Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми.
Задачи:
- развивать навыки познавательной деятельности, внимание, память, моторику.
- совершенствовать умение в написании графического диктанта.
- закрепить прямой и обратный счет.
- воспитывать умение общаться в процессе работы, доброжелательно относиться к сверстникам.
Методы и приёмы:
- Методы:игровые, сравнительно-поисковые, практические.
- Приёмы:постановка цели, вопросы, практическая помощь, поощрение.
Предварительная работа:
- просмотр документальных фильмов о космосе;
- беседа «Луна – спутник Земли»;
- чтение статей в энциклопедии «астрономия»;
- рассматривание иллюстраций с изображением ракет;
- подбор художественного слова, иллюстраций, слайдов;
Словарная работа: Ввести в словарный запас детей слова: космодром, невесомость, скафандр.
Оборудование: Экран, проектор, ноутбук, презентация PowerPoint «Планеты Солнечной системы», макет «Планеты солнечной системы», наборы геометрических фигур, диск с записью космической музыки.
Ход занятия
Педагог: С самых древних времен у человека, когда он смотрел на небо, возникало много вопросов о звездах, о планетах, о вселенной, и конечно, он мечтал полететь в космос.
Вспомните, как звали первого космонавта полетевшего в космос? (показать портрет).
Дети: Юрий Алексеевич Гагарин.
Да действительно, 12 апреля 1961 года первый в мире космонавт Юрий Алексеевич Гагарин успешно облетел вокруг Земли на космическом корабле «Восток» - это было важным событием для ученых всего мира.
А вы хотите совершить космическое путешествие?
Дети: Да!
Педагог: Давайте рассмотрим иллюстрации. (рассматривают иллюстрации с видами воздушного транспорта – вертолет, самолет, воздушный шар, ракета). На чем мы сможем отправиться в межпланетное путешествие?
Дети: На ракете.
Педагог: Значит, для путешествия нам нужно сконструировать ракеты. Создадим ее на листочках в клеточку. Мы напишем графический диктант. Будьте внимательны!!
(Графический диктант)
Педагог: Сколько замечательных ракет у нас получилось! Мы построили целый космодром!
Теперь давайте выберем одежду, подходящую для полета в космос (рассматривают предметные картинки с изображением разной одежды – куртка, пальто, комбинезон, спортивный костюм, скафандр). Ребята, вы сделали правильный выбор. А почему вы решили что именно в скафандре нужно лететь в космос?
Дети: Защищает от вредных воздействий, т.к. сделан из специальных материалов.
Педагог: Ну вот, мы с вами готовы - ракеты сконструированы, скафандры одеты, пора отправляться в космос.
Внимание, внимание! Наш экипаж отправляется в полет. Начинаем обратный отсчет 10,9,8,7,...1 Старт! (включается космическая музыка, на экране изображение космоса)
Вот мы с вами и в космосе! Вы чувствуете невесомость? Вы стали легкими словно пушинки.
(Показ презентации PowerPoint «Планеты Солнечной системы»)
А теперь посмотрите на экран, словно в большой иллюминатор. У нас там замечательный вид. Солнце – самая большая звезда!
Вы заметили, что все планеты вращаются вокруг Солнца? Планеты и Солнце напоминают дружную семью, которая называется Солнечной системой.
Педагог: Давайте, посчитаем, сколько всего планет в солнечной системе. (Макет солнечной системы.)
Первая, самая близкая к Солнцу планет – Меркурий. На этой планете очень жарко, вы не знаете почему? Меркурий торопится за Солнцем, словно боится от него отстать. Миллионы лет назад Меркурий бомбардировали метеориты – каменные глыбы, падавшие на поверхность планеты из космоса. Они пробили тысячи кратеров на пустынной скалистой поверхности Меркурия
Вторая от Солнца планета – Венера.
В честь богини красоты,
Названа Венера – ты.
В темных небесах сияешь,
Красотой нас озаряешь.
