Тип урока: Комбинированный урок.
Цель: Создать условия для формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) на основе навыков составления орнамента в соответствии с законами цветоведения, применения полученных знаний в практической работе.
Задачи:
образовательная:
- формировать понятие об основных законах цветоведения и применении их в создании орнамента;
- закрепить методы и приёмы работы в графическом редакторе Paint,
- умению создавать сложные графические объекты из простых с предварительным планированием работы;
развивающая:
- способствовать развитию цветочувствительности, эстетического чувства и понимания прекрасного;
- прививать интерес к изучению декоративно-прикладного искусства;
воспитательная:
- способствовать развитию интереса к предмету,
- воспитанию взаимопомощи, активности, аккуратности, ответственности,
- усидчивости, внимания;
- способствовать формированию эстетических взглядов.
Планируемые результаты:
- Предметные: о понятии орнамент, видах, цветовых сочетаниях, символике орнаментов, выполнять эскизы орнаментов для изделия из лоскутов
- Метапредметные:
- Познавательные: сопоставление, анализ, выбор способов решения задачи, умения делать выводы, прогнозировать, работать по алгоритму (плану).
- Регулятивные: целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка.
- Коммуникативные: диалог, организация учебного сотрудничества
- Личностные: Формирование мотивации и самомотивации выполнения проекта, смыслообразование, развитие готовности к самостоятельным действиям, реализация творческого потенциала в предметно-продуктивной деятельности, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности, проявление технико-технологического и экономического мышления.
Методическое оснащение урока
Необходимое оборудование и материалы: компьютер, проектор, экран.
Дидактическое обеспечение: рабочая тетрадь, видеофрагмент, карточки с текстом по изучаемому материалу.
Программное обеспечение: графический редактор Paint,
Инструменты и материалы (для учащихся): лист бумаги в клетку, карточки с заданиями, карандаш, линейка, цветные карандаши, рабочая тетрадь.
Методы обучения: Формы организации познавательной деятельности учащихся: рассказ, беседа с использованием проблемных и репродуктивных вопросов, обучение через деятельность, демонстрация, самостоятельная работа, практическая работа.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Ход урока
1. Организационная часть
- Контроль готовности к уроку
2. Повторение пройденного материала
(учащимся было дано - Д/з составить интересный"каверзный" вопрос по изученной теме "Основы композиции при создании предметов декоративно-прикладного искусства") - задают одноклассницам.
3. Актуализация знаний
Демонстрация видеофрагмента (Девичьи узоры (1981). Кукольный мультипликационный фильм), подведения учащихся к определению темы и цели урока:
- Какие народные промыслы показаны в мультфильме? (перечисляют)
- А как называют повторяющийся рисунок? (орнамент).
- На каком предмете вы с познакомились с орнаментом? его изучали?
- Что большую роль играет в рисунке орнамента? (цвет)
О чём сегодня мы будем говорить на уроке? Записать тему урока и понятие Орнамент в тетрадь.
Чему мы можем сегодня научиться? (выводим цель и ставим задачи)
4. Ознакомление с новым материалом
Работа в группах по 4 человека. (раздать материал по новой теме, который разбит на четыре части, каждый член группы выполняет свою часть, а затем по "вертушке" каждый член группы обменивается полученной информацией с остальными учащимися своей группы)
Учащийся №1
Орнамент. Это слово происходит от латинского слова украшение. Обозначает узор, который основан на повторе и чередовании элементов из которых состоит.
Как правило, орнамент используется для украшения различных предметов декоративно-прикладного искусства.
Самым первым в истории человечества появился геометрический орнамент.
Его основными элементами являются прямые или волнистые линии, круги, клетки, кресты. Именно такой орнамент встречается на глиняных сосудах первобытных людей, изделиях из камня, металла, дерева и кости, которые находят археологи. Для древнего человека это были не просто значки, с их помощью он мог выражать свое понятие о мире. Прямая горизонтальная линия означала землю, волнистая – воду, крест – огонь, ромб, круг или квадрат – солнце.
Для древних людей орнаменты всегда имели магический смысл. Почти у всех народов мира орнамент на одежде наносился на рукава, низ и горловину, а женщины носили фартук с орнаментом. Считалось, что таким образом можно было оградить себя от злых духов.
Образ солнца занимает одно из главных мест в декоративно-прикладном искусстве. Солнце во всевозможных видах можно найти в разных предметах.
Прямой равноконечный крест тоже был образом солнца. Ромб же был символом плодородия и часто изображался вместе со вписанным в него солнечным знаком.
