Дидактическая цель: содействовать знакомству учащихся с единицами измерения массы: килограмм, грамм.
Тип урока: "открытие" нового знания.
Задачи по содержанию:
- Создать условия для расширения и углубления знаний детей о единицах массы.
- Развивать умение анализировать, систематизировать, обобщать.
- Воспитывать аккуратность, взаимоуважение, умение работать в паре.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические, частично-поисковые, самостоятельной работы.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная работа, общеклассная работа, работа в парах.
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
I. |
Прикоснитесь друг другу ладошками и подарите своему товарищу чувство уверенности в том, что у нас все получится, поддержите друг друга перед нашей предстоящей работой, улыбнитесь друг другу от всей души, - Ребята, скажите, какое значение имеет математика в развитии человека? - На уроке мы будем изучать новую тему. Я думаю, тот, кто будет стараться и будет внимательным, у того получится все. |
- Занятия математикой развивают память, внимание, мышление, терпение. |
Оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД) |
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. |
- Какие величины вы знаете? - А какие единицы измерения этих величин вы знаете? |
- Длина, время, периметр, площадь, цена и т.д. |
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (коммуникативные УУД) |
III. Постановка учебной задачи |
- Что вы заметили? - В каком месте возникло затруднение? |
(Учащиеся предлагают различные варианты) |
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. (Познавательные УУД) |
IV. Построение проекта выхода из затруднения | - Что же нам делать дальше? - Где будем искать? - Итак, что нам нужно сделать? |
- Найти: что это за обозначения. - В учебнике или вы нам скажете об этом. - Узнать: что обозначают символ г, устранить затруднение, поупражняться в новом действии. |
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке. (регулятивные УУД) |
- Что нам поможет? - Обратите внимание на экран и рассмотрите рисунки (на первой картинке изображены весы, на одной чаше кочан капусты, на другой – гиря 1кг, кочан капусты перевешивает гирю; на второй картинке – весы на одной чаше кочан капусты и две гири по 1 кг, которые перевешивают) - Узнайте массу кочана капусты. |
- Свой опыт, учебник, учитель. - На первом рисунке масса кочана капусты больше 1кг, т.к. чаша с кочаном капусты перевешивает чашу с гирей 1кг. - На втором рисунке масса кочана капусты меньше, чем 2 кг, т.к. чаша с двумя гирями по 1кг перевешивает чашу с кочаном капусты. |
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (познавательные УУД) | |
- Можем ли мы точно определить массу кочана? |
- Найти: что это за обозначения. - Нет. |
||
- Понаблюдайте, как записано слово килограмм, что вы заметили? | - В слове килограмм спряталось слово грамм. | ||
- А вот оставшаяся частичка кило означает тысяча. - Поэтому в 1кг, как вы думаете, сколько г? - Правильно. |
- В 1кг - 1000г | ||
- Прочитайте в учебнике на стр.46, как сокращённо записывают грамм. | - Записывают г | ||
- В практике массу предметов измеряют с помощью различных весов. - При взвешивании на механических или чашечных весах, чтобы определить массу предмета используют гири. |
- Весы – устройство или прибор для определения массы тела. (Отвечает и показывает свою презентацию хорошо подготовленный ученик, который выполнял индивидуальную домашнюю работу) - Механические и цифровые. У механических весов это шкала со стрелкой или чаши с гирями. А у цифровых (электронных) – табло. Ещё бывают багажные, торговые, медицинские, почтовые, железнодорожные, бытовые: кулинарные, напольные, детские. |
||
V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
|
- Обсудите в парах и запишите в рабочую тетрадь, какие гири надо взять, чтобы получить: |
(Дети обсуждают и предлагают свои варианты) |
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. (коммуникативные УУД) Учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться о правилах общения и следовать им. (коммуникативные УУД) |
- В кабинете спрятались верные ответы. Найдите те ответы, которые совпадают с вашими. |
(Каждая пара ищет ответ, совпадающий с его ответом, среди карточек, развешанных в кабинете.) - Масса гусеницы 12 г. |
|
|
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой
|
- Выполните самостоятельную работу, выбрав тот вариант, с которым вы считаете, что справитесь: 1) Вставьте пропущенные единицы измерения массы. Рабочая тетрадь №1. стр. 20 № 64 2) Сравни величины. Рабочая тетрадь №1. стр.21 №66 (1столбик) 3) Выполни действия. Рабочая тетрадь №1. стр21 № 67 (1,3,5) - Выполните самопроверку по эталону - Встаньте те, у кого не было ошибок? - Хлопните в ладоши, у кого было 1-2 ошибки? - Поднимите руку, у кого было 2-3 ошибки? |
Выполняют самостоятельную работу | Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей (регулятивные УУД) |
- А сейчас поиграем в игру «Верю-не верю». Работать будем по карточкам. Я буду читать фразы, если вы согласны с моим утверждением, ставите в пустой клетке «+», если нет «-» |
Проверяют по эталону на доске |
Вносить необходимые коррективы в действие после завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. (регулятивные УУД) |
|
Масса автомобиля 1000 г Масса слона 5000 кг Масса человека 60г Масса батона 500кг Масса мухи 3г |
Проверяют. Фиксируют «+», «-». | Самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности (личностные УУД) | |
VII. Включение в систему знаний, повторение | Выполняем № 12 на стр.49 в учебнике (под руководством учителя) | Выполняют | Свое предположение на основе работы с материалом учебника. (коммуникативные УУД) |
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке |
- Какую цель мы ставили? |
Оценивают |
Уметь высказывать Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (регулятивные УУД) |