Конспект интегрированного занятия по познавательно-речевому развитию детей старшей дошкольной группы "Путешествие в сказочный осенний лес"

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: речевое развитие, осенний лес, старшая дошкольная группа


Цель: развивать познавательную деятельность детей.

Задачи.

Образовательные:

  • Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе (о растительном и животном мире);
  • Развивать способность устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
  • Активизировать словарь. Продолжать развивать связную речь детей, уметь отвечать на вопросы, составлять предложения.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к окружающей природе.
  • Воспитывать культуру общения, умение работать в коллективе.

Оборудование: проектор и экран, ноутбук, костюм старичка – лесовичка, иллюстрации листьев, грибов, макеты осенних деревьев.

Предварительная работа: беседы, наблюдения на прогулке, выставка поделок из природного материала совместного творчества детей и родителей «Дары осени», чтение и заучивание стихов, рисование по осенней тематике.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в интересное путешествие – в сказочно красивый осенний лес.

- Сможете ли вы объяснить, что означает слово лес? (ответы детей)

- Да, лес – это место, где растет много разных деревьев, где живут различные дикие животные. Где растут грибы и ягоды.

Сейчас с помощью моей волшебной веточки мы перенесемся в осенний лес. Закройте глаза:

Ветрено, ветрено,
Вся земля проветрена.
Ветер деток унеси –
В лесу осеннем отпусти.

Вот мы и в лесу. Ребята, смотрите, нас встречает старичок-лесовичок.

Старичок-лесовичок: Здравствуйте, ребята! Я старичок-лесовичок. Хозяин леса. Кто в мои владения попадает, все мои задания выполняет. Все они спрятаны в сундучке (в сундучке конверты с цифрами 1, 2, 3, 4, 5).

Воспитатель: Как вы думаете, какой конверт с 1-м заданием?

1-е задание «Какая бывает осень?»

Все, что летом зеленело
Пожелтело, покраснело
Дни все сумрачней, короче,
Все длинней, темнее ночи.
Скоро листья облетят
И над черными лесами
И над голыми полями
Птичьи стаи прокричат.

Воспитатель: О каком времени года идет речь в стихотворении?

Игра

Воспитатель бросает каждому ребенку мяч и просит сказать, какая бывает осень (осень бывает холодная, теплая, золотая, дождливая, ветренная, пасмурная, ранняя и т.д.).

Старичок: Ребята, давайте поиграем. Я буду говорить предложение, а вы отвечаете, так это или нет.

  • осенью птицы улетают на юг
  • осенью погода ясная, солнечная и теплая
  • осенью дети надевают панамки, шорты, сандалии
  • осенние месяцы: февраль, март, июнь.

А какие осенние месяца вы знаете? (ответы детей)

А какие приметы осени вам известны? Я буду говорить предложение, а вы подбираете противоположные по смыслу слова:

  • осенью солнце светит ярко (тускло)
  • осенью редко идет дождь (часто)
  • осенью листья распускаются (опадают)
  • осенью дни стали длиннее (короче)
  • осенью дует теплые ветер (холодный)

Старичок: Молодцы, знаете хорошо приметы осени.

Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в нашу любимую игру. Упражнение на координацию речи и движения:

Осень в гости к нам пришла, (дети разводят руки в стороны) дождь (постукивают ладошками по ногам) и ветер принесла (машут из стороны в сторону руками, поднятыми над головой). Ветер дует, задувает с веточек листву сдувает (проводят ладонью левой руки по вытянутой правой и наоборот). Листья по ветру кружатся (кружатся).

Старичок

Игра «Детки с ветки»

  • Лист с дуба – дубовый
  • Лист с клена – кленовый
  • Лист с березы – березовый
  • Лист с рябины – рябиновый
  • Лист с каштана – каштановый

Воспитатель обращается к детям: Возьмите конверт со 2 заданием.

2-е задание: «Труд людей»

Воспитатель предлагает рассмотреть слайды, на которых рассказывается о подготовке людей к зиме (убирают урожай овощей, фруктов, и т.д.)

Старичок:

  • Что делают осенью на полях (в огороде, саду) люди?
  • Какие овощи собирают в огороде?
  • Какие фрукты собирают в саду?

Слайд (лес и ягоды). Обратить внимание на лес и спросить: Если собрать ягоды – рябину, бруснику, клюкву, какое можно сварить из них варенье, компоты (проводит воспитатель).

  • Компот из клюквы – клюквенный, а варенье – клюквенное
  • Компот из брусники – брусничный, а варенье – брусничное
  • Компот из клюквы и брусники – клюквенно-брусничный

3-е задание: «Грибок в кузовок»

Слайд (грибы)

Старичок: (в корзинке – картинки грибов, детей просят их назвать; под березой – подберезовики, под осиной – подосиновики, лисички, сыроежки, семейка опят) Знаете ли вы, какие грибы нельзя собирать?

4-е задание «Птицы»

Старичок: Почему в осеннем лесу так тихо? (все готовятся к зиме)

Воспитатель: Не слышно звонких птичьих голосов. Почему ребята? (птицы улетают в теплые края)

Слайд: птицы

Старичок: Как называют птиц, которые улетают от нас в теплые края? (перелетные) Назовите на слайде перелетных птиц? А какие птицы остаются зимовать в наших краях? Назовите их. (воробьи, сороки, вороны, дятлы, синицы)

Физкультминутка:

Стая птиц летит на юг, небо синее вокруг (дети бегают),
Чтоб скорее прилетать, надо крыльями махать (дети машут руками),
Птички начали спускаться, на поляну все садятся.
Предстоит им долгий путь, надо птичкам отдохнуть (приседают).
И опять пора в дорогу, пролететь им надо много,
Крыльями машут в вышине, до свидания Родина! (бегают и машут руками)

Воспитатель: Детям предлагается взять последний конверт с 5-м заданием «Дикие животные готовятся к зиме».

Дикие животные тоже без дела не сидят (спросить у детей «Как готовятся к зиме животные?») (слайды)

  • Белка не любит дождливой холодной погоды и сидит в своем теплом и сухом дупле, грызет припасенные орешки и шишки.
  • Заяц меняет серую шубку, на белую.
  • Медведь подбирает себе удобную, просторную берлогу для сна.
  • Лиса не спит зимой, а мышкует (ловит мышек) хитра лисица, голодная не останется, может и зайчиком полакомиться, если, конечно, его поймает.
  • Ежик нанизывает опавшие листья на иглы и устилает ими свою норку.

Загадка: Кто в лесу голодный рыщет, под кустом зайчишку ищет?

Воспитатель: Волка ноги кормят. Они с лисой всю зиму охотятся.

Старичок: А что делают люди в ноябре, когда опустели поля и сады, осенние работы закончились, собраны овощи, фрукты, грибы, ягоды, орехи?

Собирались на посиделки – пели русские песни, пили чай из самоваров, а женщины пряли, ткали, шили, вышивали. А долгими вечерами при свете лучины рассказывали бабушки внукам сказки. А дети очень любили играть.

Игра «Яша»

Воспитатель: Наше путешествие подходит к концу.

Старичок: Молодцы, ребята, вы выполнили все задания. Но, мой лес хранит еще много полезных и интересных загадок. Я с нетерпением буду ждать вас в гости.