Здоровье человека - актуальная тема во все времена. Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов [1].
Актуальность темы обусловлена тем, что в современной системе образования России происходят значимые и сложные процессы обновления. Подготовка к здоровому и безопасному образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих и здоровьесозидающих технологий становится приоритетным направлением в деятельности каждой образовательной организации во всех возрастных категориях обучающихся.
Можно выделить следующие средства, способствующие достижению целей, которые ставят перед собой здоровьесберегающие и здоровьесозидающие технологии: средства двигательной направленности, оздоровительные силы природы и гигиенические факторы. Здоровьесберегающие и здоровьесозидающие технологии – это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Одной из главных задач современного педагога – научить обучающихся культуре здорового и безопасного образа жизни. Создание системы урочной и внеурочной деятельности по английскому языку (это целенаправленный процесс формирования и совершенствования иноязычной коммуникативной компетенции, включающий в себя совокупность учебных и внеучебных занятий по сквозной теме, ведущий к определенному результату [3]) способствует достижению результатов освоения программы начального общего образования на трех уровнях – личностном, метапредметном и предметном и развитию таких качеств как целеустремленность, самостоятельность, критическое мышление, креативность, толерантность, а также навыков коллективного взаимодействия.
Во внеклассной работе, как и на уроках, тематика речи одна и та же, но несколько шире и внеурочная работа вступает в несколько другой формулировке, где зачастую используются элементы занимательности. В УМК «English» Кузовлева В.П. для 2-4 класса завершающий урок каждого раздела являются проектом, либо творческим отчетом учащихся в форме их самостоятельных высказываний по пройденной теме.
Организуя урочную и внеурочную деятельность по английскому языку, я широко применяю элементы здоровьесберегающих и здоровьесозидающих технологий, такие как физминутки, музыкальные паузы с использованием двигательной активности.
Таким образом, проведение урочной и внеурочной работы по английскому языку является неотъемлемой частью общей системы учебно-воспитательных средств формирования личности.
Мне бы хотелось представить вам апробированную технологию проведения здоровьесозидающего урока и внеурочного занятия по теме: «Если хочешь быть здоров…» и «Путешествие в страну здоровья». Урок проведен в форме урока-викторины для 3 класса в нашей школе и состоит из 10 этапов.
Цель урока: закрепление знаний, умений и совершенствования навыков говорения и чтения по теме «Если хочешь быть здоровым …»
Тип урока: урок закрепления знаний, умений и совершенствования навыков чтения и говорения по теме «Здоровое питание и здоровый образ жизни».
Задачи:
Образовательная:
- систематизация знаний по основополагающим понятиям темы;
- развитие и совершенствование навыков чтения и говорения.
Развивающая:
- развитие учебно-познавательной и социолингвистической компетенции.
Воспитательная:
- формирование целостного представления о здоровом питании и ЗОЖ;
- совершенствование умения работать и принимать решения в группе, паре и индивидуально;
- формирование потребности совершенствования своих знаний.
Здоровьесберегающие и здоровьесозидающие технологии, использованные на уроке:
- Создание положительного психологического климата и ориентация учащихся на успех;
- Использование разноуровневых заданий – от простого к сложному;
- Частая смена деятельности за счет разнообразия видов работы;
- Реализация разных форм работы;
- Дозирование времени на выполнение заданий;
- Двигательные игры;
- Музыкальная пауза – исполнение песни.
Оборудование и наглядные пособия: компьютер; проектор; компьютерная презентация; картинки-пазл; карточки со словами; диск с песней «Turkey song»; 2 мешка с игрушками-продуктами; 4 корзинки; стикеры с названиями продуктов питания; листы учета баллов; штамп-фломастер для выставления баллов; картинки с изображением яблока и апельсина для деления на команды; тематические картинки.
Форма работы: групповая, парная, индивидуальная.
Этапы урока-викторины:
- Организационный момент: приветствие, деление класса на команды.
- Речевая зарядка. Разминка «Is it a healthy food?»;
- Лексическая работа: «Составь слова из слогов», Пазлы «Овощи» «Фрукты»,
- Физминутка. Подвижная игра «Собери стикеры»
- Работа с текстом «Would you like to be healthy?»
- Музыкальная пауза – песня «Turkey song»
- Работа с грамматическим материалом: «Заполни корзинки Much или Many продуктами»
- Конкурс капитанов «Продолжи предложение: If you want to be healthy…»
- Подвижная игра «Съедобное или несъедобное?»
- Итоги урока-викторины.
Остановимся на следующих этапах урока:
1. Речевая зарядка «Is it a healthy food?»
Командам предлагается закончить двуязычные рифмованные стихи-договорки по теме «Продукты питания». После каждого отгаданного слова учитель задаёт вопрос командам «Is it a healthy food?»
Винни-Пуха нет ли с вами?
А то спрячу мед свой … honey.
Полез на дерево мой брат.
