Реализация актуальной технологии групповой деятельности для решения учебно-практических задач на уроках математики в современной начальной школе

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Учение с увлечением, или Как полюбить математику?»

Класс: 3

Ключевые слова: математика, Умножение многозначного числа на однозначное


Данный урок проводится после изучения темы «Умножение многозначного числа на однозначное». Урок одновременно носит диагностический характер, результаты которого позволят определить владение способами не только вычислительных приёмов, но и умение работать с таблицами, анализировать данные, запрашивать недостающую информацию, оценивать свою работу и работу других. Решение данных практических задач легко осуществить, используя технологию групповой деятельности. Урок имеет общий сюжет с группой последовательно связанных задач. Для реализации всех идей урока лучше использовать сдвоенный урок.

На уроке используется групповая работа. Для оказания помощи тур-агенту каждая группа получает письмо-задание, в котором отражён запрос по расчёту стоимости отдыха для разных клиентов. Проанализировав его, обучающиеся запрашивают необходимую информацию (т.к. задачи с недостающими данными), а потом заполняют таблицу на основе прайс-листа, предложенного в текстовой форме.

Основная цель урока-показать, как можно решать современные практические задачи, работая в группах.

Тип урока: систематизация знаний.

Цели урока:

  • Познавательные: продолжить работу по формированию умения работать с текстом задачи; развивать умение анализировать задачи и записывать решение алгебраическим способом; формировать вычислительные навыки.
  • Регулятивные: развивать умение ставить, осознавать и принимать учебную задачу; организовать работу обучающихся в группах; обучать умению планировать свои действия, формировать адекватную само и взаимооценку.
  • Коммуникативные: развитие умения сотрудничать, договариваться.

Ход урока

I. Орг. момент

Дети сидят, предварительно разделившись в четырёх группах.

Учитель. Сегодня на уроке мы будем планировать отдых для людей разны возрастов. Задания будем выполнять в группах. Чтобы работа удалась, вспомним правила работы в группах.

Учитель раздаёт оценочные листы.

Оценочный лист по работе в группе

Критерии

Номер задания

Умение договариваться

Умение работать тихо

Правильность

1

 

 

 

II. Подготовка к решению практических задач

Консультант из турагентства знакомит с прайс-листом.

Прайс-лист

Консультант. – Наши цены приятно удивят отдыхающих. Если клиент выбирает номер «Люкс», то это обойдётся в сумму 4850 руб. Номер класса «Комфорт» - в сумму 3460 руб., а «Стандарт» будет стоить - 2970 руб. Приятная новость: проживание детей до 6 лет - бесплатно. Отдых ребёнка до 12 лет обойдётся клиентам в полцены.

Информация для любителей животных следующая. Присутствие в любом классе кошки и собак мелких пород до 5 кг обойдётся клиентам в сумму - 498 руб. в день, а вот любимцев крупных пород собак за 999 руб.

Учитель. Предлагаю поработать в группах и заполнить прайс-листы.

Дети работают, а затем сверяют свои прайс-листы с образцом.

Образец прайс-листа

Класс номера

Стоимость (руб.) номера
для взрослого

Стоимость (руб.) номера для 2-х взрослых

Стоимость (руб.) спального места для ребёнка до 6 лет

Стоимость (руб.)
спального места для ребёнка
до 12 лет

Стоимость (руб.) места для кошек и собак до 5 кг

Стоимость (руб.)
места для собак более 20 кг

Люкс

4850

9940

-------------

2425

498

999

Комфорт

3460

5790

-------------

1730

498

999

Стандарт

2970

4730

-------------

1485

498

999

III. Оценка работы групп

Учитель. Выскажете своё мнение и дайте оценку работе вашей группы. (Дети выступают, подводят итоги)

IV. Практическая работа. Решение задач

Группам раздаются письма.

Письмо 1. Мы планируем отдых на 6 дней. Наша семья состоит из двух взрослых и двух детей. Ещё хотели бы взять с собою нашу собаку Пульку. В какую сумму нам обойдётся отдых?»

К этому письму обучающиеся должны задать три уточняющих вопроса:

  1. Какого возраста дети?
  2. Номер какого класса выбрала семья?
  3. Каков вес собаки?

Письмо 2. Молодожёны мечтают отдохнуть в номере «Люкс». В какую сумму им обойдётся отдых?»

К этому письму обучающиеся должны задать два уточняющих вопроса:

  1. На сколько дней планируют отдых молодожёны?
  2. Будут ли с ними какие-то домашние животные?

Письмо 3. Многодетная семья Зайцевых планирует отдохнуть 5 дней в номерах класса «Стандарт». Достаточно ли им будет 33500 руб., если семья состоит из мужа, жены, двух близняшек, дочки и сына 12 лет. Дети берут с собой на отдых кота Ваську.

К этому письму обучающиеся должны задать два уточняющих вопроса:

  1. Какого возраста детки-близнецы?
  2. Какого возраста дочка?

Письмо 4. Пожилая пара планирует отдых на две недели с двумя собаками и двумя котами. В какую сумму обойдётся отдых пожилым людям?

К этому письму обучающиеся должны задать два уточняющих вопроса:

  1. Номер какого класса выбрала пожилая пара?
  2. Какого веса собачки?

Проверка выполненных заданий и оценка. Подведение итогов урока.

Для того, чтобы проверить правильность выполнения задания, группы самостоятельно обмениваются работами, проверяют и обсуждают результаты.

Учитель организует дискуссию, подводит итог на уроке.

  • Кого хотелось поблагодарить за работу? Почему?
  • Что помешало добиться высокого результата?
  • Что было самым интересным на уроке?