Урок по окружающему миру "Водные богатства". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2

Ключевые слова: окружающий мир, водные богатства


Класс: 2.

Предмет: окружающий мир.

Основные технологические приёмы: поиск ответов на вопросы, кластер, ответы на вопросы, работа в группах, организация «точки удивления».

Цель учебного занятия: познакомить с разнообразием водоёмов планеты; океанами, морями, озёрами, реками, каналами, прудами, водохранилищами; рассказать о богатстве водоёмов.

Планируемые результаты

Предметные результаты:

  • Формирование умения различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию.
  • Формировать понятия значимости рек в жизни.
  • Формирование умения работать в паре с графической информацией: формулировать выводы из изученного материала, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания; осуществлять оценку и самооценку.

Метапредметные результаты:

Регулятивные.

  • Осознавать задачу, принимать её; стремление к успешному её решению.
  • Планировать свои действия.
  • Контролировать и оценивать свою работу.

Коммуникативные.

  • Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, высказывать свою точку зрения.
  • Оказывать взаимопомощь, взаимоконтроль.

Познавательные.

  • Осуществлять поиск необходимой информации в учебнике.

Личностные.

  • Формирование положительных отношений к учению.

Оборудование:

  • Учебник: А.А.Плешаков «Мир вокруг нас», 2 класс, часть 2, М.,Просвещение, 2018 г.
  • А.А.Плешаков Окружающий мир. Рабочая тетрадь,2 класс, часть 2, М., Просвещение, 2019 г.
  • Глобус.
  • Мультимедийный проектор, РС.

Этапы учебной ситуации

Постановка учебной задачи

Сундук.

- Угадайте, что здесь может быть? Здесь самое ценное для человека (предложения детей)

- Без этого он не сможет прожить и несколько дней (Вода)

- Правильно, здесь вода. (отрывок видеоурока о запасах морской и пресной воды на планете Земля)

- Посмотрите на глобус. Какие цвета вы видите на нём? (Синий, коричневый, жёлтый, зелёный)

- Оттенков какого цвета больше всего? Почему? (Синего. Синий цвет обозначает водоёмы). (Продолжение просмотра видеоурока о запасах морской и пресной воды на планете Земля - вода занимает 70% поверхности земного шара, а суша — только 30%)

- А что такое вода? (это водоёмы).

(Составление кластера «Вода»)

Кластер

Вода

Океан море река ручей родник озеро болото канал водохранилище пруд

(те, которые не назовут, загадываем загадки)

Загадки о водоёмах:

1.

Кругом вода, а с питьём беда (море)

2.

Течет, течет - не вытечет
Бежит, бежит - не выбежит (река)

3.

Он могучий и огромный,
Много в нём морей глубоких.
Глубже и огромней лужи
На земле не обнаружить.
Состоит он из морей.
Ну, давай, ответь скорей.
Это – не воды стакан,
А, огромный ... . (океан)

4.

Он без рук, он без ног
Из земли пробиться смог.
Нас он летом в самый зной
Ледяной поит водой. (Родник)

5.

Посреди поля
Лежит зеркало:
Стекло голубое,
Рама зелёная. (Озеро)

6.

Сверху ряска,
А наступить – вязко.
Не пройдёшь, не проплывёшь –
Обойдёшь сторонкой.
И водицы не попьёшь
С синеватой плёнкой. (Болото)

- Итак, болото, море, река, океан, родник как можно назвать их одним словом? Какие это водоёмы? (естественные)

- Какие еще бывают водоёмы? (создал человек - искусственные)

- На какие 2 группы можно разделить водоёмы?

- Какие водоёмы относятся к искусственным?

- А это мы узнаем, работая по группам.

Работа по группам

Ребятам каждой группы даётся текст с искусственным водоёмом (водохранилище, пруд, канал). Они работают с ним, потом рассказывают по плану (1.Название. 2.Для чего человек создал)

Рассказы детей

Подведение итога. На слайде текст, с пропущенными словами. Надо вставить.

Когда-то здесь был овраг, по дну которого протекал ручей. Люди построили запруду. И на этом месте появился _____________. Теперь в нем разводят рыбу и водоплавающую птицу. А еще небольшие их делают для украшения сада или участка около домов, с небольшими фонтанчиками, водопадами и украшают их водяными растениями.

Между двумя реками люди прорыли углубление (длинную яму) и пустили по нему воду. Так появился _____________. Теперь из одной реки можно проплыть на теплоходе в другую, сократив путь и использовать воду для полива полей.

Люди перегородили реку большой плотиной в том месте, где были высокие берега. Получилась большая и глубокая яма, которая постепенно заполнилась водой. Так появилось ___________, воду из которого люди используют для нужд народного хозяйства (например, пустили ее по трубам домов большого города, чтобы в каждой квартире была вода).

- А какие водоёмы Новосибирской области вы знаете? (ответы детей)

- Посмотрите, сколько различных водоёмов. Но среди такого огромного количества воды человек беспокоится о её нехватке! Воды одного только Тихого океана хватит для нужд человечества на многие годы! Почему человек обеспокоен?