Орехи рвет. Орешек - … nut.
Рыбу ловишь – не шумишь,
Рыба по-английски - … fish.
Молоко я пить привык
Молоко иначе - … milk.
Яиц десяток купила Пег
Яйцо по-английски будет…egg.
При виде мяса кот урчит,
Мясо по-английски будет…meat.
Я все варенье это съем.
Варенье по-английски - … jam.
Всегда ты сладкий ждешь сюрприз.
Конфетки по-английски - … sweets.
Это вовсе не каприз
Сыр мы называем - … cheese.
Обе команды получают по 1 баллу в Листок учета баллов.
2. Лексическая работа: Собрать слово из слогов
Командам раздается одинаковый набор карточек со слогами слов - наименований продуктов. Надо найти соответствующие карточки слогов и составить слово.
Карточки:
cof, che, rige, bage, car, sand, rot, wich, cab, bre, but, ad, fee, ese, por, ter.
Учащиеся должны составить слова:
Porridge, coffee, bread, carrot, cabbage, sandwich, cheese, butter.
За каждое правильно составленное слово команды получают по 1 баллу.
3. Пазлы «Овощи», «Фрукты»
На доске части пазла по теме «Овощи» - для одной команды и «Фрукты» - для другой. Задание для каждой команды – собрать пазл, назвать продукты, найти лишнее слово.
За правильное выполнение задания команды получают по 2 балла.
4. Физминутка. Подвижная игра «Собери стикеры»
По 4 человека из каждой команды собирают стикеры своего цвета (желтые или розовые) с названиями продуктов питания, которые развешаны по классу, и распределяют их по разделам
Milk food |
Meat food |
Sweets |
Fruit and vegetable |
Yoghurt |
sausage |
Sweets |
Lemon |
Butter |
Meat |
Chocolate |
Banana |
Cheese |
Ham |
Сake |
Carrot |
Milk |
Cabbage |
За каждое правильное распределение слова команда получает по 1 баллу. Максимальное количество баллов – 14.
5. Работа с текстом «Would you like to be healthy?»
Учащимся предлагается текст с картинками. Задача одного из участников команды – прочитать текст «Would you like to be healthy?», заменяя картинки словами Would you like to be healthy???
Walk and play with your friends. Be healthy and happy!
За выполнение этого задания команда получает от 1 до 10 баллов.
Музыкальная пауза – песня «Turkey song». Обе команды поют выученную заранее песню «Turkey song» под музыку
Turkey! Turkey!
Yummy, yummy big fat turkey!
Turkey for tea.
I want it for breakfast.
Turkey for tea.
I want it for lunch.
With carrots and peas.
Crunch, crunch, crunch!
Turkey for tea.
I want it for dinner.
Turkey for tea.
I want it for tea.
Big fat turkey for you and me!
За дружное исполнение песни команды получают по 5 баллов
9. Подвижная игра «Съедобное или несъедобное?»
Динамическая игра для двух команд одновременно. Команды встают. Учитель называет предметы. Если это съедобное, дети хлопают в ладоши. Кто ошибся – садится.
Meat, bread, cat, milk, ham, honey, table, cake, jam, tea, tree, coffee, juice, carrot, ball, pen, tomato, book, sweet, butter, orange, banana, sandwich, pizza, box.
Количество оставшихся самых внимательных детей в команде – это и есть количество баллов для команды.
Фрагмент занятия по внеурочной деятельности по теме «Путешествие в страну здоровья»
Цели и задачи:
- Воспитательный аспект: воспитание культуры здоровья учащихся, стремления к здоровому образу жизни, воспитание ценностного отношения к своему здоровью.
- Образовательный аспект: создание условий для развития устной речи учащихся, закрепление изученных лексических единиц.
- Развивающий аспект: развитие репродуктивных и продуктивных речевых действий учащихся, оперативной памяти, воображения.
Дополнительные материалы: презентация, выполненная в программе PowerPoint, является средством визуализации информационного материала занятия, способствует активизации познавательной деятельности, коммуникативных навыков и развитию оценочных умений учащихся.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран или интерактивная доска, раздаточный материал (карточки с заданиями для групповой работы), вырезанные из цветной бумаги лепестки ромашки, костюмы для сказочных героев (Стюарт Литтл, Микки Маус, Дэйзи, Минни Маус, Добрая фея, Злая колдунья). Для проведения внеурочного занятия на роли сказочных героев можно пригласить поучаствовать старшеклассников. Учитель выступает в роли ведущего.
Остановимся на следующих этапах внеклассного занятия.
