Зависит ли успех ребенка от успешной команды специалистов? (из опыта работы)

Разделы: Инклюзивное образование


В данной предложенной теме выступления можно выделить следующие словосочетания «успех ребенка» и «успешной команды», в последнем случае хочется заменить слово «профессиональной команды». И однозначно ответить на вопрос «Да. Зависит».

Давайте разберёмся в этом, на первый взгляд в простом, но в том же не простом вопросе, несущим в себе глубокое понимание данной темы.

Начнём рассматривать данный вопрос с точки зрения «профессиональной команды». С 2011 года в нашей школе постепенно выстраивалась коррекционно-развивающая работа с детьми ОВЗ, а затем разрабатывалась модель инклюзивного образовательного процесса, в которой четко определилось взаимодействие не только команды узких специалистов (специальный психолог, логопед, дефектолог), но и сопровождение команды, состоящую из социального педагога, учителя, классного руководителя, учителя технологии народно-прикладного творчества, тьютера и школьного фельдшера.

В нашей школе работают профессионалы, люди, знающие и любящие свое дело. И это подтверждается тем, что повышение профессионализма педагогического состава школы происходит за счет разных форм повышения квалификации в сочетании с самообразованием, ежегодным проведением серий открытых уроков/занятий, в том числе интегрированных, сотрудничества с педагогическим колледжем г.Минусинска, предоставления опыта работы в печатных изданиях, участия в краевом конкурсе «Доступная среда», реализации проекта «Межшкольное взаимодействие по сопровождению детей с ООП» и т.д.

Теперь рассмотрим, в чем же заключается «успех ребенка». Выделим первый пункт успешности ребенка - это успеваемость, в нашем понимании – положительная динамика в усвоении адаптированной основной общеобразовательной программы, рекомендованной ПМПК. Второй пункт – социализация/ коммуникация, третий – профориентация.

В связи с переходом на новые Стандарты и качественно иную парадигму образовательного процесса, претерпевает изменения и содержательная часть профессиональной деятельности специалистов образовательного учреждения, работающими с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Предполагаются создание специальных условий в общеобразовательном учреждении для их обучения и развития, обеспечивающих коррекцию и преодоление (полное или частичное) нарушений в развитии ребенка.

В настоящее время на базе нашего учреждения созданы и создаются на специальные условия, позволяющие предоставить вариативные формы обучения детям с ОВЗ в соответствии с их особенностями и запросами на образовательные услуги общественности.

Например, Ученику рекомендовано ПМПК обучение – очная форма по АООП для детей с ОВЗ. Данный ученик зачисляется в классы КРО (специализированные) или классы инклюзивного образования. В классе КРО учитель работает по одной, чаще по двум программам, так как дети могут быть разной нозологии. В классах инклюзивного обучения на Ученика составляется индивидуальная программа учителем и командой школьного консилиума, привлекаются и родители.

Независимо, в каком классе обучается учащийся с ОВЗ, специалистами консилиума разрабатывается «Карта индивидуального сопровождения учащегося». Вот так она выглядит.

Карта индивидуального сопровождения учащегося

Дата первичного заполнения:

  • ФИО
  • Дата рождения
  • Домашний адрес
  • Класс. Кл. руководитель

Состав семьи:

  • Мать
  • Место работы, должность, образование
  • Отец
  • Место работы, должность, образование
  • Другие члены семьи

Условия проживания

Психологическая атмосфера в семье:

Тип семьи:

  • Благополучная (родители морально устойчивы, владеют культурой воспитания, эмоциональная атмосфера в семье положительная)
  • Неблагополучная, в том числе:
  • Педагогически некомпетентная (родители не владеют культурой воспитания: отсутствует единство требований, ребенок безнадзорен, с ним жестоко обращаются. Систематически наказывают, плохо осведомлены о его интересах, поведении и общении вне школы)
  • Нравственно неблагополучная (родители ведут аморальный образ жизни, пьянствуют, тунеядствуют, содержат притон, имеют судимость, воспитанием детей не занимаются)
  • Конфликтная (в семье неблагополучная эмоциональная атмосфера, между родителями постоянные конфликты, родители повышено раздражительны, жестоки, нетерпимы)

