Актуальность (условия формирования опыта)
Самое щадящее, комфортное обучение детей – это обучение в игре. Игра успокаивает, лечит и стимулирует речь детей. Речевые занятия в игровой форме дают большой результат. Наблюдается желание абсолютно всех детей участвовать в этом процессе, который активизирует мыслительную деятельность, обогащает словарный запас детей, развивает умение наблюдать, выделять главное, конкретизировать информацию, сопоставлять предметы, признаки и явления, систематизировать накопленные знания.
Проблема
Речевое развитие дошкольника – важнейшая из всех образовательных областей. 21 век – век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями.
В начале года выявила проблемы речевого развития детей своей группы
- Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
- Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
- Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
- Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач), употребление нелитературных слов и выражений.
- Бедная диалогическая речь.
- Неспособность построить монолог.
- Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
- Отсутствие навыков культуры речи.
- Плохая дикция.
В целом уровень речевого развития у детей охарактеризовала как неудовлетворительный. Эта проблема является актуальной.
Речевые нарушения затрудняют общение, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами.
Цель: Исходя, из этого была поставлена цель: создание максимально благоприятных условий для речевого развития детей посредством игровых технологий.
Задачи:
- Изучить теоретические основы и практическую значимость игровых технологий в направлении речевое развитие;
- Осуществить поиск и отбор нетрадиционных форм образовательной деятельности с детьми, с использованием игровых технологий;
- Адаптировать к детям систему методов и приемов игровой технологии;
- Определить тематику, место и время их применения в образовательном процессе и внести в перспективное планирование;
- Создать развивающую предметно-пространственную среду для специально организованной образовательной деятельности в Центре речевого развития и самостоятельной деятельности;
Анализ методической литературы
Начала свою работу с анализа методической литературы, на основе которой уже несколько лет реализовала Основную образовательную программу. Поняла, что есть необходимость обновления образовательного процесса и потребность поиска новых методик, построенных на более эффективных приёмах и нетрадиционных техниках.
Изучила нетрадиционные формы проведения образовательной деятельности с детьми.
Это занятия-соревнования, литературные викторины, занятия-фантазии, занятия-путешествия. Кто быстрее назовет, найдет, определит, заметит и т.д. Занятие, построенное на сюжете, когда сюжетная линия игры и решает задачи обучения. Дети помогают своим друзьям, выручают кого-либо из беды, узнают интересные факты из литературы, истории. Готовясь к «путешествию», дети рисуют, лепят, конструируют. Получают возможность «переживания» интересного для них материала. Узнавая новое, размышляя над тем, что уже вошло в их опыт, дети учатся выражать свое отношение к происходящему.
Для повышения эмоциональной активности детей использую сюрпризные моменты, проблемные, а также игровые и воображаемые ситуации. Разыгрываются микро сценки, несущие детям познавательную информацию.
В них с удовольствием участвуют все, даже робкие дети. Они строят диалоги, сочиняют маленькие рассказы, подбирают слова-действия, слова-признаки и т.д. И даже самый молчаливый и застенчивый ребенок рассказывает свою историю о животном, роль которого он играет.
Создание развивающей предметно-пространственной среды
Для ребенка хорошо сформированная речь – это успех в обучении.
Уже доказано, что на развитие речи дошкольника большое влияние оказывает развивающая среда.
«В пустых стенах ребёнок не заговорит»… - заметила в своё время Елизаве́та Ива́новна Тихе́ева — российский и советский педагог, крупнейший специалист по дошкольному воспитанию детей.
Поэтому обогащение центра речевого развития разнообразным практическим материалом для организации образовательной деятельности была моей основной целью.
Это разнообразные пособия и игры, как промышленного производства, так и сделанные своими руками.
В центре речевого развития имеются пособия для проведения артикуляционных упражнений в игровой форме, комплексы пальчиковых игр, игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха, знакомства с о звуками и буквами.