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
1. Мотивационный этап, целеполагание (5 мин) |
|
Цель этапа: создать проблемную ситуацию и сформировать интерес к способу её решения через самостоятельное формулирование учащимися темы и целей занятия |
Цель этапа: самостоятельно сформулировать тему и цели занятия |
слайд № 2 -You are right. |
Высказывают предположения о теме занятия: |
2. Операционный этап (30 мин) |
|
Цель этапа: развить репродуктивные и продуктивные речевые действия учащихся, самостоятельность в решении конкурсных заданий, сформировать у учащихся умения контроля и оценки, навыки работы в группе. |
Цель этапа: развивать коммуникативные навыки, включаться в разные виды деятельности (игровую, творческую, коллективную) и самостоятельно осуществлять их, применять формы самоконтроля и коррекции, анализировать результаты деятельности |
слайды № 3–7
|
Появляется Зубная боль (ученица в костюме): |
- Подожди, Зубная боль! Мы знаем, как с тобой бороться. - Good of you! Вы сумели пройти это испытание и прогнали Зубную боль! |
Дети: -To clean the teeth. -To visit a doctor. -To eat vegetables and fruit. -Not to eat a lot of sweets. -Not to keep pens and pencils in the mouth. Зубная боль убегает |
3. Поисковое чтение «Вредные и полезные советы». Групповая работа. |
Появляются Добрая Фея и Злая Колдунья (ученики). |
Слайды № 8,9
-Well done! Молодцы вы успешно справились с заданием, и я надеюсь, что будете следовать только полезным советам! |
«Помощники Доброй феи»: -To clean teeth. -To eat fruit and vegetables. -To visit doctor. -To play sport games. -To do morning exercises. -To go for a walk. «Помощники колдуньи»: -Not to clean teeth. -Not to visit doctor. -To eat a lot of sweets. -Not to play sport games. -Not to do morning exercises. -To watch TV all day long. Злая колдунья убегает. |
4. Динамическая пауза (3 мин) |
I brush my teeth, I clean my teeth, |
5. Аналитический этап, рефлексия (5 мин) |
|
Цель этапа: сформировать рефлексивные навыки у обучающихся, умение анализировать и формулировать результаты деятельности (подведение итогов). |
Цель этапа: проанализировать результаты деятельности и сформулировать их. |
-Наше увлекательное путешествие подошло к концу. -Good for you! Well done! Молодцы ребята! Путешествуя по стране Здоровья The Health Land, вы узнали, что нужно делать, чтобы быть здоровыми и счастливыми, желаю вам следовать этим правилам в вашей дальнейшей жизни. |
Выбирают понравившееся пожелание, в котором сформулированы результаты путешествия по Стране Здоровья (как вести здоровый образ жизни), зачитывают его и выставляют лепестки на магнитной доске:
|
Федеральные образовательные стандарты обращают особое внимание на эффективное взаимодействие урочной и внеурочной деятельности учеников, когда в условиях слаженной и последовательной работы учителей и самих учеников результатом становится конкурентно способная личность. [4, с. 154].
Одним из самых важных здоровьесозидающих действий – это создание у детей положительной эмоциональной настроенности на уроке. Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных воздействий на организм школьника. Доброжелательный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий. Я считаю, что использование здоровьесозидающих технологий играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, достичь цели и задач обучения. На уроках учащимся приходится много запоминать, говорить, писать, читать, слушать и анализировать информацию, поэтому, я уделяю особое внимание здоровьесберегающим и здоровьесозидающим технологиям. Огромное значение имеет как организация урока, так и занятие по внеурочной деятельности. Я строю свои уроки в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ. На каждом уроке в любом классе в течение урока я провожу речевые зарядки, физкультминутки, игровые паузы, зрительную гимнастику и, конечно, эмоциональную разгрузку.
Здоровьесозидающие технологии позволяют укрепить и сохранить здоровье учащихся при условии соблюдения определённых требований предъявляемых к организации процесса обучения. Особых затруднений при их практическом применении не вызывают, поэтому они доступны для понимания любому педагогу, как с большим, так и с малым опытом.
Список литературы
- Как ВОЗ определяет здоровье? // Всемирная организация здравоохранения [Официальный сайт]. URL: http://www.who.int/suggestions/faq/ru/ (дата обращения: 01.04.2017 г.)
- Соловьев, Г.М. Перспективы становления здоровьесберегающией системы образования [Текст]/ Г.М.Соловьев. - Ставрополь.- СГУ, 2004.
- Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования: материалы II Всероссийской научно-практической конференции [Текст] / под ред. А.В.Кислякова, А.В.Щербакова. – Челябинск: ЧИППКРО, 2014. – 416 с.
- Маджуга, А.Г. Концептуальная модель здоровьесозидающей функции образования [Текст] / А.Г.Маджуга // Высшее образование сегодня. – 2011. - № 2. – С. 95 – 100. 4, с. 97.
- Торунова, Н.И. «ХРЕСТОМАТИЯ» для обучающихся и учителей иностранного языка по воспитанию культуры здоровья и профилактике социально-негативных явлений в процессе обучения иноязычному общению [Текст]/ Н.И.Торунова [и др], Иркутск, 2013. – 218с.