Суффикс. Суффикс как значимая часть слова

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: суффикс, русский язык, УМК «Школа России»


УМК: «Школа России».

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

  • формировать представление о суффиксе, как новой значимой части;
  • формировать умение строить алгоритм выделения суффикса на примере алгоритма выделения приставки;
  • формировать умение самостоятельно образовывать новые слова при помощи суффикса.

Оборудование: проектор, компьютер для учителя, карточки для учащихся, карточки для индивидуальной работы, учебник.

Ход урока

1. Организационный момент

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Интересное узнать.

Проверка домашнего задания.

Откройте тетради и запишите сегодняшнюю дату.

- Откройте свои тетради. Вспомните, как вы это делаете? Запишите сегодняшнее число. Сегодня двадцать третье ноября.Пишем классная работа.

Минутка чистописания.

- Начнем мы наш урок как обычно с минутки чистописания.

- прочитайте написанные на доске слова

Двор, гнездо, день.

Определите букву которую мы сегодня будем писать. Она обозначает: парная, мягкая, звонкая.

Буква Д.

2. Актуализация знаний

- Над какой большой темой мы с вами работаем на уроках русского языка? (Состав слова).

- С какими частями слова вы уже познакомились? (с корнем)

- Что такое корень, кто мне даст определение?

- Какая часть слова нам ещё знакома? (Окончание)

- Давайте вспомним, что такое окончание?

- А ещё какая часть слова нам известна? (приставка)

(Я прикрепляю на доске названия этих частей).

- Как вы думаете, а все ли части слова мы изучили? (Нет)

- Так чем же мы с вами будем заниматься сегодня? (Знакомиться с новой частью слова)

РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА

Суффиксов в русском языке много. Каждый из суффиксов обладает волшебной силой. Вот здесь под крышей первого домика живут суффиксы, которые придают словам увеличительное значение. Прочитайте эти суффиксы.(-ищ,-ин).Стоит им дотронуться до предметов и явлений,как они становятся большими и могущественными, и мы их называем не дом, а домище,не ветер,а ветрище.

А под крышей этого домика живут суффиксы, которые вносят в слово уменьшительно-ласкательное значение. Прочитайте эти суффиксы (-к; -ик; -инк; -ок; -очк; -ошк; -ушк; -онк; -чик)

Коснуться эти суффиксы предметов и явлений, и предметы станут поменьше,а может характером добрее и ласковее.Давайте подберем эти слова.

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

Раз – налево, два – направо,
Три – наверх, четыре - вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в тыщу раз!

Работа с учебником.

Упр. 168 (стр.91).

Фронтальная работа у доски по цепочке.

- Какое значение словам придают эти суффиксы?

Упр.169 (стр.91).

Работа ученика у доски.

Упр.170 (стр.92).

Работа ученика у доски.

Закрепление изученного материала.

Рефлексия «Три лица»

Учитель показывает учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого (все понял), нейтрального (есть вопросы) и грустного (ничего не понял).

Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует его знанием.

Подведение итогов

Что общего между суффиксом и приставкой?

Домашнее задание: стр. 94 упр.176.