Разработка урока по информатике по теме "Логические операции". 8-й класс

Разделы: Информатика

Класс: 8

Ключевые слова: логические операции


Класс: 8.

УМК: Учебник для 8 класса Информатика и ИКТ. Л.Л.Босова, А.Ю.Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Тема урока: «Логические операции».

Цель урока: создание условий для формирования представления о различных логических операциях и их использования при решении логических выражений и задач.

Задачи:

Обучающие:

  • систематизировать представления учащихся о логике и логических выражениях;
  • сформировать понятия «логические выражения» и «логические операции»;
  • отработать умения составления логических выражений с помощью логических операций, определения значений логических выражений.

Развивающие:

  • способствовать развитию логического и алгоритмического мышления;
  • развивать творческие способности обучающихся, познавательный интерес, умение анализировать, обобщать, сравнивать, синтезировать знания, полученные в повседневной жизни;

Воспитательные:

  • воспитание информационной культуры, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, стремления к получению новых знаний;
  • воспитание коммуникативных качеств, культуру межличностных взаимоотношений;

Планируемые результаты:

Предметные:

  • у учащихся сформируется понятие «логическое выражение» и представление о различных логических операциях над логическими высказываниями;
  • учащиеся научатся составлять логические выражения и находить их значения.

Личностные:

  • Будут сформированы: умения слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение, анализировать свои возможности в достижении планируемых результатов.
  • Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи.
  • Понимать другие позиции (взгляды, интересы), осознание смысла учения и понимание личной ответственности за будущий результат;

Метапредметные:

  • регулятивные: должны уметь определять цель своей деятельности, составлять план действий и вносить в случае необходимости дополнения и коррективы в план и способ действия для достижения цели, контролировать свою деятельность в процессе достижения результата;
  • коммуникативные: умение вступать в диалог, умение строить устные высказывания с использованием математического языка.
  • познавательные: умение формулировать проблему и решать ее, умение строить логическую цепь размышлений, умение структурировать найденную информацию в нужной форме, умение устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы.

Методы обучения: частично-поисковый.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, карточки.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в группах.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности (3 мин)

Здравствуйте, ребята.

Ребята, сегодня у нас очень много гостей и мне бы хотелось, чтобы вы с успехом смогли продемонстрировать нашим гостям все, чему вы научились на предыдущих уроках.

(Слайд 1) Начать наш урок мне хотелось бы словами Л.Н.Толстого: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью».

− Как вы думаете, что хотел выразить этими словами Лев Николаевич? (Объясняют как они понимают данное высказывание: знание это не когда ты запомнил просто информацию, а когда ты пропустил её через свои мысли, обдумал и понял.)

Сегодня вам предстоит самостоятельно открыть новые для вас знания.

И я желаю вам удачи в их поиске, в этом вам обязательно поможет накопленный хоть небольшой но все же важный опыт!

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие (4 мин.)

Для начала ответьте, пожалуйста на несколько вопросов.

  1. С какой наукой мы начали знакомство на прошлом уроке? (с логикой)
  2. Что изучает логика? (законы и формы мышления)
  3. Какое понятие лежит в основе этой науки? (высказывание)
  4. Что такое высказывание?( Высказывание — повествовательное предложение, в котором что- либо утверждается или отрицается)

Сейчас вам в группах необходимо будет составить по три предложения, одно их которых будет истинным, другое - ложным, а третье не будет высказыванием.

Одна из групп озвучивает свое предложение, а другие группы определяют, является ли данное предложение высказыванием или нет, если да, то каково его значение.

(Слайд 2) Выберите из ваших высказываний то, которое будет соответствовать первой записи на слайде(А=1, Группы отвечают по очереди)

  1. Что в этой записи заменяет буква А? (высказывание)
  2. Чем она является? (логической переменной)
  3. Что означает единица?(значение логической переменой, т.е. логическая переменная имеет истинное значение)
  4. Подберите из ваших высказываний то, которое будет соответствовать второй записи(В=0, группы отвечают по очереди)
  5. Чем является буква В? (логической переменной)
  6. Чему равно ее значение и что оно обозначает?(логическая переменная принимает значение «ложь»)

3. Изучение нового материала (20 мин.)

(Слайд 3) А теперь обратите внимание на высказывания представленные на следующем слайде (Максим играет в футбол. Максим играет в баскетбол.)

Как вы думаете, можно ли из этих высказываний составить одно высказывание? (Да)

Попробуйте это сделать (Максим играет в футбол и баскетбол)

С помощью чего вам удалось объединить высказывания? (с помощью союза «и»)

Данное высказывание мы будем называть составным высказыванием или логическим выражением.

Получить составное логическое высказывание можно разными способами, для этого используют логические операции, о них у нас и пойдет речь сегодня на уроке.

Давайте назовем тему нашего урока: «Логические операции»

(Слайд 4) Откройте тетради, запишите число и тему урока.

