Социально-трудовая реабилитация воспитанников на занятиях пирографией

Разделы: Технология, Социальная педагогика


Одним из направлений реабилитационной работы учреждения МКУ СРЦН «Полярная звезда» является социально-трудовая реабилитация. Становление личности в системе реальной трудовой деятельности всегда было одним из важных принципов воспитания подрастающего поколения.

В условиях МКУ СРЦН «Полярная звезда» организовано включение детей в один из видов трудовой деятельности - работа в кружках и мастерских. На этом этапе дети приобщаются к занятиям по интересам, в процессе которых они приобретают общетрудовые навыки и умения: работа с простейшими материалами и инструментами, вязание, шитье, выжигание.

Пирография (буквально: «рисование огнём») — техника, применяемая в декоративно-прикладном искусстве и художественной графике. Суть её заключается в том, что на поверхность какого-либо органического материала (древесины, фанеры, пробки, бумаги, картона, фетра, кожи, ткани) при помощи раскалённой иглы наносится рисунок. В основном в качестве материала применяется древесина, поэтому пирография широко известна как выжигание по дереву. Занятия пирографией позволяет любой деревянный предмет превратить в оригинальное художественное произведение. Возможности выжигания очень велики, обучаясь искусству выжигания, воспитанники центра не только получают некоторые знания по способам нанесения светотеней, передачи объемов предметов, но и учатся видеть и передавать красоту и неповторимость окружающего.

Особенность данного вида деятельности заключается в его универсальности, заниматься выжиганием по дереву интересно детям с разными способностями, ведь для этого не надо иметь какие либо особые способности и навыки, достаточно уметь держать ручку выжигателя, а рисунок перевести при помощи трафарета, но, для тех, кто хочет проявить свои творческие и художественные способности, занятия пирографией то же будут очень интересны.

Работа на занятиях строится на основе заинтересованности, доверия и сотрудничества между воспитанником и инструктором по труду, поощрения самостоятельности и творческих поисков. В работе используется принципы доступности предлагаемого материала, его постепенное усложнение.

Занятия пирографией в МКУ СРЦН «Полярная звезда» позволяют воспитанникам приобрести позитивный социальный опыт в созидательной преобразующей деятельности, способствуют интеллектуальному, эмоциональному и физическому развитию. Выжигая по дереву, ребенок видит, как простая «деревяшка» превращается в «произведение искусства», получает бесценный опыт совместной созидательной деятельности, что способствует его социализации. Своими работами воспитанники украшают комнату, в которой живут, такой опыт активно социализирует, помогает оценить результаты своей работы, почувствовать себя частью процесса благоустройства дома, формирует позитивное отношение к созидательному труду.

Трудовая деятельность на занятиях пирографией включает в себе огромный воспитательный потенциал, стимулирует познавательную и творческую активность, содействует формированию таких личностных качеств, как наблюдательность, организованность, самостоятельность, умение сосредоточиться и проявлять упорство в работе, способность к волевому напряжению.

Содержание занятий пирографией, его характер, организация, взаимоотношения инструктора по труду и воспитанника всегда должно иметь эмоциональную составляющую, потому что для воспитанников, особенно «трудных», принципиально значимо, что бы их участие в трудовых процессах было окрашено в эмоционально-положительные тона, вызывало положительные переживания, помогало снятию напряжения. В противном случае реабилитация как таковая просто не состоится.

С социально-педагогической точки зрения, включение в трудовую деятельность на занятиях пирографией воспитанников реабилитационного центра «Полярная звезда» принципиально важно. Во-первых, это отвечает интересам и желаниям самих воспитанников, так как они с большим желанием готовы осваивать навыки трудовых операций по выжиганию по дереву, нежели навыки интеллектуальной работы и познавательные умения, о которых никакого позитивного впечатления в прошлой жизни у них не сохранилось. Во-вторых, труд, в который они вовлечены, дает (в отличие от учения) конкретный, ощутимые результаты, приносящие пользу и подросткам, и окружающим.