Игры для развития мелкой моторики
Для развития мелкой моторики рук, использую игры с предметами домашнего обихода (прищепки, пуговицы, бусины, крупы и т. д.) Очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры. В моем случае в игры с использованием пуговиц. Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Мозаика», «Найди пары одинаковых пуговиц», «Найди лишнюю пуговицу», «Пуговицы рассыпались. Разложи их по форме», «Пуговицы рассыпались. Разложи их по цвету», «Нарисуем пуговицу» «Печатаем узор» (пуговица-штамп.) Составление из пуговиц узоров на пластилине. «Бабочка». «Гусеница». «Волшебный цветок». Выкладывание из пуговиц мозаичных изображений. Речевые упражнения «Какая пуговица?» «Подбери и расскажи». Придумывание сказок и историй.
Ниткография
Внесла в среду центра речевого развития набор для ниткотерапии. Вид арт-терапии, который, на мой взгляд, является особенно эффективным для развития мелкой моторики рук. «Ниткография», «ниткопись». Заматывание и разматывания клубочков (выкладывание из ниток разных фигурок паучок, бабочка).
Игры с манной крупой
Исследования ученых показали, что манная крупа обладает свойством погашения негативной энергии. Она очищает энергетику ребенка и стабилизирует его эмоциональное состояние. Играя с манкой, ребенок пропускает её между пальцев, вместе с потоком крупинок уходит напряжение, ребенок расслабляется и его эмоциональное самочувствие улучшается. Это служит прекрасным средством для развития и саморазвития детей. В процессе игры с манной крупой у детей развивается тактильно-двигательная чувствительность, координация движений кистей и пальцев рук, что способствует успешной работе по подготовке руки к письму. Благотворное влияние игры с манкой оказывают и на развитие речи и социально-коммуникативное развитие дошкольников, в частности на формирование навыков общения, на взаимодействие их между собой.
Пальчиковый театр
Большим интересом у детей пользуется пальчиковый театр. В центре по развитию речи живут покупные персонажи любимых сказок и те, которые изготовили дети своими руками из соленого теста. Уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять роль любого героя. А также самодельный настольный театр на конусах.
Схемы для развития связной речи детей
Для обогащения словарного запаса, для обучения детей составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, отгадывании и загадывании загадок, заучивании стихов использую метод мнемотехники.
Дидактические игры по развитию речи
Изготовила игры и пособия по автоматизации звуков, в интересной и доступной форме познакомила детей со звуками и буквами родного языка. Игры «Найди звук», «Доскажи словечко», «Угадай слово», « Составь слово из букв». «Добавить к слову пропущенный звук», «Найди звуку место». Составление звуковой схемы слова.
В центре развития речи карточки-пиктограммы на эмоциональную сферу, на развитие умения передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию. Таблица эмоций.
Игра «Скажи так же, как нарисовано на схеме», нацелена на формирование у детей умения выражать в речи разные эмоциональные, интонационные конструкции. Рассматривая с детьми картину, предлагаю выбрать себе карточку с изображением определенной эмоции и произнести фразу так, чтобы она соответствовала выбранной схеме - эмоции. Что позволяет окрасить рассказ жестами мимикой, научиться пользоваться повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией.
Особое место в развитии речи детей дошкольного возраста я отвожу игровой технологии ТРИЗ. Используя элементы данной технологии в решении задач по развитию речи. Игры «Да-Нетка», «Хорошо – плохо», «Что умеет делать» «Наоборот», «Чем был – чем стал» и др.
«Волшебные диски»
Пособие «Волшебные диски» изготовила своими руками. Подобие кругов Луллия - это серия дидактических игр для развития связной речи и обучения грамоте. Удобное в использовании. Пособие окажет помощь в формировании у детей слоговой структуры, в совершенствовании грамматического строя речи и навыка чтения, расширении лексического запаса, развитии фонематического восприятия.
- Дидактическая игра «Подбери рифму».
- Дидактическая игра «Составь предложение».
- Дидактическая игра «Составь слово».
- Дидактическая игра «Подбери букву».
Игра-тренажер
Изготовила игру-тренажер по звуковому анализу слов «Подбери схему». Набор пластиковых яиц с картинками и звуковыми схемами. Известно, что при обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ речи.
