Урок окружающего мира в 4 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова. (Автор УМК (Программы учебного курса) Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.)
Цели:
1. Организовать учебно-поисковую деятельность учащихся на уроке с целью:
- создания условий для формирования знаний, умений и навыков по теме
- развития системного мышления;
- поиска ответа на проблемный вопрос;
- развития умения высказывать суждения по результатам практической работы.
2. Создать условия для формирования личностных качеств:
- ответственности;
- способа поведения;
- коммуникативности.
Предметные результаты:
- выделить состав кожи, описать ее функции, задуматься о значении кожи для организма человека,
- проанализировать текст, извлечь из него необходимую информацию, анализ таблицы, аргументировать, делать выводы, последовательно и логически излагать мысли,
- совершенствовать навыки работы в парах.
Универсальные учебные действия
- Личностные: проявлять интерес к новому учебному материалу, сохранять мотивацию к учёбе, развивать способность к самооценке, умение анализировать свои действия.
- Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия, выполнять учебные действия, умело отстаивать свою позицию, вносить необходимые коррективы, уметь организовать свою деятельность, согласовывая с действиями товарища.
- Познавательные: анализировать текст, делать выводы. Выделять главное, проводить сравнение. Устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения.
- Коммуникативные: допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, договариваться, приходить к общему решению, строить понятное для партнёра высказывание, задавать вопросы. Работать в парах, контролировать свои действия.
Тип урока: урок-исследование.
Основная деятельность на уроке: учебно-поисковая.
Оборудование: мультимедиа, предметы для наблюдений и опытов (лупы, зеркала, лист бумаги), тестовая работа, таблица.
Ход урока
1. Орг. момент
Здравствуйте! У нас сегодня на уроке много гостей, но мы на них не будем отвлекаться. У нас будет очень интересный урок.
2. Проверка домашнего задания
Перед вами выставка плакатов.
Какой теме они посвящены? (Правила гигиены).
Что такое гигиена?
Давайте сформулируем правила гигиены, которыми должен руководствоваться человек, чтобы сохранить свое здоровье.
3. Введение в тему
Слайд № 2
Послушайте загадку:
Вот одежда - так одежда!
В ней уютно и тепло,
Под дождем не промокает
И не мнется ни за что!
А еще не выцветает,
А дышать легко нам в ней,
И носить ее мы можем,
Не снимая много дней.
О чем говорится в загадке?
Так какая будет тема урока?
4. Целеполагание через проблемную ситуацию
Слайд №3
Откройте учебник на стр.81, 1 абзац. Прочитай, пожалуйста,…
- В Италии в 1646 году произошёл такой случай. В роскошном замке одного герцога был устроен праздник. Во главе праздничного шествия шёл "золотой мальчик". Тело его было сплошь покрыто золотой краской. Вскоре про мальчика забыли, и он провёл ночь на каменном полу зала. Через некоторое время мальчик заболел и умер.
- Как вы думаете, почему же умер мальчик? (ответы детей)
- Вы высказали свои гипотезы. Чтобы подтвердить их или опровергнуть, что же мы должны узнать о таком органе как кожа?
(Как она устроена и как она функционирует)
Мы узнаем состав кожи и ее функции, а полученные знания будем записывать в таблицу. Слайд №4.
Строение кожи | Функции |
5. Изучение нового материала
А начнем мы изучение новой темы с игры «Выбери правильный ответ». Слайд №5.
- кожа – это орган слуха, осязания, обоняния
- Её площадь ~ 2 кв. мм, 2 кв дм, 2кв. м
- Она весит около 400г, 4 кг , 40кг
- Толщина от 0,5мм до 5мм , 0,5 см до 5 см, 0,5 дм до 5 дм
Слайд №6
Мы изучали во 2 классе тему «Орган осязания». Какую информацию мы можем получить через него об окружающем нас мире? (Какая поверхность: гладкая или шершавая, мягкий или твердый, температуру предмета, можем чувствовать боль).
Слайд №7
Каким образом кожа чувствует, что предмет горячий или холодный, почему мы чувствуем боль?
Весь организм человека пронизан нервными окончаниями, которые и помогают нам с вами ощущать температуру окружающих предметов. Благодаря им мы чувствуем боль. (Показ на схеме)
Слайд №8
Запишем этот вывод в таблицу. Слайд №9
Строение кожи |
Функции |
Нервные окончания |
Осязательная |
Продолжим изучение строения кожи. Выполним практическую работу №1. Это вы сделаете в парах.
Практическая работа №1
1. Возьми лупу.
2. Рассмотри кожу.
3. Что вы увидели?
4. Откройте учебник стр. 82, 1-2 абзац.
5. Найди в тексте ответы на вопросы:
1) Как называются точки - отверстия на коже?
2) Для чего нужны поры на коже?
3) Что такое пот?
4) Для чего нужно организму человека выделение пота?
Слайд № 10
Запишем в таблицу: Слайд №11
Строение кожи |
Функции |
Нервные окончания |
Осязательная |
Потовые железы |
Выделительная, |
Поддерживает постоянную температуру тела - мы можем заменить одним словом - терморегуляция.
5. Физминутка
Ребята, что-то вы все такие бледные. Наверное, устали. Давайте разомнемся. Слайд №12-18.
Изучение новой темы (Продолжение)
Посмотрите на щеки друг друга. Какого они стали цвета?
А почему щеки покраснели? (В коже есть кровеносные сосуды). Слайд №19.
