В данной предложенной теме выступления можно выделить следующие словосочетания «успех ребенка» и «успешной команды», в последнем случае хочется заменить слово «профессиональной команды». И однозначно ответить на вопрос «Да. Зависит».
Давайте разберёмся в этом, на первый взгляд в простом, но в том же не простом вопросе, несущим в себе глубокое понимание данной темы.
Начнём рассматривать данный вопрос с точки зрения «профессиональной команды». С 2011 года в нашей школе постепенно выстраивалась коррекционно-развивающая работа с детьми ОВЗ, а затем разрабатывалась модель инклюзивного образовательного процесса, в которой четко определилось взаимодействие не только команды узких специалистов (специальный психолог, логопед, дефектолог), но и сопровождение команды, состоящую из социального педагога, учителя, классного руководителя, учителя технологии народно-прикладного творчества, тьютера и школьного фельдшера.
В нашей школе работают профессионалы, люди, знающие и любящие свое дело. И это подтверждается тем, что повышение профессионализма педагогического состава школы происходит за счет разных форм повышения квалификации в сочетании с самообразованием, ежегодным проведением серий открытых уроков/занятий, в том числе интегрированных, сотрудничества с педагогическим колледжем г.Минусинска, предоставления опыта работы в печатных изданиях, участия в краевом конкурсе «Доступная среда», реализации проекта «Межшкольное взаимодействие по сопровождению детей с ООП» и т.д.
Теперь рассмотрим, в чем же заключается «успех ребенка». Выделим первый пункт успешности ребенка - это успеваемость, в нашем понимании – положительная динамика в усвоении адаптированной основной общеобразовательной программы, рекомендованной ПМПК. Второй пункт – социализация/ коммуникация, третий – профориентация.
В связи с переходом на новые Стандарты и качественно иную парадигму образовательного процесса, претерпевает изменения и содержательная часть профессиональной деятельности специалистов образовательного учреждения, работающими с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Предполагаются создание специальных условий в общеобразовательном учреждении для их обучения и развития, обеспечивающих коррекцию и преодоление (полное или частичное) нарушений в развитии ребенка.
В настоящее время на базе нашего учреждения созданы и создаются на специальные условия, позволяющие предоставить вариативные формы обучения детям с ОВЗ в соответствии с их особенностями и запросами на образовательные услуги общественности.
Например, Ученику рекомендовано ПМПК обучение – очная форма по АООП для детей с ОВЗ. Данный ученик зачисляется в классы КРО (специализированные) или классы инклюзивного образования. В классе КРО учитель работает по одной, чаще по двум программам, так как дети могут быть разной нозологии. В классах инклюзивного обучения на Ученика составляется индивидуальная программа учителем и командой школьного консилиума, привлекаются и родители.
Независимо, в каком классе обучается учащийся с ОВЗ, специалистами консилиума разрабатывается «Карта индивидуального сопровождения учащегося». Вот так она выглядит.
Карта индивидуального сопровождения учащегося
Дата первичного заполнения:
- ФИО
- Дата рождения
- Домашний адрес
- Класс. Кл. руководитель
Состав семьи:
- Мать
- Место работы, должность, образование
- Отец
- Место работы, должность, образование
- Другие члены семьи
Условия проживания
Психологическая атмосфера в семье:
Тип семьи:
- Благополучная (родители морально устойчивы, владеют культурой воспитания, эмоциональная атмосфера в семье положительная)
- Неблагополучная, в том числе:
- Педагогически некомпетентная (родители не владеют культурой воспитания: отсутствует единство требований, ребенок безнадзорен, с ним жестоко обращаются. Систематически наказывают, плохо осведомлены о его интересах, поведении и общении вне школы)
- Нравственно неблагополучная (родители ведут аморальный образ жизни, пьянствуют, тунеядствуют, содержат притон, имеют судимость, воспитанием детей не занимаются)
- Конфликтная (в семье неблагополучная эмоциональная атмосфера, между родителями постоянные конфликты, родители повышено раздражительны, жестоки, нетерпимы)
Характер взаимоотношений родителей с ребенком:
- Семейный диктат (систематическое подавление инициативы и чувства собственного достоинства ребенка)
- Чрезмерная опека (удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждение от трудностей, забот, усилий)
- Попустительство (уклонение от активно участия в воспитании ребенка, пассивность, признание полной автономии ребенка)
- Сотрудничество (отношение взаимного уважения, совместное переживание радостей, горя)
Организация режима труда и отдыха:
Какие обязанности выполняет в семье:
Кто и в какой степени помогает и контролирует выполнение домашнего задания:
Дополнительная информация:
Социально-педагогическая часть карты заполнялась со слов ______________
Необходимая помощь семье:
Особенности раннего развития (записывается с согласия матери):
мама неохотно разговаривает на данную тему…..
