Введение
Систематические занятия хореографией – это, прежде всего, педагогический процесс, который играет огромную роль в воспитании личности ребёнка.
Соприкасаясь с танцевальным искусством в доступной форме обучающиеся приобщаются к миру прекрасного. Определённые хореографические упражнения прививают обучающимся культуру движений: правильную постановку рук, ног, туловища, умения сочетать движения в различных плоскостях, с различной амплитудой, определять точность положения частей тела, координационную целесообразность движений. Танцующий ребёнок испытывает неповторимые ощущения от свободы и лёгкости движений, от умения владеть своим телом: его радуют точность, и красота с которыми он выполняет хореографические упражнения. Занятия хореографией полезно для физического развития ребёнка. Улучшается осанка, укрепляются мышцы и связки, становятся подвижными суставы, совершенствуются движения.
Хореография – искусство танца на основе выразительного движения. Любой танец нравиться нам тогда, когда он захватывает зрителя своей полётностью, азартом, лёгким, без усилий, движением, приносящим, прежде всего эмоциональное удовольствие. Танец - это абсолютное владение равновесием, точность по отношению к своим движениям, партнеру, ритму и музыке. В танце приходится проявлять скорость, исполнять быстрые и сложные фигуры. Кроме этого, мы не должны забывать об усердии, ориентации в пространстве и координации своего тела. Речь идет об особенной упругости тела, которая возможна только при совместной работе силы, скорости, гибкости, координации, создающих гармонию в движениях. Мы часто говорим, что танец - это игра равновесия. Каждое мгновение танцор сталкивается с силой тяжести и формированием движения. То же самое касается танцоров в группе. Речь идет о «складности» при преодолении собственного веса, силы тяжести. Владение равновесием - главное условие для ощущения парения, которое в танце часто выходит па первое место. Одно из важнейших физических способностей – это координация движений и совершенствования их на занятиях хореографией.
В младшем школьном возрасте происходит «закладка фундамента» для развития координационных способностей, а также приобретение знаний, умений и навыков при выполнении упражнений на координацию. Этот возрастной период называется «золотым возрастом», имея в виду темп развития координационных способностей.
В данных методических рекомендациях представлены особенности развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста, описаны методы и приемы развития координации, а также предлагается комплекс упражнений для их развития.
1. Возрастные особенности младшего школьного возраста
Младший школьный возраст (7–10 лет) – наиболее ответственный период в формировании двигательной координации ребенка. В этом возрасте закладываются основы культуры движений, осваиваются новые, ранее неизвестные упражнения и действия. Изменение режима жизни, связанное с началом учебы в школе. Ограничения касаются применения силовых упражнений, тренировочных нагрузок на выносливость и времени проведения отдельных занятий. В этот период происходит становление индивидуальных интересов и мотиваций к занятиям физическими упражнениями, в том числе по хореографии. В младшем школьном возрасте необходимо воспитывать у ребенка интерес к расширению диапазона своих физических способностей за счет овладения системы двигательно-координационных упражнений и приемов. Развитие двигательной координации – это главная направленность в хореографии детей именно младшего школьного возраста.
Для достижения результатов в улучшении физического здоровья обучающихся необходимы новые подходы, средства и технологии, соответствующие индивидуальным особенностям детей, максимально реализующие их интересы, склонности и способности.
В этом возрасте происходит интенсивное развитие способностей к пространственной ориентировке, дифференцированного мышечного ощущения, что позволяет разучивать технически более сложные движения. Для процесса восприятия необходимо периодическое и неоднократное повторение элементов и упражнений для наиболее полного и точного их запоминания.
Для детей данной возрастной группы, характерна чрезвычайная подвижность. Они нуждаются в частой смене движений, длительное сохранение статистического положения для них крайне утомительно. В то же время движения детей еще не организованы, плохо координированы, запас двигательных навыков у них не велик, они нуждаются в его пополнении и усовершенствовании. Внимание детей этого возраста крайне неустойчиво, они легко отвлекаются, им трудно продолжительное время сосредоточиваться на одном задании. Они легче воспринимают конкретный материал, живой образ для них гораздо ближе, нежели отвлеченное понятие.