Венера постоянно окутана густыми облаками. Но эти облака состоят не из водяного пара, как на Земле, а из ядовитых испарений серной кислоты. Атмосфера Венеры состоит в основном из углекислого газа, дышать которым невозможно.
Вы узнали третью планету?
Дети: Да!
Педагог: Земля - единственная в Солнечной системе планета, на которой есть все условия для жизни животных и людей. Что это за условия? (воздух, вода). Земля средняя по размеру планета, она находится не слишком близко к Солнцу. Посмотрите, Земля как будто окутана голубоватой дымкой, которая защищает Землю от перегрева или охлаждения, от ударов метеоритов.
Четвертая планета – Марс.
Из всех планет Солнечной системы Марс больше других похож на Землю. На поверхности планеты имеются вулканы и равнины. Здесь, как и на Земле, 4 времени года. Обычно температура на Марсе низкая, но летом может быть тепло. Марс называют красной планетой, так как он покрыт красноватой пылью. Раньше люди думали, что на этой планете есть живые существа, но жизни на Марсе нет. А получила она свое название в честь бога войны».
Физкультминутка
Мы ракету начертили
В космос к звездам путь открыли
Мы планеты изучаем
В невесомости летаем!
Педагог: Пятая планета от Солнца называется Юпитер. Она похожа на огромный шар, который в одиннадцать раз больше Земли. Состоит самая большая планета Солнечной системы из жидкости и газа. Эта планета совсем необитаема, потому – что на ней лютый холод.
Шестая планета - Сатурн. Чем она отличается от других планет?
Дети: У него есть кольца.
Педагог: Сатурн окружён мощной системой колец. Три широких кольца хорошо видны с Земли в телескоп. Кольца состоят из миллиардов ледяных и каменных частиц разных размеров. Сатурн состоит из газов. Он очень быстро вращается, и это порождает мощные вихри.
Планета, идущая за Сатурном, седьмая называется Уран. Это газовый шар, у которого отсутствует твёрдая поверхность.
Уран – лежебока и встать ему лень.
Подняться планете не в мочь,
Сорокалетие длится там день,
Потом сорокалетие ночь.
Как выдумаете, человек смог бы жить на планете где сорок лет день и сорок лет ночь?
Дети: Нет
Педагог: Тогда летим дальше.
Восьмая планета - Нептун, это самые холодная планеты Солнечной системы. Её часто называют Голубая планета, потому, что она состоит из голубого газа. Над поверхностью Нептуна виднеются редкие белые облака и отдельные чёрные пятна. Они вращаются вокруг планеты с огромной скоростью. У Нептуна тоже есть кольца, но они бледные и слабо заметны. Увидеть ее с Земли в телескоп невозможно.
Ребята, мы увидели все планеты и нам пора возвращаться на Землю. Приготовились к приземлению, начинаем обратный отсчет 10. 9. .. Земля!!! Вот мы с вами и дома.
Давайте выучим считалочку, которая поможет нам называть все планеты солнечной системы по порядку.
Показ на макете «Планеты солнечной системы»
Светит Солнце, а вокруг
есть планеты, восемь штук.
Вам планеты по порядку
Перечислю я сейчас…
- Раз! Меркурий,
- Два! Венера,
- Три! Земля,
- Четвёртый – Марс.
- Пять! Юпитер,
- Шесть! Сатурн,
- Семь! Уран,
- Восьмой – Нептун.
Педагог: Сколько всего планет? Что вы запомнили о Марсе? Вокруг какой планеты ледяные кольца? Как называется планета, на которой могут жить люди и животные?
У нас получилось замечательное путешествие, мы много узнали о планетах солнечной системы. Но планета Земля, на которой мы живем – самая главная, самая красивая, потому что является нашим домом. Землю надо беречь и любить. И может быть через много лет кто-то из вас станет космонавтом, полетит в космос, увидит нашу планету и скажет: «Как прекрасна наша Земля!»
Используемая литература
1. Л.Б.Дерягина «Дошкольникам о российских покорителях космоса».
2. Н.В.Лабодина «Комплексные занятия, подготовительная группа».