Характер взаимоотношений родителей с ребенком:

  • Семейный диктат (систематическое подавление инициативы и чувства собственного достоинства ребенка)
  • Чрезмерная опека (удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждение от трудностей, забот, усилий)
  • Попустительство (уклонение от активно участия в воспитании ребенка, пассивность, признание полной автономии ребенка)
  • Сотрудничество (отношение взаимного уважения, совместное переживание радостей, горя)

Организация режима труда и отдыха:

Какие обязанности выполняет в семье:

Кто и в какой степени помогает и контролирует выполнение домашнего задания:

Дополнительная информация:

Социально-педагогическая часть карты заполнялась со слов ______________

Необходимая помощь семье:

Особенности раннего развития (записывается с согласия матери):

мама неохотно разговаривает на данную тему…..

Особенности школьного возраста (с какого возраста пошел в школу, особенности адаптации, уровень успеваемости на настоящий момент):

Актуальные проблемы ребенка:

Компенсаторные возможности ребенка:

Решение:

Участники сопровождения: учитель, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель – логопед, педагог – психолог, социальный педагог.

Рекомендации специалистов консилиума (проектирование оптимальной для развития ребенка программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения):

Специалист

Цель

Содержание работы по направлениям сопровождения

Сроки динамического контроля

Примечания

Медработник

не требуется

-

-

-

Педагог-психолог

Развитие познавательных процессов; сферы межличностных отношений

- навыки произвольного внимания;
- опосредованные механизмы запоминания;
-словесно-логические формы мышления;
- формирование волевых качеств;
- коммуникативные навыки

Декабрь 20___

групповые занятия с п-п по программе «Помогай-ка» - 1раз в неделю;
- игротерапия – 1 раз в неделю

Учитель-дефектолог

Повышение уровня ЗУН по математике

Развивать умение называть и характеризовать предметы и явления. Сравнивать и классифицировать, устанавливать элементарные зависимости.
Развивать активный словарь.
Формировать навык оречевления деятельности.
Формировать представление о числе в пределах 100. Развивать вычислительные навыки.
Упражнять в решении простых и составных задач на конкретном материале.
Закреплять геометрический материал.
Упражнять в черчении линий: прямых, кривых, черчении и штриховке геометрических фигур.
Закреплять пространственные, временные представления. Учить описывать место расположение какого-либо предмета относительно чего-либо.
Учить пониманию сложных инструкций. Учить фиксировать внимание на определённом предмете, объекте.
Развивать слуховое восприятие и слуховую память: через чтение сказок, разучивание потешек, стихов, … прослушивание музыкальных произведений…

Декабрь 20___

Групповые занятия 2 раза в неделю

Учитель-логопед

Систематическая логопедическая коррекция

Развивать фонематические процессы, активный словарь.

Декабрь 20___

Групповые занятия 2 раза в неделю

Учитель

Повышение уровня ЗУН по русскому языку, литературе

Формировать навык правильного, осмысленного и выразительного чтения.
Формировать навык пересказа прочитанного текста. Умение работать над текстом.
Умение составлять простые предложения по иллюстрации, теме… Умение составлять небольшие тексты по серии картинок. Формировать навык письма под диктовку, орфографические навыки.

Декабрь 20_____

 

Соц.педагог

Повышение уровня социальной адаптации

Формирование и дальнейшее оказание социально – психолого-педагогической помощи родителям.
Повышение правовой, психолого-педагогической грамотности родителей.

Конец учебного года

 

Другие специалисты сопровожд.

не требуется

-

-

-

Ведущий специалист: учитель - дефектолог …….

