Цель: активизация словарного запаса по теме «Дикие животные».
Задачи:
- закрепление образования и употребления родительного падежа единственного числа имен существительных;
- словообразование названий детенышей диких животных;
- развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики;
- развитие внимания, памяти;
- воспитание наблюдательности.
Содержание занятия
1. Артикуляционная гимнастика
- Сегодня приглашаю вас совершить путешествие в лес. Для начала нужно приготовиться. Выполним артикуляционную гимнастику. А упражнения для нее находятся в волшебной коробочке. Посмотрите на первое упражнение. (Дети перед индивидуальными зеркалами выполняют упражнение «блинчик»). Выполните второе упражнение «вкусное варенье». (Дети выполняют упражнение). Посмотрите и сделайте упражнение «лошадка». (Дети выполняют упражнение).
- Теперь подготовим наши пальчики и вспомним упражнение «Есть у каждого свой дом».
У лисы в лесу глухом есть нора – надежный дом. | (На каждое название животного |
Не страшны зимой метели белочке в дупле на ели. |
|
Под кустами еж колючий нагребает листья в кучи. |
|
Из ветвей, корней, коры хатки делают бобры. |
|
Спит в берлоге косолапый, до весны сосет он лапу. |
2. Отгадывание загадок
- Мы подготовились к путешествию. Но нас в лесу никто не встречает. Если мы правильно отгадаем загадки, лесные жители нам покажутся.
- Трав копытами касаясь, бродит по лесу красавец.
Ходит смело и легко, рога раскинув широко.
(Лось)
- Хвост пушистый, мех золотистый,
В лесу живет, в деревне кур крадет.
(Лиса)
- Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной.
(Медведь)
- Кто зимой холодной
Ходит в лесу злой, голодный?
(Волк)
- Летом – серый, а зимой – белый.
(Заяц)
- Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.
(Белка)
(На доске появляются фигурки животных).
3. Игра «Один» - упражнение на согласование количественных числительных один, одна с существительными
- Лось хочет с вами поиграть и предлагает игру «Один, одна». Я буду подставлять табличку с цифрой 1 к животному, а вы должны составить словосочетание. (Дети составляют словосочетания: один лось, одна белка, один волк, одна лиса, один медведь, один заяц).
4. Игра «Кого не стало?» - упражнение на закрепление умения образовывать и употреблять имена существительные в родительном падеже
- Белка вместе с другими животными предлагает поиграть в прятки. Вы закрываете глаза, потом по сигналу открываете и говорите, кого не стало. (Дети составляют предложения: не стало белки, не стало медведя, не стало лисы…).
5. Физкультминутка «Снеговик»
- Зайцу нравится все белого цвета, потому что он зимой белый. Порадуем зайца и покажем ему упражнение «Снеговик», ведь он то же белого цвета.
Давай, дружок, давай, дружок, | (Дети «лепят» снежок, |
Кати по снегу свой снежок. |
катят перед собой снежок. |
Он превратится в толстый ком, |
Показывают толстый ком перед собой. |
И станет ком снеговиком. |
«Рисуют» восьмерку в воздухе. |
Его улыбка так светла! |
Показывают руками на лице улыбку. |
Два глаза, шляпа, нос, метла. |
Показывают глаза, голову, нос, метлу. |
Но солнце припечет слегка - |
Слегка отклоняются назад. |
Увы!- и нет снеговика. |
Пожимают плечами, разводят руками). |
6. Игра «Один – много» - упражнение на закрепление умения образовывать множественное число имен существительных
- Лиса предлагает поиграть в игру «Один – много».
- Была лиса, а стали…(лисы).
- Был лось, а стали…(лоси).
- Был медведь, а стали…(медведи).
- Была белка, а стали…(белки).
- Был заяц, а стали…(зайцы).
- Был волк, а стали…(волки).
(К животным подставляются картинки, и дети называют существительные во множественном числе).
7. Игра «Собери разрезные картинки и назови диких животных и их детенышей»
- Медведь предлагает собрать разрезные картинки и назвать, кто на них изображен. (Дети собирают картинки и называют диких животных и их детенышей).
8. Упражнение на развитие мелкой моторики – шнуровка «Дикие животные»
- Волк предлагает поиграть в шнуровку. Возьмите шнуровку в левую руку, а шнурок в правую. Продеваем шнурок снизу, вытягиваем его и оставляем небольшой хвостик. Опять продеваем шнурок снизу и затягиваем стежок. И так далее. Получаются стежки через край. Приступайте к выполнению задания. Кто изображен на шнуровке? (Дикие животные: медведь, лиса, белка, волк, еж, заяц).
9. Итог
- Где с вами побывали? Кто нас встретил? В какие игры играли?