Использование пиктограмм в работе по коррекции общего недоразвития речи дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия, Коррекционная педагогика

Класс: д/с

Ключевые слова: дети с ОНР


Для повышения интереса к занятию детей с ОНР, предотвращения истощаемости внимания и быстрой утомляемости учителям-логопедам приходится искать вспомогательные средства, облегчающие и систематизирующие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является наглядное моделирование. Учителя-логопеды ГБДОУ №6 разработали систему пиктограмм для коррекционной работы по всем направлениям преодоления ОНР. Названия игр, которые используются практически на каждом занятии, закодированы в картинках-пиктограммах. В статье описаны многофункциональные пособия и игры, которые позволяют сделать занятие учителя-логопеда динамичным и более результативным.

Каждый учитель-логопед ищет новые подходы, идеи организации коррекционно-развивающей работы, чтобы сделать свои занятия максимально эффективными. Организуя работу с детьми с общим недоразвитием речи, логопед сталкивается с такими проблемами в их обучении как истощаемость внимания и быстрая утомляемость. Дети могут быстро потерять интерес к занятию. Для преодоления этих проблем педагогам приходится искать вспомогательные средства, облегчающие и систематизирующие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является наглядное моделирование. Наглядное моделирование - один из популярных методов обучения детей дошкольного возраста. «В основе метода лежит использование заменителя (модели), в роли которой могут выступать схемы, чертежи, планы, условные обозначения, стилизованные и силуэтные изображения, другие предметы» [1, 173]).

На использовании наглядных моделей основаны многие методы дошкольного обучения. Данный метод использовал Д.Б Эльконин для обучения дошкольников грамоте. Он для материализации звуковой формы слова применял звуковые модели и схемы. Моделирование в виде мнемодорожек и мнемотаблиц традиционно используется педагогами для формирования связной речи детей. Широкое применение получило графическое изображение предлогов.

Учителя-логопеды ГБДОУ №6 разработали систему пиктограмм для коррекционной работы по всем направлениям преодоления ОНР.

Метод пиктограмм входит в состав метода наглядного моделирования.

Пиктограмма — (от лат. Pictus — рисовать и греч. Γράμμα — запись) — знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде (Энциклопедический фонд России) [2].

Некоторые игры, задания являются обязательной частью логопедического занятия. Например, при работе над лексической темой «Дикие животные» , мы закрепляем умение называть детёнышей животных, учим образовывать притяжательные прилагательные. При работе над лексической темой «Фрукты» закрепляется умение образовывать имена существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, умение образовывать относительные прилагательные. Для оптимизации работы мы закодировали названия всех используемых игр в картинках-пиктограммах.

В зависимости от этапа обучения и целей занятия используем конкретные пиктограммы. Чтобы привлечь внимание детей и повысить результативность работы, мы создали яркие настенные пособия, на которые пиктограммы крепятся с помощью липучек.

Настенные пособия изготовлены из недорогого практичного материала – выставочного ковролина или кожезаменителя.

Предлагаем вашему вниманию пособия и игры, которые мы используем в работе.

«Семицветик» (рис.1) - комплексное игровое пособие по развитию лексико-грамматического строя речи. В центре цветка находится кармашек для картинки, на лепестках - кармашки на липучках. На лепестки прикрепляются картинки с изображениями предметов по изучаемой лексической теме. В центр цветка прикрепляется пиктограмма с изображением нужной игры.

Рис. 1

Варианты игр:

«Назови ласково». Формирование умения образовывать имена существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

«Жадный мишка» («Мой, моя, моё)». Формирование умения определять род имён существительных.

«Один-много». Формирование умения образовывать множественное число имен существительных.

«Назови слова-родственники». Формирование умения образовывать однокоренные слова.

Так же с помощью «Семицветика » можно отработать навык словоизменения (пиктограммы «Вижу кого? Что?, «Подарок кому?», «Гуляю с кем?», «Пою о ком?»)

Рис. 2

«Петушок-помощник» (рис. 3). Пособие можно использовать при изучении лексических тем: «Дикие животные», «Домашние животные», «Птицы» и т.д.

Рис. 4

Рис. 3

На грудке петушка находится кармашек для картинки по лексической теме. На разноцветных перышках хвоста прикреплены съёмные пиктограммы. Каждая пиктограмма соответствует определённой игре.

Варианты игр:

«Назови одного детёныша»

«Назови детёнышей»

«Назови маму»

«Чей хвост?» (рис. 4)

«Чьи лапы?»

«Чья голова?».

Рис. 4

При формировании этих словообразовательных моделей логопед показывает многообразие однокоренных слов, которое можно получить от исходного слова.

«Логопедический гриб» (рис. 5). Настенное пособие для формирования навыков звукового анализа и синтеза слов и представлений о структурных единицах языковой системы (звук – слово – предложение – текст). На ножке гриба расположен кармашек, в который вставляется картинка с изображением слова для разбора. К «шляпке» с помощью липучек прикрепляются необходимые пиктограммы.

Рис. 5

«Назови гласные». Формирование навыка последовательного называния гласных в слове.

«Назови согласные». Формирование навыка последовательного называния согласных звуков в слове.

«Раздели на слоги». Формирование навыка слогового деления.

«Сосчитай звуки» (рис.6). Формирование навыка последовательного выделения и определения количества звуков в слове.

«Расскажи про звук». Формирование навыка последовательного выделения звуков в слове и их анализа.

Рис. 6

После устного звукового разбора на «грибке» можно выложить звуковую схему слова, используя традиционные обозначения фишек (синие - согласный твердый звук, зеленые – согласный мягкий звук и красный – гласный звук).

«Бабочки». Пособие для формирования умения составлять предложения с предлогами по предметным картинкам и схемам предлогов: на, в, за, к, от, около. В кармашки на крылья бабочки вставляются картинки с изображением предметов. На брюшке бабочки – схема предлога. Ребенок должен составить предложение с этими словами по предложенной схеме.

Например, на крылышках бабочки картинки-солдат и сторожевая вышка, на брюшке-схематичное изображение предлога на.

Ребёнок по предложенной схеме составляет предложение «Солдат стоит на вышке».

Наши пособия многофункциональны, обладают широкой областью применения, неизменно вызывают интерес у детей. Использование пиктограмм позволяет сделать занятие динамичным и более результативным.

Литература

  1. Т.В.Пятница, Т.В.Солоухина-Башинская «Справочник дошкольного логопеда». Ростов-на-Дону «Феникс». 2011 г.
  2. Энциклопедический фонд России.