Модульная арифметика и математика шифра

Разделы: Математика, Общепедагогические технологии

Ключевые слова: шифр


Дисциплина

ОУД. 10 Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия

Специальность, группа

23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей

Тема раздела

Раздел 11. Элементы теории вероятностей и математической статистики (12 часов), в соответствии с календарно-тематическим планированием)

Продолжительность учебного занятия

90 минут

Цели и задачи для преподавателя

Цели

Продолжить изучение элементов математической статистики, познакомить обучающихся с понятиями «Шифр» и «Кодирование», создать условия для освоения алгоритма шифрования, криптоанализа сообщения;
Создать условия для повторения и обобщения теоретических вопросов по математической статистике и теории вероятностей;
Создать условия для ознакомления с историей становления криптографии во время ВОВ.

Задачи

 

Образовательные

Ввести понятия «шифр» и «кодирование», сформировать умение решать алгоритмы шифрования, криптоанализа сообщения;
Изучить историю становления службы криптографии в СССР в годы ВОВ, выделить значение подвигов выдающихся шифровальщиков;
Сформировать понятия, являющиеся основными для развития профессиональных компетенций, предусмотренных ФГОС СПО по специальности 23.02.07;
Создать условия для актуализации знаний по некоторым вопросам теории вероятностей и математической статистики.

Воспитательные

Способствовать формированию познавательной активности обучающихся;
Формировать чувство патриотизма, ответственности, культуры общения, культуры диалога, культуры публичного выступления обучающихся;
Формировать у обучающихся уважение к значимости подвига военных связистов в достижении Великой Победы.

Развивающие:

Способствоватьразвитию умения обучающихся работать с алгоритмами, схемами, шифрами и кодами;
Способствовать развитию общих компетенций, предусмотренных ФГОС СПО по специальности 23.02.07.

 

Цель и задачи для обучающихся

Цель

Ознакомиться с понятиями «шифр» и «кодирование», сформировать умение распознавать алгоритмы шифрования и кодирования информации.

Задачи

 

Образовательные

Научиться элементам шифрования, кодировки и декодировки информации;
Узнать, что такое шифрование и кодирование информации, какие шифры преимущественно использовались в годы ВОВ.

Воспитательные

Формировать познавательную активность;
Формировать чувство ответственности при работе в команде;
Формировать положительные профессиональные качества: терпение, скорость реакции, сообразительность и смекалку;
Формировать у обучающихся уважение к значимости подвига военных связистов в достижении Великой Победы

Развивающие

Развивать умение работать со схемами, алгоритмами;
Развивать общие компетенции, предусмотренные ФГОС СПО по специальности 23.02.07.

Оборудование

  • Мультимедиапроектор;
  • Кубики из LEGO (кирпичи);
  • Схемы-инструкции по сборке моделей военной техники;
  • Канцелярские принадлежности.

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные: владение методами алгоритмов решения, умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач; сформированность представлений о процессах и явлениях, имеющих вероятностный характер, статистических закономерностях в реальном мире, основных понятиях элементарной теории вероятностей; умений находить и оценивать вероятности наступления событий в простейших практических ситуациях и основные характеристики случайных величин;
Личностные: формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, идеях и методах математики; понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
Метапредметные: умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.

Основные понятия

Шифр, кодирование, декадирование, алгоритм.

Учебник

Башмаков М.И. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2016.

План занятия

  1. Организационный момент (1 мин.).
  2. Просмотр презентации. Постановка темы и целей занятия (5 мин.).
  3. Актуализация знаний. Конструирование моделей «Военная техника Победы» (17 мин.).
  4. Изучение нового материала. Работа с презентацией. Видеофильм (10 мин).
  5. Работа в группах, освоение терминов, первичное закрепление (15 мин.).
  6. Физкультминутка. Игра на сплочение команд метод «Канат» (10 мин.)
  7. Решение задач Ответ на вопросы. (25 мин).
  8. Итог. Достигнуты ли цель и задачи? Выставление оценок (3 мин.).
  9. Постановка домашнего задания (2 мин.).
  10. Рефлексия (2 мин.).

Конспект занятия

Приложение «Карточки для обучающихся»