Тема урока «Три среды обитания». 5-й класс

Разделы: Биология

Класс: 5


Тип урока: открытие новых знаний.

Цель: ознакомление и изучение сред обитания животных: наземно-воздушной, водной и почвенной.

Задачи

Результаты

Познакомить обучающихся со средами обитания животных

Узнают и различают среды обитания живых организмов, выделяют их особенности

Научить решению простых экологических задач

Умеют характеризовать приспособленность организмов к среде обитания

Развивать умение анализировать, высказывать свои мысли, обосновывать их.

Способны передать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания; умение перефразировать мысль.

Оборудование и организация рабочего пространства:

  • ПК, презентация учителя «Три среды обитания»;
  • Карточки с текстом и заданиями;
  • Дополнительная информация по теме урока.

Ход урока

Анализ

Действие учителя

Действие учеников

Организационный момент

Доброе утро! Рада видеть Вас всех на уроке! А как Ваше настроение?
- Сегодня вы будете работать в группах! Посмотрите на своих коллег! Пожмите друг другу руки!
- Пусть в ладоши похлопают те ученики, которые готовы начать урок! Ну что ж, приступаем!

Психологически настраиваются на урок. Отвечают эмоционально на задание учителя. Проверяют готовность своих рабочих мест.

Актуализация опорных знаний

Предлагаю начать сегодняшний урок с небольшой разминки! На столах у каждой группы есть матрица. В ней зашифрованы по 2 слова, относящихся к темам прошлых уроков. Ваша задача: найти зашифрованные слова, подготовить небольшой рассказ о том, что вы нашли (достаточно 3-х предложений). На выполнение данного задания я даю Вам 3 минуты. Приступаем к работе (Приложение 1)
После истечения времени на доске проецируется матрица. Представитель каждой группы выходит к доске, выделяет слова и дает характеристику.

 

Создание проблемной ситуации
(сообщение темы с мотивационным приемом)

 

После проведения разминки учитель предлагает назвать представителей тех групп животных, которые они нашли в матрице.
Учитель открывает слайд, на котором изображены названные детьми представители той или иной группы животных.

Дают ответ: «На слайде изображены животные, которые относятся к классу млекопитающих, но отличаются друг от друга по внешнему виду».

Обращается с вопросом к ученикам – что объединяет этих животных, и что отличает их друг от друга? Смотрят на изображения животных, обсуждают в группах.
Задание на разброс мнений Какая тема сегодняшнего урока? Высказывают мнения.
Определение темы урока   Формулируют тему урока.
Поиск решения проблемы - Мы с Вами определили тему урока. А теперь предлагаю составить план урока: что нам нужно узнать? (Обсуждение вместе с учителем и запись плана урока на доске). Первым вопросом мы с вами обозначили определить, что такое среда обитания. Кто сможет назвать определение этого термина? Обсуждение в группах. Предложение вариантов.
Составление плана.
  Учитель выслушивает варианты учеников и для более точного формулирования определения предлагает ознакомиться с абзацем номер 1 параграфа 23 учебника (стр.104). Работают с учебником. Формулируют определение. Записывают в рабочую тетрадь (№ 163).
  - А какие среды обитания Вы знаете? (Учитель слушает ответы, обращает внимание на правильность названных сред обитания).
- Предлагаю Вам разобраться, какие же среды обитания выделяют и как они правильно называются. У вас на столах есть конвертики, высыпьте содержимое на стол и соберите название. На выполнение задание Вам дается 2 минуты. Приступайте! (после окончания выделенного времени учитель выслушивает варианты ответов).
- А теперь предлагаю найти эти среды обитания на слайде!

Обсуждение в группах, ответы учеников.

Работают с головоломкой, собирают слово.

Один представитель группы выходит к доске и ставит цифру, соответствующую номеру среды обитания.

Физкультминутка (побуждение к осознанию) А как много бы знаем о каждой среде обитания? Проверим? Поиграем в игру «Верю - не верю». Я буду называть утверждения, если Вы верите – делаете наклон вперед, если не верите – приседание. (Приложение 2) Слушают утверждения и выполняют физические упражнения.
 

- Оказывается, мы с Вами знаем не так уж и много об этих средах обитания! Предлагаю познакомиться с каждой средой обитания поближе!
Теперь мы с Вами уже знаем, какая группа у нас будет знатоком водной среды, наземно-воздушной и почвенной. В каждой группе Вы делите задания. Несколько человек готовят информацию об особенностях среды обитания, другие готовят информацию о представителях данной среды обитания. Третьи выбирают интересные факты и также готовят нам к рассказу. Каждая группа работает с учебником и раздаточным материалом. На работу Вам выделяется 7 минут. Затем 3 представителя каждой группы рассказывают нам свои вопросы.

Делятся внутри группы. Работают с учебником и раздаточным материалом. Готовят небольшой рассказ.
Применение новых знаний. Первичное закрепление После того, как группы рассказали свои доклады ученикам предлагается выполнить задание № 166 и 169 в рабочей тетради. После выполнения задания проводится проверка правильности выполнения. Каждый ученик ставит оценку за выполнение задания.
- Мы с Вами узнали очень много нового на сегодняшнем уроке. Предлагаю проверить, как же Вы поняли сегодняшнюю тему. Каждому ученику дается карточка с заданиями. Вам необходимо выполнить предложенные задания. Время на выполнение – 3 минуты. После выполнения задания ученики по кругу меняются карточками и проверяют верность выполнения. Ставят оценку за выполнение задания. (Приложение 3)

Самостоятельная работа с заданиями.

Проверяют правильность выполнения задания. Ставят оценку за выполнение задания в рабочую тетрадь.

Индивидуальная работа с карточками. Оценивание.

Итог и рефлексия

Ребята! Наш урок подходит к концу! Давайте вместе подведем итог нашего занятия! Предлагаю еще раз вернуться к слайду с изображением животных и еще раз ответить на вопрос: Почему они отличаются друг от друга? Пусть каждая группа подготовит свой итог.

Ответы детей на поставленный вопрос. Подведение итога урока.

Домашнее задание

Прочитать параграф 23, выполнить задания 165,167, 168.
Всем спасибо за занятие!

Записывают домашнее задание.