Исследовательская работа по теме «Это те, кто в штыки поднимался, как один»

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Патриотическое воспитание, Конкурс «Путь к Великой Победе»


Выполнила:
Бабитова Дарина,
ученица 3 класса

Научный руководитель:
Мамедова В.А.,
учитель начальных классов

Введение

Несколько лет назад я в семейном альбоме нашла фотографию, где наш дедушка Мута встречается с другими ветеранами Ставропольского края, Кабардино-Балкарии и Ростовской области. Я знала, что много лет назад была война с фашистами и дедушка Мута был защитником моей страны, но я не думала, что это касается и многих других семей из разных городов. Неужели в каждую семью пришла война и многие национальности принимали участие в защите моей Родины?

Этот вопрос вызвал у меня большой интерес и послужил поводом для начала исследовательской работы.

Актуальность темы

Я выбрала тему исследования – «Это те, кто в штыки поднимался, как один», так как я считаю, что данная тема является актуальной по нескольким причинам.

Во-первых: Президент РФ Владимир Путин 8 июля 2019 года подписал указ о проведении в России Года памяти и славы. "В целях сохранения исторической памяти и в ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов постановляю провести в 2020 году в Российской Федерации Год памяти и славы", - говорится в тексте указа.

Во-вторых: я считаю, что каждый из нас, должен помнить страшные годы Великой Отечественной войны, когда война постучалась в двери каждой семьи в моей стране. Знать имена героев–освободителей и интересоваться историей своей семьи.

Цель исследования: доказать сплоченность многонационального Советского народа – освободителя в Победе над фашисткой Германией.

Задачи исследования:

  • Собрать сохранившийся материал по данной теме: документы, фотографии, письма, воспоминания.
  • Исследовать, систематизировать материал, касающийся защитников Родины.
  • Углубить и расширить свои знания о Великой Отечественной войне, о людях разных национальностей и их роли в Великой Победе.

Предмет исследования: Подвиг Советского народа в борьбе с фашистами на примере защитников Родины разных национальностей.

Методы исследования:

  • Теоретические: анализ документов (архивных источников музея МБОУ гимназии №4 и нашей семьи, фотографий, наградных документов), анализ воспоминаний ветеранов, опубликованный в книгах и в сети Интернет, обобщение, систематизация.
  • Практические: личная встреча и беседа с ветеранами.

Практическая значимость исследования: Результаты исследования могут быть использованы при проведении уроков истории, создании презентаций, тематических классных часов и Уроков Мужества.

Место проведения исследования: МБОУ гимназия №4, музей гимназии.

I. Это страшное слово - ВОЙНА!

В нашей стране не найти человека, который сказал бы, что хочет войны.

75 лет отделяют нас от того дня, когда красный флаг Победы появился над фашистским Рейхстагом, но до сих пор не высохли слёзы вдов, детей, внуков тех солдат, что полегли на поле битвы, защищая честь и независимость нашей Родины.

Начиная свою работу, я искала в сети Интернет значение слова «война» и я нашла его. По моему мнению это слово хорошо объясняет поэтесса Людмила Журавлева в своем стихотворении:

Это страшное слово – война! –
Ненавистно сердцам миллионов,
Это страшное слово – война! –
Состоит из проклятий и стонов.
Из разлуки, печали и слёз,
Из дотла разорённого крова,
Из разорванных в клочья берёз –
Состоит это страшное слово!

С 1941 года по 1945 год наша Родина потеряла в страшной войне более 25 миллионов сынов и дочерей, 14 тысяч человек убитых ежедневно. С этой страшной войны не вернулся домой каждый восьмой житель нашей страны.

А сколько было раненых? Сколько осталось после войны вдов и сирот? Каким счётом можно измерить человеческое горе? И разве цифрами измерить меру героизма наших солдат?

22 июня 1941 года жизнь моего народа навсегда разделилась на «до» и «после». Война не выбирала города, отдельные семьи или национальности. Война пришла в каждый дом, в каждый сантиметр нашей земли, в каждую семью.

