Технологическая карта урока математики по теме «Масса. Килограмм. Грамм»

Разделы: Начальная школа


Дидактическая цель: содействовать знакомству учащихся с единицами измерения массы: килограмм, грамм.

Тип урока: "открытие" нового знания.

Задачи по содержанию:

  • Создать условия для расширения и углубления знаний детей о единицах массы.
  • Развивать умение анализировать, систематизировать, обобщать.
  • Воспитывать аккуратность, взаимоуважение, умение работать в паре.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические, частично-поисковые, самостоятельной работы.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная работа, общеклассная работа, работа в парах.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I.
Мотивационный этап

Прикоснитесь друг другу ладошками и подарите своему товарищу чувство уверенности в том, что у нас  все получится, поддержите друг друга перед нашей предстоящей работой, улыбнитесь друг другу от всей души,

- Ребята, скажите, какое значение имеет математика в развитии человека?
- Прочитайте изречение о науке - математике.
- Как вы понимаете это изречение?
- А хотите быть умными, много знать?
- Что для этого надо делать?

- На уроке мы будем изучать новую тему. Я думаю, тот, кто будет стараться и будет внимательным, у того получится все.

- Занятия математикой развивают память, внимание, мышление, терпение.
- «Математика ум в порядок приводит»
- Математика – это гимнастика ума.
- Хотим.
- Надо постараться быть внимательными, активно работать на уроке.

Оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД)

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

- Какие величины вы знаете?

- А какие единицы измерения этих величин вы знаете?
- Что мы можем делать с этими единицами измерения?
- Сравните (запись на доске)
34м…43м
30см … 3дм
6м … 6мм
27г … 17г
- Выполните действия (запись на доске)
508км + 20км =
642см – 6м =
1ч. - 5мин =
46ч + 4ч =
- Переведите в меньшие единицы измерения
3км=….
3м=…
3дм=…
3кг=….

- Длина, время, периметр, площадь, цена и т.д.
- мм, дм, м, км, мин., час, кв. мм, кв. см, рубль, копейка и т.д.
- Сравнивать, преобразовывать, выполнять действия.
(Учащиеся выполняют самостоятельно, 3 человека у доски)

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (коммуникативные УУД)

III. Постановка учебной задачи

- Что вы заметили?

- В каком месте возникло затруднение?
- Почему оно возникло?
- Значит, какую цель мы перед собой поставим на уроке?
- А какая тема урока?

(Учащиеся предлагают различные варианты)
- С единицами измерения массы
- Не знаем нового обозначения.
- Узнать новую единицу измерения массы.
- Единицы массы.

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. (Познавательные УУД)

IV. Построение проекта выхода из затруднения

- Что же нам делать дальше?

- Где будем искать?

- Итак, что нам нужно сделать?

- Найти: что это за обозначения.
- В учебнике или вы нам скажете об этом.
- Узнать: что обозначают символ г, устранить затруднение, поупражняться в новом действии.

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке. (регулятивные УУД)

- Что нам поможет?
- Обратите внимание на экран и рассмотрите рисунки
(на первой картинке изображены весы, на одной чаше кочан капусты, на другой – гиря 1кг, кочан капусты перевешивает гирю; на второй картинке – весы на одной чаше кочан капусты и две гири по 1 кг, которые перевешивают)
- Узнайте массу кочана капусты.
- Свой опыт, учебник, учитель.
- На первом рисунке масса кочана капусты больше 1кг, т.к. чаша с кочаном капусты перевешивает чашу с гирей 1кг.
- На втором рисунке масса кочана капусты меньше, чем 2 кг, т.к. чаша с двумя гирями по 1кг перевешивает чашу с кочаном капусты.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (познавательные УУД)

- Можем ли мы точно определить массу кочана?
- Почему?
- А кто  из вас знает такую единицу массы и как она называется?
- Правильно. Массу тяжёлых предметов обычно измеряют кг, а массу лёгких в г.

- Найти: что это за обозначения.
- В учебнике или вы нам скажете об этом.