(Дети могут возразить, что в океанах и морях вода солёная, для нужд человека она не пригодна. Человеку необходима пресная вода.)

- А как вы понимаете пословицу: «Не всякая водица для питья годится» (предположения детей)

- Воды на Земле одновременно и много, и мало. Её много в морях и океанах, но морская вода не пригодна для питья. В морской воде содержится 35г соли на стакан воды. Это примерно с размер спичечного коробка. Кроме соли, в такой воде растворён йод и различные примеси.

Проведение опыта (сможем ли мы пить морскую воду: от каждой группы по одному человеку. Чистая вода и солёная вода, приближенная к морской)

- А на сколько её мало на Земле, давайте узнаем (видеоурок. Продолжение. 3%)

- Всякая пресная вода безопасна для здоровья человека? И почему мы перешли на употребление бутилированной воды?

- Расскажите, каким образом человек, не задумываясь, загрязняет воды рек и озёр, морей и океанов. (Сточные воды сливаются чаще всего даже без предварительной очистки, разбрасывают мусор) А вы знаете что наша река Обь занимает второе место по степени загрязнённости в России.

- Самое удивительное, что очистить человеческие отходы не составляет труда - есть прекрасные технологии для этого. Но утилизация стоит денег! Поэтому, скажем, не слишком богатые страны считают строительство заводов по переработке отходов непозволительной роскошью.

- А какой ваш личный вклад может быть в охрану водоёмов? (Не разбрасывать мусор в воде и по берегам водоёмов, закрывать крепче кран)

- А что значит вода для всего живого, для вас?

- Какое бы животное или растение мы не взяли, в него входит вода. (слайд)

Вода не только поит, но ещё и кормит – по морям и океанам днём и ночью плывут тысячи рыболовных судов. Вода моет всех людей, города, машины, дороги. Без воды не замесить тесто, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу, ни ткань для одежды, ни резину, ни металл, ни конфеты, ни лекарств – ничего не сделать без воды.

Наша страна богата водными ресурсами и занимает 2 место в мире по запасам пресной воды. Но эти ресурсы распределяются неравномерно, там, где 80% населения сосредоточено лишь 8% пресной воды.

- Как мы теряем воду? (Когда чистим зубы, мы понапрасну теряем 10 литров воды(ведро), а можно воду набрать в стакан; а когда мы принимаем душ вместо ванны, мы экономим 100 литров воды).

Выражения, связанные с водой

- В русском языке много образованных выражений, связанных с водой. Например, “как в воду кануть” – бесследно исчезнуть;”как в воду опущенный”- имеющий унылый вид и т.д. Соедините выражения со значениями.

1. Хранить молчание (Набрать в рот воды).

2. Это ещё как сказать, неизвестно, каков будет исход. (Вилами по воде писано)

3. Угадал, правильно предсказал (Как в воду глядел)

4. Сбивать с толку окружающих, умышленно вносить неразбериху в какой-либо вопрос. (Воду мутить)

5. О полном сходстве. (Как две капли воды)

6. Ничем не проймёшь, все нипочём. (Как с гуся воды)

7. Дальний родственник. (Седьмая вода на киселе)

8. Много лишнего, ненужного. (Много воды)

9. Жить впроголодь, бедствовать. (Сидеть на хлебе и воде.)

10. Много времени пришло. (Много воды утекло)

Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Наш урок подошёл к концу. Так в чём же богатство воды и в чём её ценность? (Нужно бережно относиться к водоёмам. Не загрязнять их. Чистой воды на Земле осталось очень мало. Человек несколько дней может прожить без еды, но без воды не обойдется.)

Чтение подготовленным учеником стихотворения «Берегите воду»

Вода — это то, что всем жизнь нам дает.
Что силы и бодрости нам придает.
Кристально чиста или очень грязна.
В любом состоянье полезна она.
Где водится грязь, там лягушки живут.
Для них лишь в болоте покой и уют.
Для нас же вода должна чистою быть,
Что б мы не боялись и мыться, и пить.
Не менее, впрочем, полезна вода
Которая в виде замерзшего льда.
Она охлаждает, морозит, бодрит.
И в зной нам прохладу и радость дарит.
Давайте же воду все будем беречь.
От трат неразумных ее все стеречь.
Иначе закончиться может вода,
И жизнь на планете затихнет тогда.

Тайна воды.

- А вы знаете, что у воды есть тайна?

Учёные много лет изучают воду, но ещё и не узнали о ней и половины. Не так давно доказано, что вода обладает памятью, она может понимать то, как к ней относится человек. Поэтому с ней можно разговаривать. Утром, когда вы умываетесь, можно говорить следующие слова:

Водичка, водичка,
Умой моё личико.
Чтобы щёчки краснели,
Чтобы глазки блестели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

И вы будете всегда красивыми, здоровыми и бодрыми.

Домашнее задание

Какие экологические проблемы выражены знаками. Сформулируйте. Меры охраны природы, которые помогут решению проблем.