Лепбук «Говорушки»
Во время занятий с детьми стараюсь обеспечить комфортные условия в группе детей для взаимодействия, при которых каждый ребенок чувствует свои успехи и, выполняя определенные игровые задания, достигает успеха. Стараюсь дать возможность детям на занятии в парах, микро группах или малых группах освоить материал, беседуя, споря и обсуждая различные точки зрения. Считаю эффективным использование - интерактивной папки для детей, Лэпбук «Говорушки». Многофункционален, направлен на поддержку детской инициативы. Игры с буквами, слоги, чистоговорки и скороговорки. Наборы иллюстраций, прописи. Игровые упражнения для развития связной речи. Игры для обучения чтению. Загадки, пословицы и поговорки. Набор пиктограмм на развитие эмоциональной сферы. Материал пополняется, изменяется время от времени.
Экран для занятий с детьми
Использую для игровых занятий с детьми экран. Это игровое поле из ковролина. На занятии, экран превращается в волшебную поляну, на которой происходят различные чудеса. Экран разделен на четыре «поляны» что дает возможность для обучения детей ориентировке в окружающем.
К нему изготовила сюжетные и предметные картинки на липучках, цветные круги и квадраты, буквы, нарезала липкие веревочки. Ими можно обводить и соединять, создавать различные фигуры и узоры. Составление букв и цифр из разноцветных верёвочек, растений, животных, предметов.
Игры с цветными квадратами
Геометрические фигуры «оживляем», приделав к ним части тела: ушки, лапки, глазки, хвостик. Сказочный герой готов. Из веревочки - липучки скручиваем круг по спирали, и получается Колобок. Из длинной веревочки делаем дорожку. Можно прямую или волнистую. Герои готовы, можно рассказывать сказку. Развитие фантазии и творческих способностей. (Трансформируй прямоугольник в чашку с блюдцем? Кого можно сделать из овала?).
Детям эти превращения очень нравятся. Они иной раз так увлекаются придумыванием рассказов, что невозможно их остановить. Дети, играя с фигурами, обычно обговаривают свои действия, охотно отвечают на вопросы о создаваемых изображениях, составляют короткие рассказы.
Моделирование сюжета
Волшебные стрелочки или липкие веревочки показывают направление сюжета, совместно с детьми мы составляем план, быстро и удобно, без листов ватмана, делят предметы на классы, объединяют в группы. Составляем рассказ по серии сюжетных картинок. Ковролин позволяет прибегать к приему, наиболее активизирующему речевую деятельность детей- самостоятельно моделировать сюжет. Это существенно повышает возможности для развития познавательной и речевой активности ребенка.
Ребенок раскладывает на полянках в определенном порядке карточки, классифицируя или объединяя единым сюжетом, и составляет по ним рассказ или сказку.
Сочиняем сказку
Все детки любят слушать сказки. А если ее рассказывают с показом, то сказка для них становится еще интереснее. Сочинение детьми сказки «Колобок - продолжение». Упражнения типа «Салат из сказок» (смешивание разных сказок).
«Что будет, если…?» сюжет задаёт воспитатель. « Изменение характера персонажей» (старая сказка на новый лад) Игра «Сочини сказку или рассказ» Цель игры развивать внимание, память, ассоциативно-творческое мышление, пространственное и творческое воображение, речь, умение рассказывать сказку, развивать мелкую моторику пальцев руки.
Вот как мы использовали цветные квадраты, кружки и разноцветные липучки, превратив их в сказочных героев.
Набор иллюстраций на экране отражает тему недели, это очень удобно для итоговых бесед с детьми. Закрепления знаний и умений.
На нашей полянке вырастают умные деревья. Однажды на них вырастают предметы с определенным звуком, длинные и короткие слова, одни отвечают на вопрос кто? Другие на вопрос что?
Или на них расцветают синие и красные цветы. Цветы встречаются внизу под деревом на полянке, потому что скучают и получаются слоги. Получаются слова.
Результаты
Можно сделать вывод о том, что развитие речи с помощью игровых форм деятельности дает большой результат. Наблюдается желание абсолютно всех детей участвовать в этом процессе, который активизирует мыслительную деятельность, обогащает словарный запас детей, развивает умение наблюдать, выделять главное, конкретизировать информацию, сопоставлять предметы, признаки и явления, систематизировать накопленные знания.