Гитлеровская Германия (и в целом вся оккупированная ею Европа) развязала войну против нашей страны внезапно, без объявления войны. Этой внезапностью Гитлер хотел быстро одержать победу и покорить мою страну. Но он не учел одну особенность и удивительную черту характера жителей моей страны.

II. «Это те, кто в штыки поднимался, как один»

«В сорок первом, в сорок памятном году прокричали репродукторы беду…»

Да, мы сейчас живем в мирное время, но что мы знаем об этом войне? Что мои сверстники знают об истории своей семьи, семьи друзей или просто соседей? Кто были эти люди, которые ценой своих жизней , защитили мою Родину? Разве мы имеем право забыть ужасы этой войны?

Для того чтобы найти ответы на эти вопрос, я провела опрос среди учеников моей гимназии и вот, что я выявила:

(в опросе принимали участие - 80 человек ученики 2-3 классов)

  • 5% не знают, в каком году началась Великая Отечественная война
  • 60% думают, что в основном только русские защищали нашу Родину
  • 40% не знают фамилии земляков, сражавшихся против фашистских оккупантов.
  • 5% не подозревают, что сплоченность всех народов, была одним из источников Победы

Учитывая результаты опроса, я обратилась в музей МБОУ гимназии №4, где нашла интересные архивные материалы, провела ряд встреч, которые позволили расширить знания о Великой Отечественной войне.

«В сорок первом, в сорок памятном году
Прокричали репродукторы беду…»

Началась Великая Отечественная война. Гитлер рассчитывал, что наша страна развалится как «карточный домик», но советский народ наоборот сплотился. В рядах Красной армии сражались посланцы всех народов СССР. Были созданы десятки национальных дивизий и бригад из числа народов Поволжья и Северного Кавказа, Крайнего Севера и Сибири, Закавказья и Средней Азии.

Среди защитников Брестской крепости, первыми принявших удар врага, были представители 30 национальностей.

Все города нашей страны очень быстро перестроили свою жизнь на военный лад. Уже в первые дни войны в Пятигорске был создан комитет обороны, действия которого распространялись на всю территорию Кавминвод.

Главным вкладом жителей Кавминвод в победу над врагом было возвращение в строй раненых солдат и офицеров. В первые недели войны на базе всех санаториев, а также в гостиницах и школах города, было развернуто более шестидесяти эвакогоспиталей.

Ежедневно сотни мужчин и женщин разных национальностей отправлялись на железнодорожный вокзал, чтобы ехать на фронт. Одних призывали выполнить свой воинский долг повестки в военкомат, другие - и таких было очень много - шли защищать Родину добровольно.

В первые дни войны ушел на передовую наш земляк, армянин по национальности Лалаев Ишхан Хосрович, 1916 г. рождения.

Лалаев Ишхан Хосрович, 1916 г. рождения

Вот какие воспоминания Ишхана Хосровича о днях войны я нашла в нашем школьном музее:

«В июне 1941 года меня послали в г. Краснодар, в кавказскую дивизию, которой командовал генерал-лейтенант Книга. Нас отправили под Перекоп, в 151 кавказский полк, тут я впервые и встретился с немецкими фашистами. Враг был сильным, и нам пришлось отступать до г. Керчь. Мы копили злобу и ждали момента, когда сможем отмстить за каждую пядь нашей земли. Воевали в Краснодарском крае, а потом нас перебросили на Ставрополье. В 1943 году в Камыш-Буруне меня ранили. Через несколько месяцев вернулся на фронт, участвовал в ожесточенных боях за украинские города, вместе со своими товарищами по эскадрону дошёл до Будапешта. Бои были трудные, кровопролитные, но мы сплотились и этой сплоченной многонациональной силой одержали Победу. 9 мая я встретил в г.Дрездене.»

В музее гимназии есть информация о семье ветеранов Цуциевых.

