"Здоровье – не всё, но всё без здоровья ничто". Открытый урок русского языка в 9-м классе

Разделы: Русский язык

Класс: 9


Тип: урок-общение.

Цель урока – развивать и совершенствовать навыки развития речи.

Задачи:

1) формирование и развитие основных компетенций:

  • коммуникативной;
  • языковой;
  • культуроведческой.

2)

  • учить приемам аргументации собственного мнения;
  • развитие умения комментировать проблему;

3)

  • формирование навыков работы в парах;
  • уметь заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих людей, вести здоровый образ жизни.

Эпиграф:

«Я введу тебя в мир того, каким надо быть,
чтобы быть человеком – умным, красивым и здоровым».
(И.Кант)

В начале урока совместно с учащимися ставится проблема: «Что такое здоровый образ жизни?» и в течение урока в ходе поэтапной социализации она разрешается. При этом, эффективнее всего применение технологии Ривина: общение в парах, затем озвучивание в группах. На этом уроке учитель является консультантом. Класс работает в группах из 6-8 человек. Каждая группа получает заранее подобранные тексты, объединенные общей темой.

Учащиеся работают по алгоритму:

I социализация:

  • ознакомление с текстами;
  • общение в парах;
  • выявление проблемы;
  • аргументация собственного мнения.

II социализация:

  • составление тезиса сочинения.

Ход урока

1. Организационный момент. Целевая установка

2. Индуктор – высказывание (на доске)

Задание: докончить данную мысль.

Есть у человека одно удивительное состояние: когда «оно» есть – его не чувствуют, как только его потеряли, появляется боль…

- Что это за состояние человека? (здоровье)

Подбор афоризмов:

  • «Здоровье – главная ценность человека»
  • «В здоровом теле - здоровый дух»
  • «Береги здоровье смолоду» и т.д.

3. Мотивация урока – тема – выявление проблемы урока

Слово учителя: Сегодня эта проблема очень актуальна и необходима. Книга президента М.Е.Николаева «Генетический фактор развития человека и общества» – об охране здоровья якутского народа.

Л.Татарникова, доктор, профессор Санкт-Петербургского университета, назвала нашего первого президента М.Е.Николаева – первым президентом планеты, заботящемся о здоровье нации».

Выдающийся кинорежиссер, мастер мирового кинематографа Андрей Кончаловский говорит: «Почему же я люблю себя? Потому что другого меня нет, есть только такой я. Здоровье для меня – это энергия. Если человек верит в себя, в свое здоровье, в свою силу духа, этой внутренней (энергией) силой он победит все болезни. Чтобы сохранить здоровье, нужно – любить себя».

4. Установка на выполнение основной работы

Первичная социализация (работа в парах, общение в парах)

Алгоритм работы:

  1. ознакомление с текстами;
  2. общение в парах;
  3. выявление проблемы.

Темы:

  • «О вреде курения»
  • «Алкоголь - враг здоровья»
  • «Наркомания – эпидемия века»
  • «Что такое активный отдых?»
  • «Сон - лучшее лекарство»
  • «Раздумья академика Н.М.Амосова о здоровье»

В ходе I социализации учащиеся выявляют проблему, над которой они работают на этом уроке, а II социализации – аргументируют собственное мнение и составляют тезис своего сочинения.

К концу урока учащиеся приходят к разрешению проблемы, то есть сами выясняют для себя, что такое здоровый образ жизни и отстаивают свою точку зрения при защите своих тем.

Таким образом, научить детей беречь свое здоровье, вести здоровый образ жизни является актуальным вопросом современности. Поэтому целесообразно ввести на уроках развития речи тему сохранения здоровья детей. Такие уроки эффективно проводить по технологии Ривина – как уроки общения в парах сменного состава.

5. Новая социализация

  • аргументация собственного мнения;
  • составление тезиса сочинения.

6. Защита тезисов (выступления учащихся)

7. Рефлексия. Что такое ЗОЖ?

8. Домашнее задание

Написать сочинение-рассуждение на тему: «Как вести здоровый образ жизни».

9. Релаксация. Напутствие учителя. Подведение итогов


Приложение

Тексты «О вреде курения»

№1. Никотин – яд

Известен случай, когда юноша погиб, выкурив большую сигарету. Мальчик трех лет, играя старой табачной трубкой, наглотался через нее воды и умер от отравления никотином. Годовалый ребенок отравился, съев папиросу. Ядовитость никотина испытал каждый, кто взял в рот первую в жизни сигарету или папиросу. Никто не может докурить первую сигарету до конца. Этому мешает сильное головокружение и тошнота.