2. Методы и приемы развития координации танцоров
Координационные способности развиваются под воздействием большого количества факторов. В этой связи, спортивные направления и хореографическое искусство, предполагают использование большого количества приемов и методов формирования координационных способностей.
Рассмотрим наиболее оптимальные и распространенные приемы воспитания координационных способностей танцоров:
- Физические упражнения, выполнение которых характеризуется повышенной координационной сложностью. В таких упражнениях, обязательно, должны присутствовать новые компоненты т.е. движения, которые ранее танцоры не исполняли. Сложность координационных движений необходимо увеличивать постепенно – по мере освоения движений. Для этого происходит изменение пространственных и временных параметров движения и сами условия, в котором оно реализуется. К примеру, можно поменять расположение танцоров в зале, расположение снарядов, увеличить/сократить площадь танцевального места, ограничить время совершения движения, использовать сочетание различных движений и т.д.
- Использование метода ритмической активности. Каждое движение выполняется попеременно: то с музыкальным сопровождением, то без него. Это формирует чувство ритма.
- Выполнение движений в парах или группах. Движения сообща позволяют развить чувство ритма, формируют навыки поддержания баланса организма. Движения выполняются в одном направлении, сообща, держась за руки.
- Упражнения, ориентированные на активизацию процессов организма, координирующих движения. Такие упражнения помогают в развитии пространственной ориентации, развивают чувство времени, формируют умение управлять своими мышцами, их напряжением. Наиболее оптимальным упражнением этой группы являются прыжки на батуте.
- Подвижные игры спортивной, соревновательной ориентации. Такие игры направлены на развитие динамического равновесия, за счет резких изменений направлений движений.
- Упражнения на развитие статического баланса. Для этого используются упражнения, направленные на сохранение одной позы в течение длительного временного промежутки. В эту группу можно включить упражнения из йоги. Кроме того, можно включить в выполнение движения какое-то противодействие, сократить площадь опоры, на которой совершается движение, добавить какие-то движения, плавно перетекающие в заданное или, сменяющие его.
- Игровые методы. Построение занятия в игровой форме способствует мотивации детей к выполнению движений. Они стремятся к их полноценному освоению, точному выполнению.
- Метод контрастных заданий. Детям необходимо совершать прыжки на дальние и короткие расстояния, метать снаряды и т.д. Это развивает точность движений.
3. Комплекс упражнений на развитие координации
Блок 1. Упражнения для развития координации рук
Упражнение 1: «Мельница»
Исходное положение стоя, руки согнуты в локтевых суставах, а пальцы в кулаках дотрагиваются плеча, вращайте руками в разных направлениях. На счет 8 в одном направлении, на счет 8 в другом направлении.
Упражнение 2: «Воображаемые геометрические фигуры»
Исходное положение стоя, руки вытянуты вперёд и одновременно описывают разные фигуры, например, левая – круг, а правая – квадрат.
Упражнение 3: «Точки»
Исходное положение стоя, руки на 2 позиции. На счет 1 сгибание рук в локтевых суставах до плеч, на счет 2 поднимаем на вверх, на счет 3 касаемся плеч, на счет 4 вниз, на счет 5 касаемся плеч, на счет 6 вытягиваем вперед, на счет 7 касаемся плечей, на счет 8 открываются в сторону.
Упражнение 4: «Точки-догонялки»
По схеме упражнения «Точки» только поочередной работой правой и левой рук.
Упражнение 5: «Точки-догонялки-кулачки»
По схеме упражнения «Точки-догонялки» только со сжиманием и разжиманием кистей рук.
