Духовно-нравственное воспитание обучающихся – залог успешной социализации

Разделы: Общепедагогические технологии

Классы: 5, 6, 7

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание


Построение в России нового демократического гражданского общества осуществляется в условиях его социокультурной модернизации. В этой связи новые требования предъявляются к системе образования как к ресурсу повышения конкурентоспособности личности, общества, государства в современном мире. Как отметил президент Д.А.Медведев «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» направлена на модернизацию и развитие системы общего образования страны …

Новая школа – это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей». Основным направлением развития общего образования является переход на новые образовательные стандарты.

Стандарты образования – важнейший механизм, обеспечивающий стабильность общества, в его основе лежит идея построения гражданского общества

В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования (далее — Стандарта) духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом "Об образовании в РФ" (Ст. 9, п. 6).

Стандарты выступают не только инструментом организации и координации системы образования, но и являются ориентиром в духовно-нравственном воспитании личности, рассматриваются в контексте «здоровье», а также являются фактором становления гражданского общества. Одним из базовых ориентиров Стандартов является выделение ценностных установок, отражающих требования и гарантии семьи, общества и государства к условиям, обеспечивающим социально ожидаемое качество образования.

Задача определения ценностно-смысловых ориентиров, разделяемых всеми общественными субъектами воспитания и социализации была решена в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». В ней определен современный общенациональный идеал – высоконравственный, творческий, компетентный, ответственный гражданин России, укорененный в духовных и культурных традициях, а также система базовых национальных ценностей, среди которых – патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество. «Воспитание приобретает «сквозной» характер. Оно осуществляется средствами обучения, дополнительного образования, различных социо-культурных практик, в которые включаются учащиеся для того, чтобы приобрести опыт ценностного отношения к различным сторонам жизни общества, опыт творчества, опыт нравственного выбора. (Кондаков А.М. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования и подготовки учителя// Педагогика. 2010 №5 с.21)».

Когда мы слышим, что «Система образования формирует личность, создавая тем самым образ жизни народа», мы должны хорошо осознавать свою гражданскую ответственность за воспитание нравственного, ответственного, инициативного гражданина Отечества, за формирование его гражданского самосознания, которое должно стать залогом его успешной социализации.

В МБОУ «Школа №32» Приокского района г.Нижнего Новгорода (директор Т.В.Корнилаева) на протяжении многих лет ведется большая работа по социализации обучающихся. В соответствии с требованиями Закона «Об образовании в РФ», Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепции и опыта реализации воспитательной деятельности школы №32 разработана Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся

В школе на протяжении ряда лет действует инновационная площадка Департамента образования г.Нижнего Новгорода «Организационно-управленческий аспект внедрения социально-психоло-педагогической службы и вопросы социализации обучающихся, формирование социально-адаптивной личности» (научный консультант Т.Н.Зайчикова., к.п.н)

МБОУ «Школа №32» имеет богатый опыт воспитательной работы. В школе реализуются программы «Одаренный ребенок», «Семья и школа», «Школа Здоровья». Воспитательная работа осуществляется по следующим направлениям:

  • Патриотическое
  • Экологическое
  • Спортивное
  • Социально-адаптивное

В рамках организации деятельности этой площадки в МБОУ «Школа №32» реализуется ряд учебных и социальных проектов, направленных на воспитание гражданско-патриотического самосознания, формирование активной жизненной позиции, развитие нравственных качеств обучающихся.

Примером может служить социальный проект «Щедрое сердце - добрые дела», реализуемый в 2018-2019 учебном году в МБОУ «Школа №32».

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит их жизнь. Поэтому перед школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника. В ходе реализации проекта мы попытаемся выявить психолого-педагогические условия духовно-нравственного воспитания школьников на уроках, во внеурочной деятельности, а так же определить место духовно-нравственной культуры в структуре воспитания обучающихся

Школа для ребёнка – та адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные ориентации. Поэтому важно, чтобы нравственная воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь обучающихся нравственным содержанием. Именно поэтому школа, решая задачи воспитания, должна опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Этому поможет духовно-нравственное воспитание, органически вплетённое в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть.

Социальный проект «Щедрое сердце - добрые дела» реализован обучающимися и преподавателями средней общеобразовательной школы №32. Данный проект направлен на формирование гражданской ответственности, развитие творческой и познавательной активности детей и подростков.

Целью проекта является создание необходимых условий для формирования гражданского самосознания, ценностно-смысловых ориентаций, нравственной культуры обучающихся, развитию интеллектуального и творческого потенциала для становления духовной, физически здоровой, социально успешной личности.

План реализации проекта

Учебная деятельность

Система классных часов

Мероприятия, акции

Работа с социумом

Уроки литературы,
истории, граждано-
ведения,
музыки,
изобрази-
тельного искусства,
библиотечные уроки

1 «Моя семья»
2. «Знай и люби свой город»
3 «Щедрые сердца - добрые дела»
4. «Велика Россия, а отступать некуда - позади Москва.
5. «Уроки любви и доброты»

1, «Сын. Отец.
Отечество»
2 «Овеянные славой флаг наш и герб».
3. «Мы помним тебя, солдат»
4. «Матери-хранительницы нравственного очага семьи»
5. «Моя семья в истории страны»
6. «Украсим жизнь цветами»
7.Благотворительная акция «Мой подарок
Ветерану», «Доброе сердце»

Совместные праздники с жителями микрорайона:
1.«Золотая осень»
2.«День города»
3.«Разудалая масленица»
4.«Веселая ярмарка»
5.Спортивные эстафеты 6.«Веселые старты»,
7.«Папа, мама, я – спортивная дружная семья»
8. «Сердце отдаю детям»

Деятельность в рамках проекта сопровождается службой СППС. Школьным психологом проводятся мониторинги обучающихся на предмет уровня нравственной воспитанности, этики поведения, отношения к жизненным ценностям. Было проведено социально-психологическое исследование с целью изучения сформированности устойчивых отношений у обучающихся к миру, к людям, к самому себе и т.д. на основе их самооценки.

Как показывают результаты исследований, дети имеют достаточно полное представление о положительных качествах человека. Социализация учащихся как приобщение растущего человека к познавательной и нравственной норме, состоялась. У большинства учащихся сформированы внутренние представления о нравственных нормах взаимоотношения с миром других людей и миром культуры. Данные результаты позволяют предположить, что итогом реализации работы экспериментальной площадки будет повышение уровня гражданско-правовой компетентности обучающихся, гражданского самосознания и самосовершенствования, приобретение опыта общественно полезной гражданской деятельности, освоение обучающимися общечеловеческих ценностей, понятий нравственности и морали и раскрытие творческих талантов и способностей обучающихся, приобретение опыта коллективно-творческой и проектной деятельности, развитие социальной активности и лидерских качеств.

Школа должна видеть свою цель не только в проявлении социализации личности в формировании системы знаний, умений и навыков, но и в становлении готовности к самоопределению в нравственной, интеллектуальной, коммуникабельной, гражданско-правовой, трудовой сферах деятельности. Школа должна стремиться создавать свою социокультурную среду, обогащать образ жизни детей. Мы должны обеспечить простор разнообразной детской деятельности, занятия должны выходить за пределы школы в досуговые формы и учреждения дополнительного образования.