Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели урока:
образовательные:
- познакомиться с историческим материалом по теме,
- вывести правило деления чисел,
- научиться делить отрицательные числа и числа с разными знаками;
развивающие:
- развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности учащихся, навыки поиска и анализа информации, память, логическое мышление, сознательное восприятие учебного материала, математическую речь, умение работать с учебной литературой;
воспитательные:
- воспитывать целеустремлённость и настойчивость в достижении цели, активность, самостоятельность, умение работать в парах, чувство ответственности, культуру общения, потребность и умение самостоятельно приобретать знания.
Применяемые технологии: ИКТ и ТРКМЧП.
ХОД УРОКА
1. Орг. момент
Добрый день, ребята! Я очень рада снова видеть вас и мы вместе рады видеть гостей на нашем уроке. Одним из проявлений радости является улыбка. Так давайте поприветствуем гостей улыбкой. А теперь улыбнемся друг другу.
Молодцы, садитесь.
Великий русский полководец А.В.Суворов называл математику гимнастикой ума. Я предлагаю вам заняться умственной гимнастикой. Но сначала надо приготовить всё для занятий. Посмотрите на своё рабочее место и рабочее место соседа. У вас всё готово к уроку?
2. Фаза - вызов
1) Целеполагание.
Итак, первое упражнение. Кластер.
Из понятий «целые числа», «сравнение», «сложение», «вычитание», «умножение», «деление», «правила» вам необходимо составить кластер (все слова обозначают действия, которые дети умеют выполнять с целыми числами, и только деление выделено другим цветом). (Слайд 1)
- Почему, по вашему мнению, «деление» выделено другим цветом? (Т.к. мы ещё не заем, как выполнять деление целых чисел).
- Какую же цель вы поставите перед собой на этот урок? (Научиться делить целые числа).
- Сформулируйте тему нашего урока. (Деление целых чисел).
- Сравните вашу формулировку с формулировкой темы в учебнике. Как вы думаете, нет ли ошибки в авторской формулировке? (Нет, т.к. разделить два числа значит найти их частное).
- Откройте тетради, запишите число и тему урока.
- Какие задачи вы поставите перед собой для достижения цели? (Сформулировать правило деления целых чисел, научиться его применять при вычислении)
2) Мотивация.
- А нужно ли вам вообще умение делить целые числа? Где оно вам пригодится?
- Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю вам продолжить нашу гимнастику и выполнить второе упражнение.
Решить уравнения
(Слайд 2)
- Все ли уравнения вы решили?
- При решении, каких уравнений возникли затруднения и почему? (3 и 5, т.к. х находится делением целых чисел, а это правило ещё не изучено).
- Таким образом, умение выполнять деление целых чисел необходимо для решения уравнений, а так же просто для вычислений.
3. Фаза – осмысление
1. Третье упражнение. Решение уравнений.
- Ребята, я предлагаю вам в парах попробовать решить 3 и 5 уравнения различными способами (способом подбора и способом нахождения неизвестного компонента. Работаем самостоятельно, а затем представители пары продемонстрируют нам своё решение у доски.
- Что можно сказать о корнях одного и того же уравнения, решённого различными способами? (Учащиеся делают вывод о том, что корни уравнения, полученные различными способами будут одинаковыми.)
- Как получить число 3 при делении – 21 на (– 7), и число (- 5) при делении 45 на (- 9)? (Разделить модули этих чисел и поставить в ответе плюс, если делили отрицательные числа, и минус, если делили числа с разными знаками).
2. Четвёртое упражнение. Работа с текстом.
- Давайте проверим ваше предположение, обратившись к тексту п. 2.8. на стр. 65.
1) Прочитайте текст, делая пометки. (Слайд 3)
После работы с текстом в ходе фронтальной беседы учитель выясняет, что ребятам было уже известно, что они узнали нового и т.д. в соответствии с приёмом инсерт.
2) Отобразите графически информацию в виде правила знаков. Учащиеся работают в парах, а затем один ученик показывает у доски то, что сделала их пара. (Слайд 4)
3) Выполните в парах устно № 331, 332, 333.
4. Фаза - рефлексия
– Заканчиваем нашу гимнастику и возвращаемся на исходную позицию (к кластеру и целеполаганию, т.е. на фазу вызова).
- Какое арифметическое действие с целыми числами было нами не изучено? (Деление)
- Какую цель мы поставили перед собой в начале урока?
- Какие задачи мы должны были решить на уроке?
- Мы выполнили эти задачи? Достигли поставленной цели?
4. Рефлексивный приём «Светофор».
5. – А теперь оцените свою работу на уроке:
- кто выбрал на светофоре зелёный свет, тот может поставить себе «5»,
- кто выбрал на светофоре жёлтый свет, тот может поставить себе «4»,
- а остальным ребятам надо ещё раз хорошо разобрать тему дома и тогда вы обязательно получите положительную отметку.
5. Домашнее задание
- А теперь запишите домашнее задание. Оцениваться задание будет соответственно выбранному уровню.
1. п. 2.8. (правила), № 340 в учебнике.