Упражнение 6: «Кнопки»
Исходное положение стоя. Движение рук осуществляется по трем точкам: правое плечо, левое плечо и живот. Задача заключается в том, чтобы рукой закрыть свободную точку, двигаясь по часовой стрелке (начать с левой руки) или против часовой стрелки (начать с правой руки). Руки две, а точки, по которым двигаются руки, три.
Упражнение 7: «Кнопки, второй вариант»
Движение рук осуществляется по трем точкам: правое ухо, левое ухо и нос. Задача заключается в том, чтобы указательным пальцем закрывать свободную точку, чередуя правую и левую руки. Выполнять упражнение сначала с правой руки, а затем с левой. Когда обучающийся освоит эти упражнения и сможет выполнять их без ошибок, можно приступать к упражнениям, в которых движения рук и ног происходят одновременно.
Упражнение 7: «Догонялки рук»
Руки в свободном положении, вдоль корпуса, на счет 1 – правая рука на пояс, левая неподвижна, на счет 2 – правая рука на плечо, левая только на пояс, на счет 3 – правая поднимается вверх, левая на плечо, на счет 4 – меняются. Далее, то же самое только вниз по направлению.
Усложнение упражнения «догонялки рук»: добавляется бег на каждый счет.
Упражнение 8: «Вентилятор»
Руки большими круговыми движениями движутся противоположные стороны.
Упражнение 9: «Блинчики»
Одна ладонь размещается около головы, а вторая около живота. Расстояние от ладоней до тела – порядка 10 сантиметров. Упражнение заключается в следующем: первая рука дотрагивается до темени, а вторая в то же время описывает круги параллельно плоскости живота. Затем меняем руки и направления.
Упражнение 9: «Блинчики»
Одна ладонь размещается около головы, а вторая около живота. Расстояние от ладоней до тела – порядка 10 сантиметров. Упражнение заключается в следующем: первая рука дотрагивается до темени, а вторая в то же время описывает круги параллельно плоскости живота. Затем меняем руки и направления.
Упражнение 10: «Миксер»
Вращение кистями, в локтевых суставах и в плечевых как в одну сторону, так и одновременно в разные стороны.
Блок 2. Упражнения для развития координации рук и ног
Упражнение 1: «Веселые прыжки»
Исходное положение стоя. На четыре счета прыжки на правой ноге и счет 5-8 левой ноге на месте. Усложнение: на счет 2 на каждой ноге. На счет 1 на каждой ноге. А так же вариант с продвижением.
Упражнение 2: «Скороход»
4 шага ногами, руки противоходом, далее 4 шага с одной ноги и одной руки.
Упражнение 3: «Каблучки»
Работа рук:
а) На счет 1, 2, 3, 4 – отводим в стороны обе руки и собираем их к плечам, сгибая в локтях;
б) 1 – отводим в сторону правую руку, 2 – собираем ее к плечу, 3 – отводим в сторону левую руку, 4 – собираем ее к плечу;
в) 1 – отводим в сторону левую руку, 2 – собираем ее к плечу, 3 – отводим в сторону правую руку, 4 – собираем ее к плечу.
Работа ног: на счет 1 – отводим в сторону на каблук правую ногу, на счет 2 - приставляем правую ногу к левой ноге, на счет 3 - отводим в сторону на каблук левую ногу, и на счет 4- приставляем левую ногу к правой. Руки и ноги начинают двигаться одновременно.Упражнение 4: «Носочки»
Работа рук:
Исходное положение – руки согнуты в локтях, кисти прижаты к плечам.
а) На счет 1, 2, 3, 4 – отводим вверх обе руки и собираем их к плечам, сгибая в локтевых суставах;
б) 1 – отводим вверх правую руку, 2 – собираем ее к плечу, 3 – отводим вверх левую руку, 4 – собираем ее к плечу;
в) 1 – отводим вверх левую руку, 2 – собираем ее к плечу;
г) 3 – отводим вверх правую руку, 4 – собираем ее к плечу.