Кроме геометрического, в орнаменте Древней Руси, очень часто можно встретить различные древние языческие сюжеты. Женская фигура олицетворяла богиню земли, плодородия.
Изображения птиц и водоплавающих не только украшали изделие, но и тоже являлись оберегами. Так, две птицы, которые были вышиты на концах свадебного полотенца, обещали согласие между будущими супругами. Символ птицы, вышитый крупным планом или в составе сложной композиции, олицетворял образ матери, которая охраняет своих детей, образ трудолюбивой хозяйки.
Очень часто в орнаментах можно встретить сюжеты магических календарных обрядов, которые связанны с основными сельскохозяйственными работами: посевом или сбором урожая.
Очень большую роль орнамент играл в русском народном костюме. Основными мотивами являлись знаки – круги, кресты; изображения женской фигуры – символа плодородия, матери – сырой земли; волнообразные ритмические линии – знаки воды; горизонтальные прямые линии, которые обозначали землю; изображения дерева – олицетворение вечно живой природы.
Вышивка на крестьянской одежде не только украшала её и радовала окружающих прелестью узоров, но и должна была защитить того, кто носил эту одежду, от беды, от злого человека. Вышила женщина ёлочки – значит, пожелала она человеку благополучной и счастливой жизни, потому что ель – это древо жизни и добра. Родился у крестьянки ребёнок. И его первую простую рубашечку она украсит вышивкой в виде прямой линии яркого, радостного цвета. Это прямая и светлая дорога, по которой должен идти ребёнок. Пусть эта дорога будет для него счастливой и радостной. Как правило, малышам шили одежду из старых вещей матери или отца. Считалось, что она хранит защитную родительскую силу и это убережет ребенка от несчастий и бед, дурного глаза и порчи.
Когда дети подрастали, им шили свою одежду. Для девочки на понёве (женской шерстяной юбке) вышивали растительные орнаменты. Мальчикам же вышивали символы огня, солнца, изображения животных, колокольчики-бубенчики. Вышивка на детской одежде всегда была красного цвета.
Учащийся №2
В орнаменте, как и во всех видах творчества, очень важную роль играет колорит. Это гармоническое сочетание цветов и их оттенков. Все цвета в орнаменте должны чередоваться в каком-то определенном порядке. Всякое изменение его расцветки будет отражаться на композиции в целом.
Для того чтобы сочетание цветов было гармоничным, следует знать несколько простых правил.
Всё многообразие цвета можно разделить на две большие группы: ахроматические и хроматические цвета.
Ахроматические цвета (или их еще называют бесцветные) – это черный, белый и множество оттенков серого цвета. Также эти цвета еще называют нейтральными.
Хроматические цвета (или цветные) – это цвета и их оттенки, которые различает глаз человека. То есть цвета, которые видят наши глазки.
Цвета этой группы делят на основные и дополнительные. К основным цветам относятся: красный, желтый и синий. А к дополнительным – те цвета, которые получают при смешивании основных. Их тоже три. Это фиолетовый, оранжевый и зеленый.
Смешивание цветов. Цвета, которые получают при смешивании красного, желтого и синего.
Если смешать красный цвет с синим, то получится фиолетовый цвет. Слияние красного с желтым дает оранжевый цвет. А вот при смешивании желтого цвета с синим, получается зеленый цвет.
Учащийся №3
Если основные и дополнительные цвета расположить по окружности, то получится круг, который называют цветовой круг. Он состоит из шести цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий и фиолетовый.
Обратите внимание, черный, белый и серый цвета не обозначены на цветовом круге, так как, условно говоря, они не являются цветами. Это нейтральные тона.
Если смешать поочередно соседние цвета, то получим еще новых шесть цветов. Добавив их к цветам нашего цветового круга, получим цветовой круг из двенадцати цветов.
Следует знать, что все хроматические цвета делятся на теплые и холодные.
К теплым относятся наиболее яркие цвета, которые напоминают нам солнце и огонь: красный, оранжевый, желтый. К холодным – цвета, напоминающие воду и лес: синий, фиолетовый, зеленый. Самым теплым цветом считается - красный, а самым холодным - синий.
В зависимости от насыщенности, цвета могут быть светлыми и темными, а их сочетание называется контрастностью. Самым темным цветом считается - фиолетовый, а самым светлым - желтый.
Гармоничное сочетание цветов часто заключается в правильном соотношении теплых и холодных, темных и светлых тонов. Именно поэтому одинаковые орнаменты, выполненные в разной цветовой гамме, могут выглядеть совершенно по-разному.