Кровеносные сосуды кожи расширились, и к ней притекло много крови. Через кровь происходит отдача избыточного внутреннего тепла во внешнюю среду. А при понижении температуры воздуха кожные кровеносные сосуды сужаются, кожа бледнеет. В этом состоянии тело не отдает тепло, а сохраняет его. Таким образом, кожа поддерживает постоянную температуру тела. Как можно назвать эту функцию одним словом? (Терморегуляция).
А еще кожа участвует в газообмене. Через поры кожа дышит. Слайд № 20
Запишем в таблицу. Слайд №21
Строение кожи |
Функции |
Нервные окончания |
Осязательная |
Потовые железы |
Выделительная, |
Кровеносные сосуды |
Терморегуляция, |
А теперь отгадайте загадку: в воде купался, а сухим остался? (Гусь). Слайд №22
А благодаря чему гусь из воды сухим выходит? (Специальная железа выделяет жир, и этим жиром птицы смазывают свое тело. Жир не пропускает воду.)
А как вы думаете, а наша кожа выделяет жир? (Да)
Проверим догадки, выполнив практическую работу № 2.
Практическая работа № 2
1. Приложи палец к своему лбу.
2. Затем приложи этот палец к зеркалу.
3. Что ты видишь на зеркале?
4. Сделай вывод о выделении кожей жира.
Какой вывод вы сделали из проведенной практической работы? (Кожа человека выделяет жир.)
Жир выделяет крохотные сальные железы, которые находятся рядом с потовыми железами. Слайд №23
Когда мы плаваем, вода проникает внутрь нашего тела? (Нет) Слайд №24
Мы можем сказать, что наша кожа как бы смазана жиром. Запишем вывод в таблицу. Слайд №25
Строение кожи |
Функции |
Нервные окончания |
Осязательная |
Потовые железы |
Выделительная, |
Кровеносные сосуды |
Терморегуляция, |
Сальные железы |
Водонепроницаемая |
Предложение: вода не проникает в организм, мы можем заменить одним словом: водонепроницаемая.
Но это еще не всё значение сальных желёз для кожи. Догадайтесь о нём сами по картинке. Слайд №26
Какую же ещё функцию выполняет жир? (Защищает нас от проникновения бактерий)
Как мы можем назвать такую функцию одним словом? (Защитная)
Запишите эту функцию в таблицу. Слайд №27
Строение кожи |
Функции |
Нервные окончания |
Осязательная |
Потовые железы |
Выделительная, |
Кровеносные сосуды |
Терморегуляция, |
Сальные железы |
Водонепроницаемая, |
Но и это ещё не всё значение сальных желёз для кожи.
Узнаем, что это за значение, выполнив в парах практическую работу № 3.
Практическая работа № 3
1. Возьмите лист бумаги, сомните его.
2. Попробуйте разгладить этот лист бумаги. Получилось ли у вас?
3. Сожмите кожу на вашей руке, отпустите.
4. Вернула ли ваша кожа свой первоначальный вид?
5. Как вы думаете, благодаря чему ваша кожа такая эластичная?
О какой новой функции вы узнали, выполнив эту практическую работу? (Жир, который выделяют сальные железы, делает нашу кожу эластичной.)
Запишем этот вывод в таблицу. Слайд №28
Строение кожи | Функции |
Нервные окончания |
Осязательная |
Потовые железы |
Выделительная, |
Кровеносные сосуды |
Терморегуляция, |
Сальные железы |
Водонепроницаемая, |
6. Решение проблемной ситуации
Вспомни, с чего мы начали изучение темы? (С рассказа о золотом мальчике)
Теперь, когда мы знаем, как устроена кожа и как она функционирует, попробуем ответить на вопрос – почему умер мальчик, покрытый золотой краской? Обсудите в парах, пользуясь составленной таблицей, какие функции кожи у него нарушены. (Выделительная, терморегуляция, газообмен)
7. Закрепление изученного материала
Таким образом, кожа – орган человека, со сложным строением и важными функциями. Слайд №29
Но в этой теме скрыта ещё очень много интересных фактов. Некоторые из них нам поможет узнать киножурнал «Хочу всё знать!».
(Заставка телепередачи «Хочу все знать!»). Слайд №30
1. На одном квадратном сантиметре кожи находится 30 миллионов разных бактерий. Слайд №31
2. В теле человека образуется за 1 час столько тепла, сколько нужно, чтобы вскипятить 1л ледяной воды, и если бы вместо кожи тело человека было бы покрыто непроницаемым для тепла футляром, то представьте, чтобы случилось с организмом…. Через 40 часов температура тела достигла 100 градусов - температуры кипения воды. Слайд №32
3. Кожа за одни сутки выделяет более одного литра пота. Слайд №33
4. Общий вес кожи, сбрасываемой в течение жизни человека около 18 кг. Слайд №34
5. Самая толстая кожа находится на ступнях, толщиной до 0,5 мм, а самая тонкая располагается на веках. Слайд №35
6. Можете выбросить свое антибактериальное мыло. Ваша кожа производит антибактериальные химикаты, чтобы не позволять размножаться микробам. Слайд №36
8. Итог урока
Наш урок подошёл к концу.
Выставление оценок.
Постановка домашнего задания. Слайд №37
Дома вы должны найти ответы на вопросы:
-
1 вариант – страница 85;
- 2 вариант – страница 88 (1, 2, 3 вопросы).
9. Рефлексия
Слайд №38
Ребята, покажите табличку с вопросительным знаком, если на уроке вы испытывали затруднения, если же всё удавалось, то – с восклицательным знаком. Слайд №39
С каким же настроением мы заканчиваем наш урок? Покажите его с помощью смайлика. Я очень рада, что у вас хорошее настроение. Надеюсь, что такое же настроение у наших гостей. Спасибо им за внимание!
Слайд №40