Тип урока: открытие новых знаний.
Цель: ознакомление и изучение сред обитания животных: наземно-воздушной, водной и почвенной.
Задачи |
Результаты |
Познакомить обучающихся со средами обитания животных |
Узнают и различают среды обитания живых организмов, выделяют их особенности |
Научить решению простых экологических задач |
Умеют характеризовать приспособленность организмов к среде обитания |
Развивать умение анализировать, высказывать свои мысли, обосновывать их. |
Способны передать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания; умение перефразировать мысль. |
Оборудование и организация рабочего пространства:
- ПК, презентация учителя «Три среды обитания»;
- Карточки с текстом и заданиями;
- Дополнительная информация по теме урока.
Ход урока
Анализ |
Действие учителя |
Действие учеников |
Организационный момент |
Доброе утро! Рада видеть Вас всех на уроке! А как Ваше настроение? |
Психологически настраиваются на урок. Отвечают эмоционально на задание учителя. Проверяют готовность своих рабочих мест. |
Актуализация опорных знаний |
Предлагаю начать сегодняшний урок с небольшой разминки! На столах у каждой группы есть матрица. В ней зашифрованы по 2 слова, относящихся к темам прошлых уроков. Ваша задача: найти зашифрованные слова, подготовить небольшой рассказ о том, что вы нашли (достаточно 3-х предложений). На выполнение данного задания я даю Вам 3 минуты. Приступаем к работе (Приложение 1) |
|
Создание проблемной ситуации
|
После проведения разминки учитель предлагает назвать представителей тех групп животных, которые они нашли в матрице. |
Дают ответ: «На слайде изображены животные, которые относятся к классу млекопитающих, но отличаются друг от друга по внешнему виду». |
Обращается с вопросом к ученикам – что объединяет этих животных, и что отличает их друг от друга? | Смотрят на изображения животных, обсуждают в группах. | |
Задание на разброс мнений | Какая тема сегодняшнего урока? | Высказывают мнения. |
Определение темы урока | Формулируют тему урока. | |
Поиск решения проблемы | - Мы с Вами определили тему урока. А теперь предлагаю составить план урока: что нам нужно узнать? (Обсуждение вместе с учителем и запись плана урока на доске). Первым вопросом мы с вами обозначили определить, что такое среда обитания. Кто сможет назвать определение этого термина? | Обсуждение в группах. Предложение вариантов. Составление плана. |
Учитель выслушивает варианты учеников и для более точного формулирования определения предлагает ознакомиться с абзацем номер 1 параграфа 23 учебника (стр.104). | Работают с учебником. Формулируют определение. Записывают в рабочую тетрадь (№ 163). | |
- А какие среды обитания Вы знаете? (Учитель слушает ответы, обращает внимание на правильность названных сред обитания). - Предлагаю Вам разобраться, какие же среды обитания выделяют и как они правильно называются. У вас на столах есть конвертики, высыпьте содержимое на стол и соберите название. На выполнение задание Вам дается 2 минуты. Приступайте! (после окончания выделенного времени учитель выслушивает варианты ответов). - А теперь предлагаю найти эти среды обитания на слайде! |
Обсуждение в группах, ответы учеников. Работают с головоломкой, собирают слово. Один представитель группы выходит к доске и ставит цифру, соответствующую номеру среды обитания. |
|
Физкультминутка (побуждение к осознанию) | А как много бы знаем о каждой среде обитания? Проверим? Поиграем в игру «Верю - не верю». Я буду называть утверждения, если Вы верите – делаете наклон вперед, если не верите – приседание. (Приложение 2) | Слушают утверждения и выполняют физические упражнения. |
- Оказывается, мы с Вами знаем не так уж и много об этих средах обитания! Предлагаю познакомиться с каждой средой обитания поближе! |
Делятся внутри группы. Работают с учебником и раздаточным материалом. Готовят небольшой рассказ. | |
Применение новых знаний. Первичное закрепление | После того, как группы рассказали свои доклады ученикам предлагается выполнить задание № 166 и 169 в рабочей тетради. После выполнения задания проводится проверка правильности выполнения. Каждый ученик ставит оценку за выполнение задания. - Мы с Вами узнали очень много нового на сегодняшнем уроке. Предлагаю проверить, как же Вы поняли сегодняшнюю тему. Каждому ученику дается карточка с заданиями. Вам необходимо выполнить предложенные задания. Время на выполнение – 3 минуты. После выполнения задания ученики по кругу меняются карточками и проверяют верность выполнения. Ставят оценку за выполнение задания. (Приложение 3) |
Самостоятельная работа с заданиями. Проверяют правильность выполнения задания. Ставят оценку за выполнение задания в рабочую тетрадь. Индивидуальная работа с карточками. Оценивание. |
Итог и рефлексия |
Ребята! Наш урок подходит к концу! Давайте вместе подведем итог нашего занятия! Предлагаю еще раз вернуться к слайду с изображением животных и еще раз ответить на вопрос: Почему они отличаются друг от друга? Пусть каждая группа подготовит свой итог. |
Ответы детей на поставленный вопрос. Подведение итога урока. |
Домашнее задание |
Прочитать параграф 23, выполнить задания 165,167, 168. |
Записывают домашнее задание. |