Цуциев Сергей Ефстафьевич 1917 года рождения, осетин, уроженец с. К.Хетагурова Ставропольского края, место призыва Микоян-Шахарский ГВК, Карачаевская АО.

Принял первый бой в 1941 году в подмосковных лесах, командуя эскадроном. Принимал участие в битвах за Сталинград, Буг, освобождал Чехословакию и Венгрию. Имеет множество наград, среди них - Орден Александра Невского.

На портале фронтовиков http://www.pobeda1945.su/frontovik/50069 есть неполная информация о нашем земляке.

В ходе моего исследования я выяснила, что Сергей Ефстафьевич не одинокий человек, как указано на сайте. Весной 1944 года Цуциев С.В. встретил санинструктора Евдокию Игнатьевну и счастливо прожил с ней всю жизнь.

Одним из тех, кто ценой неимоверных усилий приближал Победу, был мой родственник - Мута Хажисмелович Налоев. Дедушка Мута, как называли мы его все в семье.

Мута Хажисмелович Налоев с ветеранами

Ему, как и миллионам советских солдат, не было и восемнадцати, когда он был призван в ряды Красной Армии. Сразу был зачислен в состав 984-го стрелкового полка 37-й армии, в составе которой принял боевое крещение в ожесточённых боях на Южном фронте. Дедушка Мута был миномётчиком, уничтожал врага, когда тот прорывался вглубь обороны. Дедушка вспоминал, как они оборудовали несколько огневых позиций на тот случай, если враг окажется не там, где его более всего ожидают. Вспоминал как смекалка и храбрость помогала метр за метром, село за селом, город за городом забирать у фашистов захваченные территории.

За боевые и трудовые заслуги перед Родиной Мута Хажисмелович награждён орденом Отечественной войны II степени.

Собирая материалы для моего исследованию, я узнала, что семью моего учителя, руководителя данного исследования (Мамедовой Виктории Александровны) война тоже не обошла стороной.

В сентябре 1944 года ее дедушка - Артемков Василий Тимофеевич, белорус по национальности, пропал без вести.

В электронном банке данных «Мемориал»* есть информация о Василии Тимофеевиче Артемкове.

_____________

* «Мемориал» - обобщенный банк данных «Мемориал» - банк данных о защитниках Отечества, погибших, умерших и пропавших без вести в период Великой Отечественной войны и послевоенный период

Работая над исследованием, мне посчастливилось познакомиться с Мордвинковой Людмилой Дмитриевной.

Именно Людмила Дмитриевна являлась той девушкой, которая 8 и 9 мая победного 1945 года передала по рации в павшем Берлине короткую радиограмму на весь мир: «Берлин пал, фашистская Германия капитулировала».

Несмотря на преклонный возраст, на момент встречи Людмиле Дмитриевне был 98-й год, она интересно делилась воспоминаниями о годах Великой Отечественной войны.

В 1941 году русская девушка, которая занималась гимнастикой, Людмила Дмитриевна добровольцем ушла на фронт, была назначена начальником радиостанции в Первой Воздушной армии, где устанавливала связь с военными самолетами, передавала приказы и принимала донесения. Будучи хрупкой девушкой, Людмила изучала стрельбу из пистолета и миномета. Людмила Дмитриевна сражалась на Втором Белорусском фронте, участвовала во взятии крепости Осовец. Людмила Дмитриевна была награждена медалями «За отвагу», «За взятие Берлина», «За победу над Германией».

2) «Вставай страна огромная, вставай на смертный бой»

Это действительно была священная война. Гитлер, немецкий Генштаб, немецко-фашистские вооруженные силы ставили своей целью не только сокрушить Советский Союз, но сокрушить российскую цивилизацию, уничтожить русский, кабардинский, украинский, белорусский и другие народы, стереть с памяти истории человечества всю историю русского народа. Но это не удалось!!!

