Конспект логопедического занятия в старшей группе "Дикие животные"

Разделы: Логопедия

Ключевые слова: старшая группа, дикие животные


Цель: активизация словарного запаса по теме «Дикие животные».

Задачи:

  • закрепление образования и употребления родительного падежа единственного числа имен существительных;
  • словообразование названий детенышей диких животных;
  • развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики;
  • развитие внимания, памяти;
  • воспитание наблюдательности.

Содержание занятия

1. Артикуляционная гимнастика

- Сегодня приглашаю вас совершить путешествие в лес. Для начала нужно приготовиться. Выполним артикуляционную гимнастику. А упражнения для нее находятся в волшебной коробочке. Посмотрите на первое упражнение. (Дети перед индивидуальными зеркалами выполняют упражнение «блинчик»). Выполните второе упражнение «вкусное варенье». (Дети выполняют упражнение). Посмотрите и сделайте  упражнение «лошадка». (Дети выполняют упражнение).

- Теперь подготовим наши пальчики и вспомним упражнение «Есть у каждого свой дом».

У лисы в лесу глухом есть нора – надежный дом.

(На каждое название животного
дети загибают по одному пальцу на обеих руках,
начиная с больших).

Не страшны зимой метели белочке в дупле на ели.

Под кустами еж колючий нагребает листья в кучи.

Из ветвей, корней, коры хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый, до весны сосет он лапу.

2. Отгадывание загадок

- Мы подготовились к путешествию. Но нас в лесу никто не встречает. Если мы правильно отгадаем загадки, лесные жители нам покажутся.

  • Трав копытами касаясь, бродит по лесу красавец.
    Ходит смело и легко, рога раскинув широко.
    (Лось)
  • Хвост пушистый, мех золотистый,
    В лесу живет, в деревне кур крадет.
    (Лиса)
  • Он в берлоге спит зимой
    Под большущею сосной.
    (Медведь)
  • Кто зимой холодной
    Ходит в лесу злой, голодный?
    (Волк)
  • Летом – серый, а зимой – белый.
     (Заяц)
  • Хожу в пушистой шубке,
    Живу в густом лесу.
    В дупле на старом дубе
    Орешки я грызу.
    (Белка)

(На доске появляются фигурки животных).

3. Игра «Один» - упражнение на согласование количественных числительных один, одна с существительными

- Лось хочет с вами поиграть и предлагает игру «Один, одна». Я буду подставлять табличку с цифрой 1 к животному, а вы должны составить словосочетание. (Дети составляют словосочетания: один лось, одна белка, один волк, одна лиса, один медведь, один заяц).

4. Игра «Кого не стало?» - упражнение на закрепление умения образовывать и употреблять имена существительные в родительном падеже

- Белка вместе с другими животными предлагает поиграть в прятки. Вы закрываете глаза, потом по сигналу открываете и говорите, кого не стало. (Дети составляют предложения: не стало белки, не стало медведя, не стало лисы…).

5. Физкультминутка «Снеговик»

- Зайцу нравится все белого цвета, потому что он зимой белый. Порадуем зайца и покажем ему упражнение «Снеговик», ведь он то же белого цвета.

Давай, дружок, давай, дружок,

(Дети «лепят» снежок,

Кати по снегу свой снежок.

катят перед собой снежок.

Он превратится в толстый ком,

Показывают толстый ком перед собой.

И станет ком снеговиком.

«Рисуют» восьмерку в воздухе.

Его улыбка так светла!

Показывают руками на лице улыбку.

Два глаза, шляпа, нос, метла.

Показывают глаза, голову, нос, метлу.

Но солнце припечет слегка -

Слегка отклоняются назад.

Увы!- и нет снеговика.

Пожимают плечами, разводят руками).

6. Игра «Один – много» - упражнение на закрепление умения образовывать множественное число имен существительных

- Лиса предлагает поиграть в игру «Один – много».

  • Была лиса, а стали…(лисы).
  • Был лось, а стали…(лоси).
  • Был медведь, а стали…(медведи).
  • Была белка, а стали…(белки).
  • Был заяц, а стали…(зайцы).
  • Был волк, а стали…(волки).

(К животным подставляются картинки, и дети называют существительные во множественном числе).

7. Игра «Собери разрезные картинки и назови диких животных и их детенышей»

- Медведь предлагает собрать разрезные картинки и назвать, кто на них изображен. (Дети собирают картинки и называют диких животных и их детенышей).

8. Упражнение на развитие мелкой моторики – шнуровка «Дикие животные»

- Волк предлагает поиграть в шнуровку. Возьмите шнуровку в левую руку, а шнурок в правую. Продеваем шнурок снизу, вытягиваем его и оставляем небольшой хвостик. Опять продеваем шнурок снизу и затягиваем стежок. И так далее. Получаются стежки через край. Приступайте к выполнению задания. Кто изображен на шнуровке? (Дикие животные: медведь, лиса, белка, волк, еж, заяц).

9. Итог

- Где с вами побывали? Кто нас встретил? В какие игры играли?