и внуки. Восстанавливаем традиции.
Тема 6. Обычаи семьи
Установившиеся привычные формы поведения. Восстановление обычаев.
Тема 7. Отношения в семье
Роль семейных отношений в формировании подрастающего поколения.
Тема 8. Моя родословная
Выявление родословных связей.
Тема 9. Практическое занятие. Генеалогическое древо семьи
Составление древа семьи с использованием информации родных.
Тема 10. Особенности уклада, строя жизни семьи
Распорядок дня, недели года как важный фактор уклада жизни семьи.
Трудовые будни семьи в прошлом и настоящем. «Мужские» и «женские» трудовые дела. Традиции семейного рукоделия.
Традиции семейного досуга. Телевизор: «за» и «против». Активный досуг семьи.
Семейные праздники: особенности подготовки и проведения. Праздник Рождества Христова в семье. Праздник Пасхи в семье. Праздник именин в семье. Праздник дня рождения в семье.
Тема 11. Пространство семьи. Дом, уют
Что для Вас Родина? Понятие родного дома. Образ дома в духовной и культурной традиции разных народов. Образ русского дома и наш современный интерьер.
Теплота и уют как непременные качества родного дома. Что обязательно должно быть в доме, и чего в доме быть не должно.
Роль предметного мира в развитии ребенка. Многое делаем своими руками.
Семья собирается вместе. Домашние реликвии. Дом-музей.
Тема 12. Семейные праздники
День рождения, Новый год и другие праздники.
Тема 13. Проблема содержания семейного общения
Сердечные чувства и отношения как важный компонент уклада жизни семьи. Роль семейного общения в жизни ребенка-дошкольника. Принципы общения в семье.
Детские и недетские проблемы.
Игра в жизни семьи.
Мир чтения семьи. История семейной библиотеки.
Музыка в семье. Любимые песни.
Домашний театр: каким он может быть?
Наша семья и мир природы. Домашние питомцы. Цветы у нас дома.
Семейные путешествия по родным просторам.
Тема 14. Духовная жизнь семьи
Духовные основы брака и семейной жизни.
Традиции домашней молитвы, посещения храма, общения с духовником в семье. Семейное паломничество по святым местам.
Небесные покровители семьи. О духовном родстве. Домашние святыни.
Религиозное воспитание детей в семье: как избежать ошибок?
Приоритетные направления работы «Семейной академии»
- Диагностика семей.
- Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой.
- Психолого-педагогическое просвещение родителей.
- Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность.
- Корректировка воспитания в отдельных семьях учащихся.
- Взаимодействие с общественными организациями родителей.
Формы работы:
- Анкеты, беседы, опросы, тесты.
- Родительское собрание, беседы.
- Школьный лекторий, школьные и классные тематические конференции для родителей, родительские лектории по микрогруппам родителей, поклассное просвещение родителей.
- Совместные праздники и другие формы внеклассной деятельности, дни творчества для детей и их родителей, открытые уроки, родительское общественное патрулирование, шефская помощь.
- Круглые столы, вечера вопросов и ответов, тренинги, индивидуальные консультации.
- Посещения семей, подготовка школьных и классных праздников.
- Классный совет.
- Педагогические беседы с родителями;
- Круглый стол с родителями;
- Тематические консультации;
- Совместные досуги;
- Оформление витрин (фотомонтажей).
Методы работы с семьей подбираются исходя из одной главной задачи - развития семьи, направления энергии ее членов на позитивные изменения в их жизнедеятельности; формирование основ традиционного семейного уклада:
- метод описания ситуации;
- метод ролевой игры;
- метод консультации;
- методы убеждения и внушения;
- метод опоры на традиции и обычаи семьи;
- метод привлечения к труду;
Основные направления программы:
- Общесоциальное - нормы и правила поведения в семье.
- Этическое - воспитание нравственных качеств.
- Правовое - права и обязанности родителей и детей, супругов по отношению друг к другу, к детям, обществу.
- Психологическое - взаимоотношения в семье.