Мониторинг динамики коррекционной работы

За период (1 полугодие) отмечены следующие результаты (динамические показатели):

Специалисты

Результаты динамического обследования

Динамика ребенка
(положительная, частично положительная, отсутствует)

Рекомендации

Медицинский работник

не требуется

 

 

Педагог-психолог

- выполняет задания на классификацию предметов по 2-3 признакам с обоснованием своих действий;
- улучшилась произвольность внимания;
- незначительные улучшения механической памяти

Наблюдается незначительная положительная динамика

Продолжить работу по ИКПС без изменения

Учитель-дефектолог

Усвоил обратный счёт в пределах 100. Самостоятельно выполняет сложение и вычитание в пределах на порядок действий. Недостаточно полностью знает табличное умножение и деление, использует наглядно. Решает уравнения. С направляющей помощью составные задачи. Недостаточно в полном объёме знает геометрический материал.

Незначительная положительная динамика в усвоении программного материала по математике.

Формировать представление в пределах 1000. Формировать навык внетабличного умножения и деления в пределах 100, 1000. Навык сложения и вычитания в пределах 1000. Закреплять навык решения составных задач, геометрический материал.

Учитель-логопед

Накоплен словарь по лексическим темам, по школьной терминологии.

Незначительная положительная динамика в развитии фонематических процессов и словаря.

Продолжить работу по развитию данных компонентов речи.

Социальный педагог

работа продолжается

 

 

Учитель

Способ чтения – целыми словами, чтение монотонное, допускает ошибки в искажении. Отвечает на вопросы по прочитанному тексту, пересказывает по наводящим вопросам. Письмо под диктовку стало читаемым, допускает большое количество орфографических ошибок. Составляет простые предложения, затрудняется составлять связный рассказ.

Незначительная положительная динамика в усвоении программного материала по чтению, русскому языку.

Развивать: навык правильного, осмысленного и выразительного чтения; умение самостоятельно пересказывать прочитанное, озаглавливать тексты, части текста; навык орфографического письма.

Другие специалисты сопровождения

не требуется

 

 

Решение: во II полугодии продолжить коррекционную работу по ИКПС без внесения изменений и корректировки.

Повторный мониторинг динамики коррекционной работы

За период: 2 полугодие

отмечены следующие результаты (динамические показатели):

Специалисты

Результаты динамического обследования

Динамика ребенка
(положительная, частично положительная, отсутствует)

Рекомендации

Медицинский работник

не требуется

 

 

Педагог-психолог

Самостоятельно проводит сравнение (сходства и различия) знакомых понятий. Методика исследова -ния словеснологи –
ческого мышления показала 68% успешности (на начало уч. г. – 60% ).
Память: 6,7,8,9, через час – 8 (начало уч.г. – 4,5,8, 9,8, через час – 7).

Наблюдается незначительная положительная динамика в развитии познавательных процессов, в сфере межличностных отношений

Продолжить коррекционно-развивающие занятия в 20.. - ..
учебном году по закреплению устойчивости процессов ВПФ, расширению репертуара навыков конструктивного взаимодействия

Учитель-дефектолог

Сформированы представления о числе, счетные операции в пределах 1000. С разъясняющей помощью выполняет упражнения геометрического характера, решает уравнения и задачи.

Незначительная (стойкая) положительная динамика в усвоении программного материала по математике

Продолжить коррекционную работу в новом учебном году.

Учитель-логопед

Самостоятельно использует в речи накопленный словарь по пройдённым темам.

Незначительная положительная.

Продолжить коррекционную работу в новом учебном году.

Социальный педагог

Оказана социально – психолого-педагогическая помощь родителям и ребенку в реальных условиях их проживания;
Проведена правовая, психолого-педагогическая грамотность родителей.

Положительная динамика.

Продолжить работу по данным направлениям.

Учитель (воспитатель)

Чтение соответствует норме, умеет пересказать прочитанное, отвечает на наводящие вопросы полными ответами.
Письмо под диктовку сформировано, допускает небольшое количество ошибок. Составляет предложения и небольшие тексты.

Чтение – положительная динамика.