Дух советских людей оказался совершенно неожиданным фактором в этой войне для немецких захватчиков. Это подтверждают свидетельства ветеранов Великой Отечественной войны, архивные документы, фильмы и, конечно, память народная. Сплоченность советского народа сорвала планы гитлеровцев расправиться с нашей страной за пять месяцев.
Среди 11 тысяч героев СССР (в годы войны) были представители почти всех народов нашей страны.

Мое исследование подтверждает, что дружба народов стала одним из источников нашей Победы.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод: воинский дух, дух советского народа, дух всех, кто трудился в тылу под девизом «Всё для фронта, всё для победы!» – все это есть Дух сражающейся против немецко-фашистской орды Советской цивилизации, которого не знала ни одна из стран, сражавшихся против фашистской Германии.

Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой и сколько бы не прошло времени с тех пор, в памяти людей, в их сердцах будет жить и не загладится никогда та точка отсчёта лет, месяцев, дней и часов бессмертия, подвига, несгибаемого мужества и героизма наших людей.

IV. Заключение

Великая Отечественная война - один из самых трагических периодов нашей страны. Для меня и моих сверстников - это далёкое прошлое, а для людей, её переживших, - годы тяжелых испытаний. Победа, так необходимая моей Родине и всему миру, досталась дорогой ценой.

Я хочу, чтобы каждый подросток и взрослый, задумался, пропустил через свое сознание и помнил, какой ценной завоевана свобода и независимость нашей страны. Мы, молодое поколение обязаны уважать и чтить память наших земляков - участников Великой Отечественной войны. Ведь именно им мы обязаны своей жизнью.

Своими выводами, сделанными в ходе исследования, я поделилась с одноклассниками и учениками МБОУ гимназии №4,подготовила и провела классный час на тему «Война. Победа. Память», рассказала и показала материалы, которые нашла в ходе данного исследования.

Наш класс посетил Музей Поста №1 г.Пятигорска, приняли участие в беседе с ветеранами Великой Отечественной войны.

Подводя итоги вышесказанного, я провела опрос повторно (в опросе принимали участие - 80 человек ученики 2-3 классов)

Опрос выявил:

  • 1% не знают, в каком году началась Великая Отечественная война;
  • 0% думают, что в основном только русские защищали нашу Родину;
  • 19% не знают фамилии земляков, сражавшихся против фашистских оккупантов;
  • 80% поддерживают выводы моего исследования, что сплоченность всех народов, была одним из источников Победы.

Следовательно, моя работа принесла результаты, но я не хочу останавливаться только написанием исследования. На мой взгляд было бы полезно и интересно продолжить и изучить документы, хранящиеся в Краеведческом музее г.Пятигорска, посмотреть документальные кинохроники, архивы, снять видеоролики.

Очень надеюсь, что мой руководитель исследования Мамедова Виктория Александровна и дальше окажет помощь и поддержку в нахождении нужной информации.

Работа над исследованием дала мне понять, что дружба между народами, сплоченность творит чудеса и помогает выжить в самые тяжелые моменты жизни. Мы будем свято чтить память тех, кто подарил нам мирную жизнь, пусть их судьбы, их подвиг и мужество, станут достойным примером для последующих поколений

Список использованной литературы и интернет-ресурсы

1. Великая Отечественная война в лирике и прозе. В 2 т. – М., 2002.

2. Румянцев А.Г. За светом и надеждой [Вступ. ст.] // Венок Вампилову. – Иркутск, 1997.

3. Межиров А.П. «Кавказ помнит» (1965).

4. Радкевич В.И. Под звездами: Лирика. Сборник. Пермь,1964.

5. Авторский коллектив «Кавказские Минеральные Воды. К двухсотлетию 1903-2003 г», 2003.

6. http://www.a-z.ru/women_cd2/4/index.htm – дети в период ВОВ.

7. http://www.world-war.ru/cat_index_130.html – Непридуманные рассказы о войне. Дети на войне.

8. http://www.schans.ru/forum/13

9. http://patriotrus.ru/society/deti-vojnyi-kotoryix-net.

10. https://obd-memorial.ru/html/