Психолого-педагогическое сопровождение семей находящихся в социально опасном положении

Разделы: Работа с родителями


Роль семейного окружения в процессе психического развития ребенка дошкольного возраста является главной. Безусловно, внутрисемейные отношения и отношение к ребенку родителей оказывают прямое влияние на становление внутреннего мира растущего человека.

В связи с этим и возникла необходимость в создании особой системы индивидуального сопровождения детей находящихся в социально-опасном положении (далее «СОП») с нарушениями в эмоциональной и познавательной сфере в образовательном пространстве дошкольного учреждения.

На протяжении двух лет я совместно с педагогами ДОУ решала проблему по созданию и реализации системы по индивидуальному сопровождению детей, разрабатывала и апробировала программы по коррекции эмоционально-личностной и познавательной сферы дошкольников.

Целью данного проекта является осуществление квалифицированной помощи родителям в социальном развитии детей, защиты прав несовершеннолетних воспитанников, формирование комплексной системы социально-психолого-педагогической поддержки семьи находящейся в СОП.

Семья находящаяся в СОП – это семья, имеющая детей, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют обязанности по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.

Проблема таких семей, является актуальной для любого дошкольного учреждения. К числу внешних условий, оказывающих существенное влияние на становление психики ребенка, по мнению Л.С.Выготского относятся социокультурные условия жизни. Анализ социально-педагогической ситуации в семьях, показывает, что практически в каждом ДОУ имеются воспитанники, находящихся под воздействием неблагоприятных факторов (низкий прожиточный минимум, образовательный и социальный статус родителей, вредные привычки родителей, стесненные жилищные условия, а так же отсутствие семейных связей и ценностей, традиций) отрицательно сказывающихся на их психическом благополучии.

Таким образом дети в СОП находятся в обстановке постоянных конфликтов, ссор, безнадзорности. Если стрессовая ситуация очень сильна, то у ребенка со слабой нервной системой происходит нервный срыв, переходящий в неврозоподобное состояние, невротические реакции. Полученный отрицательный опыт социального общения, сопровождающийся отрицательными эмоциями, надолго фиксируется в сознании ребенка и негативно влияет на формирование гармоничных межличностных отношений.

Говоря о проблемах в эмоционально-личностном развитии, исследователи чаще всего выделяют три категории детей: агрессивные, гиперактивные, тревожные. И со всеми этими категориями необходимо комплексно проводить коррекционно-развивающую работу.

Поэтому одной из важных задач педагогов ДОУ является создание условий для успешной социализации детей в ДОУ и сохранения их физического и психического здоровья. Так же мною были поставлены следующие задачи: выявление семей в СОП и последующая индивидуальная профилактическая работа с семьями, находящимися в социально-опасном положении; вовлечение семей воспитанников в образовательное пространство детского сада и привлечение их к сотрудничеству в вопросах социального развития детей; содействие созданию обстановки психологического комфорта и безопасности воспитанников в детском саду и в семье.

Этапы работы дошкольного учреждения с семьями группы риска:

Общепрофилактический этап подразумевает проведение мероприятий для всех родителей в каждой возрастной группе. Создание у родителей представлений о педагогически целесообразном и психологически грамотном стиле общения с ребенком определенного возраста, посещающего детский сад.

На данном этапе организуются групповые тематические дискуссий. Тренинги эффективности родителя. Встречи с сотрудниками КДН и ЗП. Отслеживание поведения каждого конкретного ребенка. Психолого-педагогическое консультирование по запросу.

Индивидуальная работа - консультирование семей или члена семьи.

Рефлексивный - проведение консультаций, групповых встреч. Обсуждение с родителями «группы риска» динамики изменений взаимоотношений в семьях.

Интегративный - организация совместной деятельности детей и родителей. Совместные собрания, праздники для всех родителей группы.

Планирование перспектив - проведение групповых обсуждений планов с родителями. Совместно с родителями планирование работы на будущий год.

В нашем дошкольном учреждении действует Совет по профилактике семей, находящихся в СОП. На первоначальном этапе мы составляем банк данных семей находящихся в СОП. Формируется Социальный паспорт группы и ДОУ. Далее, по необходимости, посещение на дому совместно с сотрудниками КДН и ЗП, составляется акт проверки. Разработан журнал регистрации информации о СОП семей и (или) несовершеннолетних. Далее разрабатывается план индивидуального сопровождения семьи.

Список литературы

1. Чечет В.В. Психология семейного воспитания. - Минск: Красико-Принт, 2015. - 2с.

2. Шипицина Л.М. Психология детей-сирот. - СПб.: СПУ, 2005. - 628с.

3. Шнейдер Л.Б. Семейная психология// Учебное пособие. - М.: Деловая книга, 2000. - 6с.