Предмет: Химия.
Класс: 10.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Цели урока:
- ознакомить учащихся с составом, строением, классификацией спиртов, их номенклатурой и изомерией; дать понятие о ФГ атомов и влиянии ее на свойства атомов;
- продолжать формировать умения составлять формулы изомеров, давать веществам названия по систематической номенклатуре.
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы
- Личностные (ЛРОООП):
- формирование ответственного отношения к учению;
- осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
- готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания
- Метапредметные (МРОООП):
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- работать индивидуально и в группе;
- находить общее решение;
- формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; владение устной и письменной речью.
- Предметные (ПРОООП):
- ученик научится систематизировать кислородсодержащие вещества, узнает об их практическом применении, научится объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств.
Методы и приемы обучения: объяснительно-иллюстративный, практический (демонстрация опыта), учебная дискуссия, видеометод, проблемные задания.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
Оборудование и реактивы: таблицы по теме урока, шаростержневая и объемная модели молекул спиртов, реактивы для демонстрации опытов, компьютер, ноутбук, мультимедиапроектор, презентация, карточки с заданиями для самостоятельной работы
Литература для учителя: Габриелян О.С., И.С. Остроумов. Настольная книга учителя. Химия. 10 класс – М.: Дрофа, 2014.
Литература для учащихся: Габриелян О.С.. Химия. 10 класс. Базовый уровень – М.: Дрофа, 2014.
Основные этапы урока
Карточка 1.
Самостоятельная работа учащихся в группах
Группа №1 «Объясните термины» (слайды №2, 5, 6)
Самостоятельно прочитайте §20, используя слайды №2, 5, 6 выполните следующие задания:
- Объясните следующие термины: спирты, предельные одноатомные спирты, функциональная группа –ОН, предельные многоатомные спирты.
- Определите общую формулу предельных одноатомных спиртов и постройте гомологический ряд.
- Определите, как следует правильно называть спирты составленного вами гомологического ряда.
Группа №2 «Классификация спиртов» (слайд №7, 8)
Самостоятельно прочитайте §20, на стр.82 обратите внимание на классификацию спиртов.
Используя слайды №7, 8 презентации, изучите схему «Классификация спиртов».
Задания:
- Определите спирты, используя схему классификации спиртов.
- Назовите их.
- Рассмотрите таблицу 7 на стр.83 и составьте первичный, вторичный, третичный спирты, имеющие состав С5Н11ОН. Может ли спирт быть четвертичным?
Группа №3 «Изомерия и номенклатура» (слайд №9, 10, 11, 12)
Самостоятельно прочитайте §20, найдите вопрос об изомерии и номенклатуре спиртов.
Выполните следующие задания:
- Дана формула С5Н11ОН. Составьте на ее основе по две формулы изомеров, отражающих разные виды изомерии и назовите их.
- Составьте формулу 2-метилбутанола-1.
Постройте формулы его изомеров и назовите их. Постройте формулы двух его гомологов и назовите их.