Особенности школьного возраста (с какого возраста пошел в школу, особенности адаптации, уровень успеваемости на настоящий момент):
Актуальные проблемы ребенка:
Компенсаторные возможности ребенка:
Решение:
Участники сопровождения: учитель, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель – логопед, педагог – психолог, социальный педагог.
Рекомендации специалистов консилиума (проектирование оптимальной для развития ребенка программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения):
Специалист |
Цель |
Содержание работы по направлениям сопровождения |
Сроки динамического контроля |
Примечания |
Медработник |
не требуется |
- |
- |
- |
Педагог-психолог |
Развитие познавательных процессов; сферы межличностных отношений |
- навыки произвольного внимания; |
Декабрь 20___ |
групповые занятия с п-п по программе «Помогай-ка» - 1раз в неделю; |
Учитель-дефектолог |
Повышение уровня ЗУН по математике |
Развивать умение называть и характеризовать предметы и явления. Сравнивать и классифицировать, устанавливать элементарные зависимости. |
Декабрь 20___ |
Групповые занятия 2 раза в неделю |
Учитель-логопед |
Систематическая логопедическая коррекция |
Развивать фонематические процессы, активный словарь. |
Декабрь 20___ |
Групповые занятия 2 раза в неделю |
Учитель |
Повышение уровня ЗУН по русскому языку, литературе |
Формировать навык правильного, осмысленного и выразительного чтения. |
Декабрь 20_____ |
|
Соц.педагог |
Повышение уровня социальной адаптации |
Формирование и дальнейшее оказание социально – психолого-педагогической помощи родителям. |
Конец учебного года |
|
Другие специалисты сопровожд. |
не требуется |
- |
- |
- |
Ведущий специалист: учитель - дефектолог …….
Мониторинг динамики коррекционной работы
За период (1 полугодие) отмечены следующие результаты (динамические показатели):
Специалисты |
Результаты динамического обследования |
Динамика ребенка |
Рекомендации |
Медицинский работник |
не требуется |
|
|
Педагог-психолог |
- выполняет задания на классификацию предметов по 2-3 признакам с обоснованием своих действий; |
Наблюдается незначительная положительная динамика |
Продолжить работу по ИКПС без изменения |
Учитель-дефектолог |
Усвоил обратный счёт в пределах 100. Самостоятельно выполняет сложение и вычитание в пределах на порядок действий. Недостаточно полностью знает табличное умножение и деление, использует наглядно. Решает уравнения. С направляющей помощью составные задачи. Недостаточно в полном объёме знает геометрический материал. |
Незначительная положительная динамика в усвоении программного материала по математике. |
Формировать представление в пределах 1000. Формировать навык внетабличного умножения и деления в пределах 100, 1000. Навык сложения и вычитания в пределах 1000. Закреплять навык решения составных задач, геометрический материал. |
Учитель-логопед |
Накоплен словарь по лексическим темам, по школьной терминологии. |
Незначительная положительная динамика в развитии фонематических процессов и словаря. |
Продолжить работу по развитию данных компонентов речи. |
Социальный педагог |
работа продолжается |
|
|
Учитель |
Способ чтения – целыми словами, чтение монотонное, допускает ошибки в искажении. Отвечает на вопросы по прочитанному тексту, пересказывает по наводящим вопросам. Письмо под диктовку стало читаемым, допускает большое количество орфографических ошибок. Составляет простые предложения, затрудняется составлять связный рассказ. |
Незначительная положительная динамика в усвоении программного материала по чтению, русскому языку. |
Развивать: навык правильного, осмысленного и выразительного чтения; умение самостоятельно пересказывать прочитанное, озаглавливать тексты, части текста; навык орфографического письма. |
Другие специалисты сопровождения |
не требуется |
|
|
Решение: во II полугодии продолжить коррекционную работу по ИКПС без внесения изменений и корректировки.