Работа ног: исходное положение – ноги вместе. На счет 1, 2, 3, 4 – отводим вперед на носок, а затем приставляем в исходное положение поочередно правую и левую ноги. Руки ноги начинают двигаться одновременно.
Упражнение 5: «Каблучки-носочки»
Задача соединить вместе упражнение «Кабучки» на счет 4, а затем упражнение «Носочки» на счет 4.
Упражнение 6: «Шаги»
Работа рук:
а) На счет 1, 2, 3, 4 – отводим в стороны обе руки и собираем их к плечам, сгибая в локтях;
б) 1 – отводим в сторону правую руку, 2 – собираем ее к плечу, 3 – отводим в сторону левую руку, 4 – собираем ее к плечу;
в) 1 – отводим в сторону левую руку, 2 – собираем ее к плечу, 3 – отводим в сторону правую руку, 4 – собираем ее к плечу.
Работа ног: исходное положение – ноги вместе. На счет 1, 2 – шаг в сторону правой ногой и приставка левой ноги, 3, 4 – то же самое с другой ноги. Руки ноги начинают двигаться одновременно.
Упражнение 7: «Семафор»
Работа рук:
Исходное положение – руки согнуты в локтях, кисти прижаты к плечам.
а) На счет 1, 2, 3, 4 – отводим вверх обе руки и собираем их к плечам, сгибая в локтевых суставах;
б) 1 – отводим вверх правую руку, 2 – собираем ее к плечу, 3 – отводим вверх левую руку, 4 – собираем ее к плечу;
в) 1 – отводим вверх левую руку, 2 – собираем ее к плечу;
г) 3 – отводим вверх правую руку, 4 – собираем ее к плечу.
Работа ног: исходное положение – ноги вместе. На счет 1, 2 – шаг вперед правой ногой и подставка левой ноги, 3, 4 – то же самое с другой ноги.
Упражнение 8: «Робот»
Исходное положение стоя.
- На счет 1 - делается шаг с demi plie в сторону, руки ставятся прямым углом, левая рука горизонтально;
- на счет 2 – левая нога подставляется в 6 позицию, руки меняются, т.е. правая горизонтально;
- на счет 3 – шаг без plie в сторону, левая рука вытягивается наверх, правая согнута в локте;
- на счет «и» - левая нога подставляется, левая рука сгибается в локте, правая вытягивается наверх;
на счет 4 – правая рука опускается в сторону, левая направляется горизонтально вдоль груди; дальше движение повторяется).
Упражнение 9: «Машина времени»
Это условное упражнение, его можно придумать по ходу занятия, дается не большая комбинация и предлагается повторить её в обратном порядке.
Блок 3. Упражнения на развитие равновесия
4. Игры на развитие координации
Список литературы
- Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика / Т.М.Бабунова. - М.: Сфера, 2017. - 208 c.
- Бочарова Н.И. Педагогика досуга. Организация досуга детей в семье: учеб. пособие для академического бакалавриата / Н.И. Бочарова, О.Г.Тихонова. – 2-е изд., испр, и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 218 с.
- Козлова С.А. Дошкольная педагогика / С.А.Козлова, Т.А.Куликова. - М.: Академия, 2017-414 c.
- Людмила Малахова Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста / Малахова Людмила. - М.: Феникс, 2018. - 835 c.
- Одинцова И.В. Звуки. Ритмика. Интонация / И.В.Одинцова. - М.: Флинта, 2018. - 702 c.
- Радынова О.П. Теория и методика музыкального воспитания: учебник для СПО / О.П.Радынова, Л.Н.Комиссарова; под общ. ред. О.П.Радыновой. – 3-е изд., испр. и доп.- М.: Издательство Юрайт, 2019. – 293 с.
- Фирилёва Ж.Е. Танцы и игры под музыку для детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие / Ж.Е.Фирилёва, А.И.Рябчиков, О.В.Загрядская. - М.: Лань, Планета музыки, 2016. - 160 c.