- Нет.
- Чтобы узнать точнее массу предметов надо использовать не только кг, но и более мелкую единицу массы.
- Грамм.

 
- Понаблюдайте, как записано слово килограмм, что вы заметили? - В слове килограмм спряталось слово грамм.  
- А вот оставшаяся частичка кило означает тысяча.
- Поэтому в 1кг, как вы думаете, сколько г?
- Правильно.
- В 1кг - 1000г  
- Прочитайте в учебнике на стр.46, как сокращённо записывают грамм. - Записывают г  

- В практике массу предметов измеряют с помощью различных весов.
- Посмотрите в толковом словаре, что такое весы?
- Какие бывают весы?

- При взвешивании на механических или чашечных весах, чтобы определить массу предмета используют гири.
- Гири бывают разные. Бывают килограммовые: 1кг, 2кг, 3кг. А есть гири с помощью которых можно измерить более лёгкие предметы: 100г, 10г, 1г, 200г, 20г, 2г, 500г, 50г, 5г.

- Весы – устройство или прибор для определения массы тела.
(Отвечает и показывает свою презентацию хорошо подготовленный ученик, который выполнял индивидуальную домашнюю работу)
- Механические и цифровые. У механических весов это шкала со стрелкой или чаши с гирями. А у цифровых (электронных) – табло. Ещё бывают багажные, торговые, медицинские, почтовые, железнодорожные, бытовые: кулинарные, напольные, детские.
 

V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

 

- Обсудите в парах и запишите в рабочую тетрадь, какие гири надо взять, чтобы получить:
7г =
80г =
300г =
600г =
- Давайте выполним проверку. Сравните ответы с эталоном на доске.
- Поработайте парой, выразите данные величины в указанных единицах массы и запишите в тетрадь:
3кг = … г
2000г = …кг
5700г = … кг… г

(Дети обсуждают и предлагают свои варианты)

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. (коммуникативные УУД)

 Учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться о правилах общения и следовать им. (коммуникативные УУД)

- В кабинете спрятались верные ответы. Найдите те ответы, которые совпадают с вашими.
- Рассмотрим № 4 на стр. 47 в учебнике (устно). Прочитайте задание, ответьте на вопрос.
№ 5  на стр.47 (устно).

(Каждая пара ищет ответ, совпадающий с его ответом, среди карточек, развешанных в кабинете.)

- В пузырьке 8 г йода.

- Масса гусеницы 12 г.

 

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

 

- Выполните самостоятельную работу, выбрав тот вариант, с которым вы считаете, что справитесь:
1) Вставьте пропущенные единицы измерения массы. Рабочая тетрадь №1. стр. 20 № 64
2) Сравни величины. Рабочая тетрадь №1. стр.21 №66 (1столбик)
3) Выполни действия. Рабочая тетрадь №1. стр21 № 67 (1,3,5)
- Выполните самопроверку по эталону
- Встаньте те, у кого не было ошибок?
- Хлопните в ладоши, у кого было 1-2 ошибки?
- Поднимите руку, у кого было 2-3 ошибки?
Выполняют самостоятельную работу

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей (регулятивные УУД)

- А сейчас поиграем в игру «Верю-не верю». Работать будем по карточкам. Я буду читать фразы, если вы согласны с моим утверждением, ставите в пустой клетке «+», если нет «-»

Проверяют по эталону на доске

Вносить необходимые коррективы в действие после завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. (регулятивные УУД)

Масса автомобиля 1000 г
Масса слона 5000 кг
Масса человека 60г
Масса батона 500кг
Масса мухи 3г
Проверяют. Фиксируют «+», «-». Самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности (личностные УУД)
VII. Включение в систему знаний, повторение Выполняем № 12 на стр.49 в учебнике (под руководством учителя) Выполняют Свое предположение на основе работы с материалом учебника. (коммуникативные УУД)

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Какую цель мы ставили?
- Достигли мы цели урока?
- Какая тема была?
Подбери выражения, которое характеризует твою работу на уроке. «Фразеологизмы»

Оценивают

Уметь высказывать

Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (регулятивные УУД)
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (личностные УУД)