Технологическая карта урока по теме "Кислородсодержащие органические соединения. Спирты: состав, строение, классификация, изомерия, номенклатура"

Разделы: Химия

Класс: 10

Ключевые слова: химия, спирт


Предмет: Химия.

Класс: 10.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цели урока:

  • ознакомить учащихся с составом, строением, классификацией спиртов, их номенклатурой и изомерией; дать понятие о ФГ атомов и влиянии ее на свойства атомов;
  • продолжать формировать умения составлять формулы изомеров, давать веществам названия по систематической номенклатуре.

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы

  • Личностные (ЛРОООП):
    • формирование ответственного отношения к учению;
    • осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
    • готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания
  • Метапредметные (МРОООП):
    • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
    • работать индивидуально и в группе;
    • находить общее решение;
    • формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; владение устной и письменной речью.
  • Предметные (ПРОООП):
    • ученик научится систематизировать кислородсодержащие вещества, узнает об их практическом применении, научится объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств.

Методы и приемы обучения: объяснительно-иллюстративный, практический (демонстрация опыта), учебная дискуссия, видеометод, проблемные задания.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Оборудование и реактивы: таблицы по теме урока, шаростержневая и объемная модели молекул спиртов, реактивы для демонстрации опытов, компьютер, ноутбук, мультимедиапроектор, презентация, карточки с заданиями для самостоятельной работы

Литература для учителя: Габриелян О.С., И.С. Остроумов. Настольная книга учителя. Химия. 10 класс – М.: Дрофа, 2014.

Литература для учащихся: Габриелян О.С.. Химия. 10 класс. Базовый уровень – М.: Дрофа, 2014.

Основные этапы урока

Карточка 1.

Самостоятельная работа учащихся в группах

Группа №1 «Объясните термины» (слайды №2, 5, 6)

Самостоятельно прочитайте §20, используя слайды №2, 5, 6 выполните следующие задания:

  1. Объясните следующие термины: спирты, предельные одноатомные спирты, функциональная группа –ОН, предельные многоатомные спирты.
  2. Определите общую формулу предельных одноатомных спиртов и постройте гомологический ряд.
  3. Определите, как следует правильно называть спирты составленного вами гомологического ряда.

Группа №2 «Классификация спиртов» (слайд №7, 8)

Самостоятельно прочитайте §20, на стр.82 обратите внимание на классификацию спиртов.

Используя слайды №7, 8 презентации, изучите схему «Классификация спиртов».

Задания:

  1. Определите спирты, используя схему классификации спиртов.
  2. Назовите их.
  3. Рассмотрите таблицу 7 на стр.83 и составьте первичный, вторичный, третичный спирты, имеющие состав С5Н11ОН. Может ли спирт быть четвертичным?

Группа №3 «Изомерия и номенклатура» (слайд №9, 10, 11, 12)

Самостоятельно прочитайте §20, найдите вопрос об изомерии и номенклатуре спиртов.

Выполните следующие задания:

  1. Дана формула С5Н11ОН. Составьте на ее основе по две формулы изомеров, отражающих разные виды изомерии и назовите их.
  2. Составьте формулу 2-метилбутанола-1.
    Постройте формулы его изомеров и назовите их. Постройте формулы двух его гомологов и назовите их.

Карточки 2–5

Приложение 1

Приложение 2