Повторный мониторинг динамики коррекционной работы
За период: 2 полугодие
отмечены следующие результаты (динамические показатели):
Специалисты |
Результаты динамического обследования |
Динамика ребенка |
Рекомендации |
Медицинский работник |
не требуется |
|
|
Педагог-психолог |
Самостоятельно проводит сравнение (сходства и различия) знакомых понятий. Методика исследова -ния словеснологи – |
Наблюдается незначительная положительная динамика в развитии познавательных процессов, в сфере межличностных отношений |
Продолжить коррекционно-развивающие занятия в 20.. - .. |
Учитель-дефектолог |
Сформированы представления о числе, счетные операции в пределах 1000. С разъясняющей помощью выполняет упражнения геометрического характера, решает уравнения и задачи. |
Незначительная (стойкая) положительная динамика в усвоении программного материала по математике |
Продолжить коррекционную работу в новом учебном году. |
Учитель-логопед |
Самостоятельно использует в речи накопленный словарь по пройдённым темам. |
Незначительная положительная. |
Продолжить коррекционную работу в новом учебном году. |
Социальный педагог |
Оказана социально – психолого-педагогическая помощь родителям и ребенку в реальных условиях их проживания; |
Положительная динамика. |
Продолжить работу по данным направлениям. |
Учитель (воспитатель) |
Чтение соответствует норме, умеет пересказать прочитанное, отвечает на наводящие вопросы полными ответами. |
Чтение – положительная динамика. Незначительная положительная динамика в усвоении программного материала. |
Продолжить работу по развитию фонематического слуха, развивать орфографическую зоркость. Учить писать изложения. |
Другие специалисты сопровождения |
не требуется |
|
|
Решение: незначительная положительная динамика отмечается, программа психолого-педагогического сопровождения является оптимальной для учащегося, реализована достаточно успешно. В 20…– 20… учебном году коррекционно-развивающую работу продолжить. Ведущий специалист: учитель-дефектолог …….
Результат: Ученик А усвоил АОП ЗПР (3-4 классы), перешёл в 5 класс, обучался по основной общеобразовательной программе, рекомендованной ПМПК. Успешно сдал экзамены (ОГЭ) в 9 классе, поступил в сельхозколледж, где на данный момент успешно обучается.
Следующий пример. Ученик Б после обучения в начальной школе по АОП ЗПР, обучение в основной школе по АОП УО (5-9 классы), рекомендованной ПМПК.
Специалист |
Направленность деятельности специалиста |
Цель |
Сроки динамического контроля |
Примечание |
Мед.работник |
сохранение здоровья |
Контроль за соматическим состоянием |
1 раз в полугодие, |
Ведение формы №21, карты прививок, |
Педагог-психолог |
Активизация познавательных процессов |
Развитие словесно-логического мышления, процессов абстрактно-логического мышления, процессов ВПФ |
1 раз в полугодие |
Программа «Уроки психологического развития» - 1 в неделю |
Стабилизация эмоционального состояния | Снятие эмоционального напряжения, усталости | Перемены релаксации в сочетании с песочной терапи ей (по мере восст ребованности) | ||
Профориентация (в сочетании с социализацией) |
Помощь в самоопределении в профессии в соответствии с потенциальными способностями и реальными возможностями | 1 раз в год (конец учебного года). По мере необходимости корректировки проф. направления | Программа «Шаг в профессию» - 1 раз в неделю | |
- Классный руководитель |
Усвоение ЗУН по предметам |
Создание комфортной среды, способствующей формированию положительной мотивации к обучению, к познавательной активности и к здоровому и безопасному образу жизни. Контроль усвоение ЗУН по предметам. |
1 раз в четверть |
Посещение уроков учителей-предметников |
Профориентация | Помощь в самоопределении в профессии в соответствии с потенциальными способностями и реальными возможностями. | |||
Социализация | Умение ориентироваться в современном обществе | |||
Социальный педагог |
Сохранность прав ребенка |
Изучение семейной обстановки |
1 раз в полугодие |
Посещение на дому, по мере необходимости посещение уроков учителей-предметников, классных часов, мероприятий |
Учитель технологии по народно-прикладному творчеству |
Развитие творческих способностей |
Применение, специальных приемов и методов по обучению народно-прикладному искусству для осуществления коррекции недостатков познавательной деятельности |
1 раз в четверть |
Разработана программа |
Родители |
Успешное усвоение |
Активное включение в образовательно-воспитательный процесс |
Систематическая включенность |
Отслеживание качества получаемых образовательно-коррекционных услуг, полная включенность в образовательно-воспитательный процесс |
Ведущий специалист: социальный педагог.
Результат: ученик Б усвоил АОП УО 5-9 классы (инклюзивное обучение), успешно сдал экзамен по технологии, поступил в сельхозколледж, где на данный момент достаточно успешно обучается.