(Слайд 5) Ну а теперь постарайтесь сформулировать цель нашего урока, что бы вы хотели узнать и чему научиться?( Цель:. узнать, какие есть логические операции, научиться составлять логические выражения и применять их при решении задач.)

(Слайд 6) Мы сегодня познакомимся с тремя основными логическими операциями

Сейчас вам предстоит работа в группах. Каждой группе необходимо будет разобраться с одной из логических операций. Результатом вашей работы будет общая презентация, в которую каждая группа внесет свой вклад.

(Слайд 7) Задача группы будет заключаться в следующем:

1. Ознакомиться с информацией в учебнике.

2. Необходимую информацию вынести на слайды, шаблоны которых я для вас приготовила.

3. Донести изученный вами материал до двух других групп.

На эту работу вам дается семь минут.

(Слайд 8) Еще раз хочу вам напомнить о правилах работы в группах

Найдите на рабочем столе ноутбука папку «Логические операции», в ней находится ссылка на шаблон презентации, зайдите по этой ссылке.

Выступление представителей каждой группы.

Хорошо, а теперь посмотрите на таблицу истинности для конъюнкции, о чем говорят значения в ней?

Теперь разберемся с таблицей истинности для дизъюнкции. О чем говорят ее значения?

С заданием все справились замечательно. Молодцы!

(Слайд 9) Сопоставьте каждой логической операции множества, которые вы видите на слайде.

Добавьте в презентацию из папки ЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ на рабочем столе на слайд «Графическое представление» (слайды 6, 11, 16) соответствующее вашей логической операции множество.

Логические операции имеют следующий приоритет: инверсия, конъюнкция, дизъюнкция.

4. Закрепление нового материала с комментированием во внешней речи

(Слайд 10) Ну а сейчас рассмотрим следующее задание:

В данном высказывании необходимо выделить простые, обозначить каждое из них буквой. Записать с помощью букв и знаков логических операций данное логическое выражение.

Ученик у доски. Остальные в тетрадях.

А теперь разделитесь по парам.

У вас на столах есть подобные задания (Пара 1, Пара 2), выполните их самостоятельно.

(Слайд 11, 12) Сверьте с ответами на слайде:

Первые пары поднимите руки, у кого есть ошибки, со всеми ли заданиями вы справились, какое задание у вас вызвало затруднение?

Вторые пары?

(Слайд 13) Рассмотрим следующее задание.

Решает ученик у доски, остальные на местах.

Рассмотрим Запросы в таблице и перенесем их на круги Эйлера.

Один из кругов будет соответствовать множеству страниц по запросу «Футбол», а второй множеству страниц по запросу «Хоккей»

Что обозначает запись в первой строке таблицы (Запрос ФУТБОЛ|ХОККЕЙ), какая логическая операция используется в этом запросе?

Чему будет соответствовать данный запрос на кругах Эйлера?

А что же нам необходимо найти? (ФУТБОЛ&ХОККЕЙ), т.е. нам необходимо найти количество страниц, на которых одновременно встречаются оба слова.

Какая логическая операция используется в этом запросе?

Какая область на кругах Эйлера соответствует данному запросу? Заштрихуйте ее.

Совпадает ли числовое значение суммы множеств запросов «ХОККЕЙ» и «ФУТБОЛ» с числовым значением запроса объединения этих множеств? Почему?

Найдите эту разницу, что она показывает? Числовым значением какого запроса она является? (ФУТБОЛ&ХОККЕЙ)

Ответили мы с вами на вопрос, поставленной перед нами в задаче?

Аналогичное задание есть в ОГЭ по информатике, давайте мы его рассмотрим.

(демоверсия 2020, 8 задание)

Что необходимо найти в этом задании?

Какие логические операции использовали для составления данных запросов?

Перенесем их на круги Эйлера.

Как найти общее число страниц по запросам «РЫБАК» и «РЫБКА»? (780+50=830)

Как определить количество найденных страниц по запросу «РЫБКА»? (830-260=570)

Замечательно, с этим заданием мы тоже справились.

5. Рефлексия

Наш урок подходит уже к концу, поэтому необходимо подвести итоги нашей совместной работы, а для этого вернемся к цели, которую мы перед собой поставили в начале урока.

(Слайд 14) Давайте ее озвучим еще раз. (Читают цель)

  • С какими логическими операциями вы сегодня познакомились?
  • Научились ли вы составлять логические выражения и применять их при решении задач?
  • Достигли вы цели, которая была поставлена перед вами?

Хорошо, я тоже считаю, что цель вами достигнута.

А теперь оцените свою работу на уроке.

(Слайд 15) У вас на столах есть таблицы с вопросами для самооценки, заполните их, пожалуйста, и подпишите листочки с обратной стороны.

6. Домашнее задание

1. Используя презентацию, составить сводную таблицу «Логические операции»

2. Выполнить задание на карточках.

3. Подготовиться к проверочной работе.

Закончить урок я хочу словами вьетнамской народной пословицы: «Узнать можно лишь тогда, когда учишься; дойти можно лишь тогда, когда идешь». Не забывайте об этом.

Спасибо за урок.