Для среднего возраста.
Цель: Настроить ребенка на занятие и развивать навыки основных и танцевальных движений.
Задачи:
- Приучать детей вслушиваться в звучание мелодии, создающих художественно-визуальный образ, и эмоционально на них реагировать;
- Развивать музыкальные задатки, петь без напряжения в голосе, а также начинать и заканчивать пение вместе со всеми;
- Формировать эмоциональное наслаждение;
- Воспитывать чувство радости от совершаемых действий, интерес к музыкальным занятиям.
Предполагаемый результат:
- Развивать активность и творчество детей в процессе двигательной деятельности: формируется навык начинать движения с началом музыки и заканчивать с ее окончанием;
- Вызывать активность детей при подпевании и пении;
- Формировать умение исполнять простейшие мелодии на ДМИ;
- Активизировать и пополнять словарный запас по УМК.
Виды деятельности: социально-коммуникативная, художественно- эстетическая.
Словарная работа по УМК: Исәнмесез, сау булыгыз, әби, бабай, кил монда, эйе, рәхмәт.
Словарная работа по НРК: “Марш”, муз. Л.Шигабетдиновой, “Туп-туп,тубыбыз”, муз. Л.Шигабетдиновой(мой мячик), “Әпипә”, татарская народная музыка,обработка Р.Еникеева.
Оборудование: музыкальные инструменты, ширма, проектор, музыкальный центр, карточки с изображением солнца и тучки, фишка, мольберт, картинка с изобраңением осени.
Ход занятия
Звучит музыка марша Л.Шигабетдиновой, дети входят в зал.
Музыкальное приветствие (Здравствуйте, ребята, мелодия по ступенькам вверх).
Музыкальный руководитель: А теперь дети поздороваемся на татарском языке: исәнмесез балалар. Дети пропевают: “Исәнмесез”.
Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите кто это у нас в гостях?
Бабушка и Дедушка: (За ширмой — домиком, вздыхает, охает бабушка)
Дедушка: Здравствуйте ребята! Это мы, бабушка Маня и дедушка Ваня, решили заглянуть к вам в гости, посмотреть, чем же вы тут, ребята, занимаетесь, а то на улице дождь идет.
Музыкальный руководитель: Давайте поздороваемся с гостями. (Дети пропевают здравствуйте, исәнмесез.) Ребята, а как будет на татарском языке бабушка и дедушка.
Ответ детей (Әби и бабай).
Музыкальный руководитель: Да, правильно.Молодцы!
Бабушка: (тяжело вздыхает)
Вот, вот, скукотище, дождик все льет и льет, радости никакой.
Музыкальный руководитель: Не переживайте так бабушка Маня, на то она и осень! С частыми дождями, солнце реже светит, дни короче и холоднее.
Сейчас мы поднимем вам настроение, покажем музыкально-ритмическое упражнение «Пружинка» (под татарскую народную музыку «Апипа» обработка Р.Еникеева) и «Прыжки» (“Туп-туп, тубыбыз”, муз. Л.Шигабетдиновой).
Дети слушают музыку и выполняют упражнение.
Музыкальный руководитель: Вам бабушка Маня и дедушка Ваня понравилось, как ребята выполняли упражнение.
Бабушка и Дедушка: Так задорно получается!
Дети под музыкальное сопровождение усаживаются на стульчики.
Музыкальный руководитель: (Включается запись Свиридова «Дождь»). Послушайте мелодию. Что она вам напоминает? Какая она?
Дети отвечают.
(На столе лежат муз. инструменты: металлофон, треугольник, маракас, румба, колокольчик, барабан, деревянные ложки)
Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите и скажите какие муз. инструменты украсят музыку нашего дождя? (Дети выбирают и исполняют под мелодию Свиридова,) подыгрывают на металлофоне, колокольчике, треугольнике...)
Молодцы, ребята, постарались!
Музыкальный руководитель: А сейчас давайте поиграем в игру «Солнышко и тучка»
(Дети берут карточки с изображением солнца и тучки, и фишку)
Звучит веселая мелодия, дети ставят фишку на солнце, а под грустную на тучку.
Музыкальный руководитель: Молодцы! А прежде чем спеть для наших гостей песню мы с вами распоемся. (Поем легко, чисто, слаженно, проговариваем все слова.). Звучит распевка «Дождик» русская нар. музыка в обр. А.Гречанинова.
Музыкальный руководитель: (дети встают около стульчиков). Ну что ж дорогие гости, послушайте песню «Дождик» слова и музыка И.Меньших в исполнении нашего замечательного хора. (Песню поем весело, бодро, дыхание берем после каждой муз. фразы).
Бабушка и Дедушка: Молодцы, ребята, хорошо спели!
Музыкальный руководитель: Еще я хотела бы, всех познакомить с новой песней «Отчего плачет осень» муз. Е.Соколовой.
Ребята о чем эта песня? Какая она? А отчего плачет осень?..
Ответы детей: (потому что часто идут дожди, становится грустно, на улице пасмурно)
Музыкальный руководитель: Хорошо! Вставайте в круг и исполним танец, (под музыкальное сопровождение дети выходят и встают в круг).
Воспитатель и музыкальный руководитель напоминают движения танца.
Исполняется танец с ложками под р.н.м. «Ах, ты береза». (Ритмично под музыку стучим ложками...)
Музыкальный руководитель: Как вам наш танец? Бабушка и Дедушка. Мы и сами тут пританцовывали, настроение поднялось!
Музыкальный руководитель: Мы очень рады. И в завершении нашего занятия мы поиграем в подвижную игру «Солнышко и дождик»
Музыкальный руководитель: Понравилось бабушка Маня и дедушка Ваня у нас в гостях? Хоть на улице и дождь, а мы не унываем и не скучаем.
Бабушка и Дедушка: С вами так интересно! Спасибо.
Музыкальный руководитель: Ребята, а чтобы вы пожелали нашим гостям?
Дети желают (Приходите в гости к нам в детский сад, не скучайте не унывайте)
Заключение: дети прощаются на татарском языке “Сау булыгыз” и под музыкальное сопровождение уходят.
Список литературы
- Журнал «Колокольчик» №15, 2005.
- «На родимой, на сторонке», Д.А.Рытов, 2002.
- Парциальная программа А.И.Бурениной («Ритмическая мозаика), 2006.
- “Күрсәт әле, үскәнем”, “Мәгариф” Нәшрияты, 2010.
- «Топ-топ, каблучок», И.Каплунова, И.Новоскольцева, И.Алексеева (выпуск 1). «Танцевальная палитра», 2000.
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Под ред.Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, 2014.