Цели:
- повторить правила техники безопасности при проведении спортивных и подвижных игр;
- выполнить комплекс общеразвивающих упражнений с мячом;
- изучить технику передвижения в защитной стойке: повороты и остановки;
- познакомиться с терминологией игры в баскетбол.
Формируемые УУД:
- предметные:
- иметь представление о технике безопасности при проведении спортивных и подвижных игр и первоначальные представления о технике передвижения в защитной стойке и терминологии игры в баскетбол;
- организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность с помощью комплекса упражнений с мячом;
- метапредметные:
- принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, определять общие цели и пути их достижения;
- овладеть начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
- конструктивно решать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
- личностные:
- развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения;
- развитие этических чувств, навыков сотрудничества;
- умение находить компромиссы при принятии общих решений.
Инвентарь: секундомер, свисток, баскетбольные мячи по количеству занимающихся.
Ход урока
1. Вводная часть (15-17 минут)
Построение. Объявление темы и целей урока. Организационные команды. Инструктаж по технике безопасности при игре в баскетбол.
(Учитель напоминает технику безопасности при проведении уроков, посвященных спортивным и подвижным играм.)
Особо хочу обратить ваше внимание на основные моменты техники безопасности при игре в баскетбол.
- Проверить игровое поле на наличие посторонних предметов.
- Не играть на мокрой площадке.
- Во время игры пальцы вперед не выставлять.
- Не отбирать мяч вдвоем, втроем, не подставлять бедро, не отбирать мяч сзади, не разводить локти в стороны.
Проверим домашнее задание. Расскажите об истории появления игры «Баскетбол» (уч. Виленского).
Строевой шаг и бег с заданиями:
- с высоким подниманием бедра
- с захлестом голени
- приставными шагами правым и левым боком
- поворотами в движении и бег спиной вперед
- с ускорением по диагонали
После бега учитель переводит класс на шаг. Учащиеся выполняют дыхательные упражнения. Когда ученики проходят по периметру зала, то берут по одному баскетбольному мячу и перестраиваются для разминки.
Проводится разминка с мячами
- И. п. — основная стойка, мяч в руках. На счет «раз» — руки вперед, правая сверху, поворот головы направо; на счет «два» — руки вверх, поворот головы налево; на счет «три» — мяч за голову, голова вперед (вытягиваем шею); на счет «четыре» — вернуться в исходное положение; на счет «пять» — руки вперед, левая сверху, поворот головы налево; на счет «шесть» — руки вверх, поворот головы направо; на счет «семь» — мяч за голову, голова вперед; на счет «восемь» — вернуться в исходное положение. Повторить 2 раза в медленном темпе.
- И. п. — основная стойка, мяч в руках. На счет «раз» — наклон вправо, руки вверх; на счет «два» — вернуться в исходное положение; на счет «три» — наклон влево, руки вверх; на счет «четыре» — вернуться в исходное положение. Повторить 4 раза.
- И. п. — стойка ноги врозь, мяч за головой. Под счет до 4 выполнять круговые движения туловищем в правую сторону; на счет «пять—восемь» — круговое движение туловищем в левую сторону. Повторить 2 раза.
- И. п. — стойка ноги врозь, мяч в руках. На счет «раз» — наклон, положить мяч на пол; на счет «два» — выпрямиться; на счет «три» — наклон, взять мяч; на счет «четыре» — вернуться в исходное положение. Повторить 4 раза.
- И. п. — стойка ноги врозь, мяч в руках. На счет «раз» — наклон, положить мяч на пол, надавить на него сверху руками; на счет «два—семь» — пружинисто давить на мяч руками; на счет «восемь» — вернуться в исходное положение. Повторить 2 раза.
- И. п. — основная стойка, мяч в руках. На счет «раз» — выпад вправо, поворот туловища направо, мячом коснуться носка правой ноги; на счет «два» — вернуться в исходное положение; на счет «три» — выпад влево, поворот туловища налево, мячом коснуться носка левой ноги; на счет «четыре» — вернуться в исходное положение. Повторить 4 раза.
- И. п. — основная стойка, мяч в руках. Подбросить мяч, присесть и поймать мяч уже в приседе, как можно ниже. Выполнять 20-25 с.
- И. п. — основная стойка, мяч в руках. Подбросить мяч, подпрыгнуть и поймать его в прыжке, стараться приземлиться на то же место, откуда совершался прыжок. Выполнять 20-25 с.
После разминки ученики расходятся по всему залу.
I. Основная часть (25-27 минут)
1. Стойка баскетболиста
Сначала отработаем стойку без мяча. Мячи положите на пол. Разберем технику выполнения стойки: ноги поставить в стойку ноги врозь и слегка согнуть в коленях. Главное, распределить тяжесть тела равномерно на обе ноги, чтобы в любой момент можно было стартовать в любом направлении, руки слегка согнуты, туловище немного наклонено. Тело как пружина, готово действовать. По первому сигналу вы принимаете стойку баскетболиста и замираете в ней, по второму — выпрямляетесь и расслабляетесь.
(Упражнение выполняется 3—4 раза, в зависимости от качества выполнения.)
Далее задача усложняется, по первому сигналу вы начинаете двигаться приставными шагами вокруг своего мяча, по второму сигналу замираете в стойке баскетболиста.
(Упражнение выполняется 3—4 раза, в зависимости от качества выполнения.)
2. Защитная стойка
В этой стойке ноги сильно согнуты, передвигаться надо мягко, скользящим шагом, без прыжков, руки согнуты и разведены в стороны.
Пробуем по сигналу принять нужную стойку 2—3 раза.
3. Ведение мяча на месте
- Ведение мяча правой рукой (30 с).
