Слайд 1
Не секрет, что период начальной школы - это время интенсивного интеллектуального развития ребенка, становления его учебной деятельности. И от условий образовательной среды напрямую зависят дальнейшее успешное образование и профессиональная деятельность во взрослой жизни.
Одна из задач педагогического сообщества сегодня - увидеть, спрогнозировать и помочь каждому ребенку реализовать свой образовательный сценарий, свой путь плодотворного развития. Ведь любая московская семья имеет свои образовательные приоритеты, в том числе в вопросах выбора эффективной траектории развития своих детей.
Слайд 2
Среди образовательных проектов школ столицы успешно реализуется проект «Эффективная начальная школа». Он позволяет детям освоить программу начального образования за три года, используя индивидуальный учебный план и учитывая персональные образовательные маршруты младших школьников.
Уже в группах детского сада ребенок проявляет свои особенности, уникальность, потребности и возможности. Есть ребята, которые активно двигаются вперед и имеют свой темп познавательного развития. Такие дети испытывают потребность в ином количестве и качестве информации, и нужно искать новые подходы и форматы для реализации их жизненных целей и планов.
Слайд 3
Известно, что при поступлении в 1 класс не проводится никакого тестирования – в 1 класс записывают всех ребят. Но этот класс особый. Не каждый ребёнок способен освоить курс начального общего образования в ускоренном режиме, поэтому в мае на основании письменных заявлений родителей прошла независимая педагогическая диагностика, на основании которой и были зачислены обучающиеся.
Слайд 4
Родителям этот проект показался не только очень интересным, но и соответствующим их главной цели - получению качественного образования. К слову, о последнем - родители таких детей сами являются активными: много занимались с детьми перед поступлением в школу, водили в кружки и секции, вместе читали и обсуждали прочитанное. Они задали темп развития и обучения своим детям, который школа дальше подхватила. Качественная подготовка к школе в дошкольном учреждении и индивидуальная подготовка дома - вот основа успешного «интенсива» в начальной школе.
Слайд 5
Важным является и психолого-физиологическая готовность ребенка к ускоренному обучению (обязательное достижение ребенком 7-летнего возраста на 1 сентября, основная группа здоровья, высокий уровень мотивационной готовности будущего первоклассника).
Слайд 6
Познакомимся с учебным планом класса ЭНШ. Для сравнения внизу даны часы обычного класса. Мы видим, что уже с первого класса увеличивается количество часов. За счёт чего? Во-первых, это 2 часа английского языка. Все мы знаем, что в нашей школе изучение иностранного начинается со 2 класса. А у данных ребят 2 класс начнётся со 2 полугодия. Чтобы не перенагружать детей ещё больше, уроки иностранного языка начались с сентября, как и во 2 классах. Во-вторых, это дополнительный урок математики. В начальной школе математика 4 раза в неделю. Где взять дополнительный час? Пришлось пожертвовать третьим уроком физ-ры, который перенесли во внеурочную деятельность – это обязательный час для посещения.
Слайд 7
Необходимо отметить о большой методической подготовке. НШ работает по УМК «Школа России». И новому классу тоже предстояло работать по данному комплекту. Сложность состояла в том, что за один год надо было изучить учебники по всем предметам за 2 года. Необходимо было продумать, за счёт чего можно сэкономить, какие темы объединить, а что никак нельзя сокращать в изучении тем. У нас сложилась рабочая группа, которая старалась решить возникающие проблемы.
Слайд 8
Познакомимся с основными этапами ЭНШ:
1 полугодие – 1 класс:
- 1 триместр – уроки по 35 мин.
- День Знаний
- Посвящение в первоклассники
- Спасибо тебе, Азбука!
- 2 триместр – уроки по 45 мин.
- декабрь - независимая диагностика по предметам за 1 кл., МЦКО
2 полугодие – 2 класс:
- Праздник первой отметки
- Выставление первых итоговых отметок за 2 триместр.
- 3 триместр
- апрель - независимая диагностика по предметам за 2 кл., МЦКО
Ускоренное обучение сопровождается независимой диагностикой образовательных результатов, проводимой ГАОУ ДПО Московский центр качества образования Департамента образования города Москвы.
Сроки диагностик – декабрь / апрель.
Промежуточная аттестация результатов ускоренного обучения по образовательной программе начального общего образования проводится с учетом полного объема результатов, утвержденных в образовательной программе начального общего образования на основании Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Может показаться, что это то же, что было десятки лет назад, когда многие из нас учились по программе 1-3. Однако «Эффективная начальная школа» - это единство дошкольного и начального уровней образования, слияние и проникновение одного уровня в другой, преемственность не на словах, а на деле. Это тесный контакт учителей и воспитателей, а также индивидуальный маршрут для каждого обучающегося. «Эффективная начальная школа» - это не хорошо забытое старое, а новый взгляд на систему дошкольного и начального общего образования. Работать педагогам в проекте становится интереснее, а результативность обучения - выше!