№2. Никотин – яд

В 2004 году во Франции в курортном городе Ницца компания молодежи устроила состязание – кто выкурит больше папирос. Победителя ждал приз. Двое выиграли, но награду «победителя» не смогли получить: выкурив по 60 папирос они скончались. Несколько других участников состязания в тяжелом состязании были доставлены в больницу.

№3. Не начинай курить

Бросить курить трудно, иногда очень трудно. Курение – очень опасная и вредная привычка. Нужно иметь мужество, чувство собственного достоинства, уверенность в себе, волю – и не начинать курить. Сила воли, решительность, упорство – всё это воспитывается еще в детстве, в школе. Начать курить легче, чем отказаться от курения.

№4. Вред табачного дыма

Если некурящий человек долго остается в помещении, где накурено, он тоже может отравиться. У него появляется никотиновая интоксикация: возникает головная боль, появляется тошнота, недомогание. Для того, чтобы избавить людей от необходимости дышать табачным дымом, наш закон запрещает курение в транспорте, кинотеатрах, концертных залах, больницах.

№5. Почему это опасно?

Ученые установили, что в состав табачного дегтя входят различные ароматические вещества и смолы. Эти вещества вызывают злокачественные опухоли. Если ухо кролика несколько раз смазать табачным дегтем, то на этом месте возникает злокачественная опухоль. Поэтому курильщики часто заболевают раком легких, горла, желудка.

№6

Особенно большие перемены вызывает табак у молодых девушек. У них бывает землистый цвет лица, рано появляются морщины, желтые зубы, неприятный запах изо рта, «грубый мужеподобный» голос. Но кроме таких нежелательных примет, курение вызывает большие нарушения в организме девушки.

№7. Вред курения на память человека

Память при курении страдает очень сильно. Был поставлен такой эксперимент. Взяли две группы студентов по 9 человек. Одна группа - курящие, другая – некурящие. Молодые люди были одного возраста и пола. Им дали задание – заучивать наизусть текст. Курящие студенты запоминали медленнее, чем некурящие. Они отставали и в выполнении простого задания – как скорость письма.

Тексты «О вреде алкоголя»

№1. Алкоголизм

Самое опасное последствие пьянства – алкоголизм. Это болезнь, которая очень тяжело поддается лечению. Алкоголь – это наркотик. Поэтому у человека появляется потребность в употреблении водки. Без нее человек себя чувствует плохо, становится вялым, раздражительным, злым. Нужны большие усилия, чтобы отучить человека от алкоголя.

№2. Вред алкоголя

Проникая в организм человека, алкоголь отравляет и нарушает работу мозга и всех его органов. В первую очередь отравляет кровь. Действие одной рюмки водки длится несколько дней. При чрезмерном употреблении алкоголя может быть смертельный исход, если вовремя не оказать медицинскую помощь.

№3. Алкоголь – яд

Алкоголь – это наркотический яд. При принятии алкоголя возникает приподнятое настроение, развязность, координация движений нарушается, появляется болтливость. Резко снижается контроль за своим поведением. Утрачивается сдержанность и скромность. Человек в таком состоянии может совершать необдуманные поступки, которых впоследствии будет стыдиться.

№4. Алкоголь и ты

Ты ведь хочешь быть красивым и сильным. У подростка, который употребляет алкоголь, затормаживается развитие организма. Рост приостанавливается, мышцы ослабевают, память притупляется. Алкоголь пагубно действует на сердце, печень, на нервную деятельность.

№5. Алкоголь и молодежь

Очень опасен алкоголь для молодых. Организм молодых людей еще не окреп, поэтому легче подвергается воздействию алкоголя. У ребенка, выпившего вино, наступает острое отравление. Оно может привести к гибели. Доказано, что у подростков алкоголизм как тяжелая болезнь возникает и развивается в четыре раза быстрее, чем у взрослых.

Тексты «Активный отдых»

№1

Многие думают отдых – это значит полное бездействие, полный покой. Но это не так. Мышцы отдыхают лучше не в полном бездействии, а при замене работы мышц другой формой работы. В жизни давно об этом знали. Однообразная поза всегда утомляет. Но усталость быстро проходит, если перейти к ходьбе или помахать руками.

№2

При умственной работе в первую очередь утомляются органы чувств, особенно зрение и слух. Значит надо бороться с усталостью глаз и ушей, тогда и общее утомление будет меньше. После долгой умственной работы помогают отдыху легкие физические упражнения даже в короткое время. Физкультура повышает упавшую при утомлении восприимчивость зрения и слуха.

№3

Спорт повышает тонус организма. Поэтому любой вид сидячей работы нужно сочетать с физкультурой. Недаром говорят: движение – есть жизнь. В школе поэтому бывают перемены, физкультминутки, разминки, уроки физкультуры и спортивные секции. Все это говорит об одном: утомление можно победить активным отдыхом.