- Ведение мяча левой рукой (30 с).
- Ведение мяча поочередно правой и левой рукой (30 с).
(Если во время выполнения дается условный сигнал, ученики должны взять мяч и замереть в стойке баскетболиста.)
4. Ведение мяча в движении
- (Основная задача — не сталкиваться и не мешать остальным ученикам.)
- Ведение мяча правой рукой (30 с).
- Ведение мяча левой рукой (30 с).
- Ведение мяча поочередно правой и левой рукой (30 с).
(Если во время выполнения дается условный сигнал, ученики должны взять мяч и замереть в стойке баскетболиста.)
5. Остановка прыжком
Этот вариант применяется, когда необходимо резко остановиться. Делать это надо прыжком с приземлением на обе ноги, но одна нога ставится немного вперед, чтобы обеспечить игроку большую устойчивость.
(Ученики знакомятся с техникой остановки прыжком.)
А сейчас выполните ведение мяча по всему залу любым способом, но по сигналу нужно тут же остановиться прыжком.
(Упражнение выполняется 2-3 мин, в зависимости от качества выполнения.)
6. Повороты с мячом
Повороты выполняются вперед и назад, на передней части стопы согнутой опорной ноги, с шагом другой вперед или назад и одновременным поворотом туловища. Для отработки поворотов выполните следующие задания.
- Обычный бег по всей площадке с мячом в руках, стараясь выполнять повороты, чтобы уворачиваться от других игроков, максимально четко.
- Повороты с ведением мяча.
- Повороты с ведением мяча спиной вперед.
- Игровое упражнение
В заключение можно поиграть.
Игра «Не давай мяча водящему» 5-7 минут
Один из играющих — водящий. В начале игры он находится на середине площадки. Остальные игроки размещаются на площадке в произвольном порядке и, бегая, перебрасывают один другому баскетбольный (волейбольный) мяч. Водящий старается завладеть мячом. С того места, где ему удалось поймать мяч, он бросает мяч в любого игрока. В случае попадания игрок становится водящим, а прежний водящий участвует в игре наравне со всеми. Игроки, побывавшие меньшее число раз в роли водящего, побеждают.
Игра «Перестрелка» 5-7 минут
Площадка делится чертой поперек на две равные части. На расстоянии 2—2,5 м от каждой из коротких сторон площадки проводится еще по черте. Таким образом, площадка представляет поле, состоящее из 4 полос: две полосы широкие («города») и две узкие (места для «плена»). Две равные команды размещаются каждая в своем городе в произвольном порядке. Руководитель выходит на середину площадки и подбрасывает волейбольный мяч вверх. Игроки стараются, не выходя из своих городов, завладеть мячом, и между командами начинается перестрелка. Игроки каждой команды бросают мяч в игроков противника, чтобы выбить их из города и взять в плен.
Каждый игрок, задетый мячом, становится «пленником», после чего он переходит на полосу, помещенную за городом другой команды. Пленник может подбирать (или ловить) залетающий на его полосу мяч и бросать его в игрока чужой команды. Пленных можно освобождать. Для этого надо бросить любому пленнику мяч так, чтобы тот мог поймать его с лету. Если пленник поймает мяч, то, держа его в руках, он беспрепятственно переходит в свой город и имеет право оттуда бросить этот мяч в противников или же для выручки перебросить его другому пленнику. Обе команды стараются помешать пленникам ловить мяч. Выигрывает команда, сумевшая взять в плен игроков другой команды (или насчитывающая, по окончании отведенного на игру времени, большее число пленных).
Правила:
1. В игре не разрешается заходить за очерченные линии (помимо случаев ухода в плен и возвращения из плена), брать мяч, находящийся на другой полосе, бегать с мячом, отбивать летящий мяч ладонями. В случае нарушений этих правил другая команда получает право брать обратно в свой город любого из своих игроков, попавших в плен (или не отдавать в плен задетого мячом игрока).
2. Если игрок поймает мяч, брошенный в него, или мяч, переброшенный пленному игроку, то это за попадание не считается; если же при попытке поймать мяч игрок выпустил его из рук, то в таком случае попадание считается действительным и такой игрок идет в плен.
III. Заключительная часть
Терминология игры «Баскетбол»
Учитель за 5—6 мин до конца урока строит учеников в одну шеренгу и знакомит с терминологией игры.
Аут — засчитывается том случае, если любая часть тела игрока соприкасается с полом или любой из конструкций (например, стеной) за границей баскетбольной площадки (за лицевой или боковой линиями).
Блок-шот — от английских слов blocked shot — заблокированный бросок. По сути, блокировка броска противника.
Заслон — движение, которое выполняет игрок нападения для создания партнеру свободного пространства для прохода к кольцу.
Зонная защита — игроки в командах защищаются в пределах своих зон, а не играя только по игроку.
Подбор — происходит, когда игрок овладевает мячом после неудачной попытки броска.
Правило 24 секунд — команда должна совершить бросок за 24 с, если она не успевает, мяч передается сопернику.
Пронос мяча — почти как двойное ведение, но здесь игрок останавливается, удерживая мяч на одной руке.
(Также можно вспомнить такие хорошо известные термины: двойное ведение, передача, перехват, бросок в прыжке, дриблинг (ведение мяча), трехсекундная зона, штрафной бросок, очко и т.п.)
IV. Подведение итогов
Учитель подводит итоги урока. Желательно похвалить учеников за внимательность, быстроту, взаимопомощь и взаимовыручку, честную игру и т.п.
Домашнее задание
Прочитать текст «Баскетбол» на с. 109 учебника М.Я.Виленского.
Организованный выход из зала.