Холодные цвета превосходно гармонируют с себе подобными. Следовательно, для тёплого цвета идеальным сочетанием будет тоже тёплый.
В круге гармонируют все цвета расположенные через один цвет друг от друга. Близко расположенные цвета будут давать мрачные или слишком яркие сочетания.
Интересные сочетания получаются из контрастных цветов расположенных в круге напротив друг друга. Примеры таких сочетаний можно увидеть в природе: красный – зеленый, оранжевый – синий, желтый – фиолетовый.
Ахроматические цвета хорошо сочетаются с хроматическими, при этом теплые цвета лучше смотрятся в сочетании с темными (темно-серыми и черными), а холодные – со светлыми ахроматическими (светло-серыми и белыми). Насыщенные цвета больше выигрывают в сочетании с черным и белым.
Цветовая гармония может быть: одноцветной, полярной, трехцветной и многоцветной.
Одноцветная строится на сочетаниях одного цвета, но разных его тонов. Такое цветовое решение возможно, в случае если соседствуют яркий тон с бледным.
Полярная цветовая гармония строится на сочетании теплых и холодных цветов.
Трехцветная цветовая гармония – это когда сочетаются три цвета.
Многоцветная – это когда сочетаются много цветов.
Учащийся №4
Можно рисовать красками или карандашами, а можно изобразить что-то с помощью фломастеров. Можно рисовать на холсте, бумаге, ткани. А можно на экране компьютера. Изображение, созданное с помощью компьютера, носит название Компьютерной графики.
Компьютерная графика – это разные виды графических изображений, создаваемых или обрабатываемых с помощью компьютера.
Рисунки создавать можно не только на бумаге, но и в компьютерных программах. Наиболее популярными являются Paint.
Графический редактор – это программа, предназначенная для рисования картинок, поздравительных открыток, приглашений и других изображений (для создания и изменения изображения).
Основные возможности Paint
- Проведение прямых и кривых линий различной толщины и цвета.
- Использование кистей различной формы, ширины и цвета.
- Построение различных фигур - прямоугольников, многоугольников, овалов, эллипсов - закрашенных и не закрашенных.
- Помещение текста на рисунок.
- Использование преобразований - поворотов, отражений, растяжений и наклона.
- Заливка фигур краской (цветом), предложенной на палитре.
4. Рефлексия
Вопросы
- Что такое Орнамент?
- Какое значение имеют элементы в орнаменте?
- Какие элементы орнамента использовали раньше в одежде мальчика и девочки?
- На какие две группы делятся все цвета?
- Какие цвета основные, а какие дополнительные? Как их получают?
- Какие цвета делятся на теплые и холодные?
- Какие цвета называются контрастными?
- Перечислите гармонические цветовые композиции?
- Где вам может пригодиться умение подбирать цвета?
- Каково назначение графического редактора Paint?
- Какие возможности есть Paint?
5. Применение полученных в ходе занятия знаний на практике
Выполнение практической работы(индивидуальная работа)
Используя данный редактор, создай следующие виды композиций:
- монохромную черно-белую;
- монохромную цветную;
- хроматическую цветную из двух, трёх или четырёх цветов.
(предварительно составить план своей композиции на листах в клетку, при помощи цветных карандашей-фломастеров узор с учётом правил, приёмов и средств композиции.)
Технологическая карта
- Используя разработанный вариант орнамента, создай это изображение в графическом редакторе.
- Запустите графический редактор Paint (Пуск – Программы – Стандартные – Paint).
- Составьте рисунок из геометрических фигур, используя инструменты чертежника.
- Подберите цветовое решение для оформления рисунка, используя инструменты художника.
- Сохраните результат работы в свою папку.
Рефлексия
Девочки, давайте ответим на вопросы (на доске - из презентации)
- Что нового я узнала...
- Мне понравилось...
- Чем могу поделиться...
- Я могу рассказать....
- Было трудно....
Подведение итогов. (предложить учащимся самим оценить свою работу с помощью жетонов, красный - отлично, желтый - хорошо, зелёный - удовлетворительно).
- Анализ практических работ; отметить наиболее правильные.
- Обсудить затруднения, возникшие в процессе работы.
- Выставление оценок по результатам проделанной работы.
6. Домашнее задание
- Найдите в Интернете, какие ещё графические редакторы можно использовать для создания композиций?
- Разработайте эскиз проектного изделия в лоскутной технике.