Незначительная положительная динамика в усвоении программного материала.

Продолжить работу по развитию фонематического слуха, развивать орфографическую зоркость. Учить писать изложения.

Другие специалисты сопровождения

не требуется

 

 

Решение: незначительная положительная динамика отмечается, программа психолого-педагогического сопровождения является оптимальной для учащегося, реализована достаточно успешно. В 20…– 20… учебном году коррекционно-развивающую работу продолжить. Ведущий специалист: учитель-дефектолог …….

Результат: Ученик А усвоил АОП ЗПР (3-4 классы), перешёл в 5 класс, обучался по основной общеобразовательной программе, рекомендованной ПМПК. Успешно сдал экзамены (ОГЭ) в 9 классе, поступил в сельхозколледж, где на данный момент успешно обучается.

Следующий пример. Ученик Б после обучения в начальной школе по АОП ЗПР, обучение в основной школе по АОП УО (5-9 классы), рекомендованной ПМПК.

Специалист

Направленность деятельности специалиста

Цель

Сроки динамического контроля

Примечание

Мед.работник

сохранение здоровья

Контроль за соматическим состоянием
Своевременная вакцинация, оказание необходимой медицинской помощи.
По мере необходимости консультирование родителей по профилактике заболеваемости, формированию ЗОЖ

1 раз в полугодие,
Во время карантина в школе,
По мере необходимости
(график прививок и т.п.)

Ведение формы №21, карты прививок,
Наблюдение невролога, психиатра (по мере необходимости)

Педагог-психолог

Активизация познавательных процессов

Развитие словесно-логического мышления, процессов абстрактно-логического мышления, процессов ВПФ

1 раз в полугодие

Программа «Уроки психологического развития» - 1 в неделю

Стабилизация эмоционального состояния Снятие эмоционального напряжения, усталости   Перемены релаксации в сочетании с песочной терапи ей (по мере восст ребованности)
Профориентация
(в сочетании с социализацией)
Помощь в самоопределении в профессии в соответствии с потенциальными способностями и реальными возможностями 1 раз в год (конец учебного года). По мере необходимости корректировки проф. направления Программа «Шаг в профессию» - 1 раз в неделю

- Классный руководитель
- Тьютор

Усвоение ЗУН по предметам

Создание комфортной среды, способствующей формированию положительной мотивации к обучению, к познавательной активности и к здоровому и безопасному образу жизни. Контроль усвоение ЗУН по предметам.

1 раз в четверть

Посещение уроков учителей-предметников
По плану воспитательной работы совместно с тьютором и специалистами СПП-службы

Профориентация Помощь в самоопределении в профессии в соответствии с потенциальными способностями и реальными возможностями.    
Социализация Умение ориентироваться в современном обществе    

Социальный педагог

Сохранность прав ребенка

Изучение семейной обстановки
Наблюдение за сохранением прав ребенка в школе и дома.
По мере необходимости консультирование родителей

1 раз в полугодие

Посещение на дому, по мере необходимости посещение уроков учителей-предметников, классных часов, мероприятий

Учитель технологии по народно-прикладному творчеству

Развитие творческих способностей

Применение, специальных приемов и методов по обучению народно-прикладному искусству для осуществления коррекции недостатков познавательной деятельности

1 раз в четверть

Разработана программа

Родители

Успешное усвоение
АОП УО
положительная сдача экзаменов,
поступление в ССУЗ

Активное включение в образовательно-воспитательный процесс
Своевременное реагирование на рекомендации специалистов, классного руководителя
Систематическое посещение школы
Участие в процессе профориентирования

Систематическая включенность

Отслеживание качества получаемых образовательно-коррекционных услуг, полная включенность в образовательно-воспитательный процесс

Ведущий специалист: социальный педагог.

Результат: ученик Б усвоил АОП УО 5-9 классы (инклюзивное обучение), успешно сдал экзамен по технологии, поступил в сельхозколледж, где на данный момент достаточно успешно обучается.