Цель: формирование этических норм поведения в общении друг с другом.
Задачи:
- содействовать формированию дружного коллектива;
- помочь детям осознать значение дружбы посредством игр, ситуаций;
- учить доброжелательности, стремлению понимать друг друга, разделять радости и печали, ценить друзей;
- развивать коммуникативные способности школьников, умение общаться в парах, коллективе;
- формировать умения анализировать поступки других и собственные действия с учетом нравственных оценок;
- создать положительный настрой на дальнейшую совместную работу.
Оборудование: средства ИКТ, плакат с нарисованным сердцем, вырезанные из бумаги сердечки.
Ход занятия
1. Эмоциональный настрой
Станьте в круг, возьмитесь тихонько за руки, почувствуйте дружеское тепло ваших рук и молча, глядя в глаза соседу, подарите ему улыбку. Ведь улыбка это радостное настроение. Возьмем это радостное настроение с собой.
2. Основная часть
А тему нашего занятия подскажет сюжет из мультфильма.
Посмотрите на экран. ( отрывок из мультфильма «Кот Леопольд» фраза – Ребята , давайте жить дружно!)
Сегодня будем обсуждать несколько вопросов. Как вы понимаете слово «дружба»? Кого мы можем назвать другом? Что значит дружить?
Какое прекрасное слово – «дружба». Что же такое дружба?
Дружба – это когда люди дружат, они хотят быть вместе, они интересуют друг друга, доверяют друг другу. Дружба – это дар, данный человеку. Поэтому каждый из нас не только должен ценить истинных друзей, но и сам должен быть хорошим другом. Настоящие друзья понимают тебя и уважают твои интересы. Если любую работу делать дружно, то будет получаться быстро и хорошо. Без дружбы и без друзей наша жизнь невозможна.
Кого мы можем назвать другом? Почему свои отношения вы называете дружбой?
Друг – это интересная книга, которую читаешь. Друг- это человек, который помогает в трудную минуту. Друг – это игрушки, которые выслушивают меня, когда мне плохо. Это подруга – с которой можно посекретничать.
Прослушаем стихотворение.
Дружба крепкая у нас,
Ей гордится весь наш класс.
Вместе учимся, играем,
Веселимся, отдыхаем.
Ну а если у кого-то
Приключится вдруг беда,
Огорчаться нет причины:
Мы поможем всем всегда.
Если радость у кого-то,
Вместе радуемся мы,
Потому что в нашем классе
Все заботливы, дружны.
На слайдах – ситуации - какой комплимент, какая фраза здесь спрятана? Какими словами надо обращаться к другу?
Просьба – (дает, просит, благодарит) книгу, игрушку
(доброжелательный тон, взгляд)
- Дай мне, пожалуйста…
- Спасибо, мне приятно, что ты это предложил.
- Не могла бы ты мне дать…
- Разреши мне, пожалуйста…
Играют дружно
- Как хорошо иметь верного друга!
- Мне очень нравится твой характер!
- Хочешь, будем вместе играть?
- Спасибо, но мне это не нравится
Рисуют, собирают конструктор
- Здорово это у тебя получилось!
- Ты все сделал правильно.
- У тебя обязательно получится!
Конфликт – так поступаю друзья?
Жалеет
- Прости, пожалуйста, но так получилось.
- Прости, я не хотела тебя обидеть.
- Извини, это получилось случайно.
- Мне очень жаль, что это произошло.
- Я могу тебе помочь?
Обсуждение ситуаций
- Катя и Настя дружат с детства. Катя говорит: «Я не хочу, чтобы Настя дружила еще с кем-то…» А Настя говорит: « Я хочу дружить со всеми ребятами в классе» (права друзей следует уважать)
- Помочь сложить вещи, игрушки, без напоминания.
Спасибо, я с удовольствием это сделаю! - Поиграть вместе – не спорить из-за игрушки.
Упражнение «Давайте жить дружно»
Встаньте парами, повернитесь друг к другу. Представим, что мы с друзьями весело и дружно проводим время.
Если услышите
- Хлопок - пожать друг другу руки.
- Колокольчик - смотреть в глаза друг другу и улыбнуться.
- Музыка – потанцевать
Мы с вами немного отдохнули и теперь продолжим наше занятие.
Ребята, сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой нужно соблюдать правила дружбы.
Послушаем правила дружбы.
Если мне тяжело,
Мне поможет друг мой,
Если весело мне,
Друг мой тоже со мной.
Один за всех и все за одного!
По секрету я подружке свои тайны расскажу.
Только ей я доверяю,
Её дружбой дорожу.
Доверять другу
Я своей подружке
Всё расскажу на ушко.
А подружка тайну мою
Не расскажет уже никому.
Уметь хранить чужие тайны
Если друг работает
Я тоже с ним тружусь.
Если друг – отличник
Я за него горжусь.Для своей подружки
Отдам свои игрушки
Будем петь и танцевать.
Нам с ней некогда скучать.
Радуйтесь вместе с друзьями.
Друга в беде не брошу.
Первым на помощь приду.
Просьбу о том, что помочь мне
Друг мой не ждет, я тоже не жду.
Уважайте друг друга и помогайте друг другу. Не ждать просьбы о помощи.
Пусть нападающий
Будет сильней.
Встану всегда
На защиту друзей.
Берегите друзей, ведь друга потерять легко. Старый друг лучше новых двух.
Я люблю свою подружку
Никогда не подведу.
Все что обещаю –
Всегда выполняю.
В беде не оставляйте друзей, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний.
3. Итог
Посмотрите, какое большое сердце нарисовано. Это наше сердце, готовое любить и помогать друг другу. Сейчас вы опустите маленькие бумажные сердечки (частичку своего сердца), называйте правила дружбы и опускайте, а сердце возьмем с собой и будем выполнять всегда эти правила.
Песня «Дружба крепкая не сломается»
Я думаю, что всегда у нас в классе будут царить согласие, дружеская поддержка и взаимопонимание. Прислушивайтесь ко всем советам, которые были даны на нашем занятии. Помогайте друг другу в трудную минуту, ищите хороших и верных друзей. Давайте скажем, друг другу слова терпеливого и добрейшего кота Леопольда «Ребята, давайте жить дружно!»
И мне думается, эту дружбу вы пронесете через всю жизнь.