- Педагогическое - воспитательная роль отца и матери, педагогическая культура родителей.
- Эстетическое - формирование отношения к семье, её членам как к самостоятельной эстетической ценности.
- Хозяйственно-экономическое - знание о бюджете семьи, культуре быта, умении вести домашнее хозяйство, навыки домашнего труда.
Основные понятия программы:
- Семья.
- Уклад и традиции семьи.
- Обычаи семьи.
- Родительский дом.
- Родословная.
- Семейные корни. Генеалогическое древо.
- Авторитет отца и матери.
- Пространство семьи. Дом, уют.
- Взаимоотношения братьев и сестер.
- Взаимоотношения младших и старших.
- Семейные праздники.
- Духовная жизнь семьи.
- Защищенность ребёнка в семье.
Основные функции взаимодействия семьи и школы:
- Информационная;
- Воспитательно-развивающая;
- Формирующая;
- Охранно-оздоровительная;
- Контролирующая;
- Бытовая.
Основные формы взаимодействия с семьёй
Педагогическое взаимодействие с семьёй предполагает единство требований к ребёнку и организацию совместной деятельности, изучение ребёнка в семье и школе.
Характер взаимодействия педагогов с семьей должен быть «дифференцированным.
Индивидуальные формы взаимодействия с семьёй:
- беседы с родителями по различным вопросам;
- консультации;
- посещение семьи.
Формы сотрудничества с семьёй
- Совместная организация и проведение внеклассных мероприятий: праздники, посвящённые датам календаря (День матери, День пожилого человека, 8 Марта, 23 Февраля), народные праздники, классные часы совместно с родителями, посвященные семейным традициям. Родительские собрания (организационно-тематические, текущие, итоговые, общешкольные, классные).
- Вечера-встречи с интересными людьми, дни открытых дверей. Совместная исследовательская работа и диагностика. Консультации.
- Совместное создание групп по интересам. Шефская и спонсорская помощь.
- Психолого-педагогическая диагностика:
- наблюдение;
- беседа;
- тестирование;
- анкетирование;
- тренинги;
- Материалы детского творчества.
Ожидаемый результат:
- Возрождение и укрепление традиций семейного воспитания, утверждения здорового
- образа жизни.
- Создание банка данных (интересы, обычаи, традиции семьи)
- Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в семейном воспитании, получение ими практических навыков.
- Активное и широкое включение родителей в образовательный и воспитательный процесс:
- создание приоритета родительского воспитания;
- установление партнерских отношений педагогов, родителей, детей.
- организация психолого-педагогического просвещения родителей;
- вовлечение родителей в педагогическое самообразование;
- изучение и внедрение лучшего в школе опыта семейного воспитания.
- получение характеристики микроклимата семьи, что обеспечит поиск
- взаимодействия семьи школы, необходимого для быстрого нахождения средств квалифицированной помощи.
- Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям и злоупотреблению психоактивными веществами в подростковой среде.
- Включение семьи в воспитательный процесс;
- Привлечение родителей к досуговой деятельности;
- Организация совместного досуга детей и родителей.
Литература
- Социология семьи под ред. А.И. Антонова. М., 2005.
- Герасимова И.А. Структура семьи. М., 1974.
- Буянов М.И. Ребёнок из неблагополучной семьи. М., « Просвещение», 1988.
- Макаренко А.С. О воспитании. М., Полит.литер., 1988.
- Ковалёв С.В. Психология современной семьи. М., « Просвещение», 1988.
- Чередов И.М. О работе с родителями учащихся . Омск-1975.
- Подласый И.П. Педагогика: Учеб. Для студентов высших пед. учебн. завед.- М.: «Просвещение»:Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1996.
- Столяренко Л.Д. Педагогика. Серия « Учебники, учебные пособия.» - Р.-на-Д.: «Феникс», 2000.
- Баранов С.П. и др. Педагогика: Учеб. Пособие для пед. уч-щ.- М.: «Просвещение», 1987.
- Андреева Г.М.
- Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. Пед. соч.8т.М.1984.