Цель:
- содействовать развитию гуманных отношений между юношами и девушками;
- способствовать воспитанию нравственных и патриотических качеств у учащихся;
- побуждать учащихся к самопожертвованию.
Ход классного часа
1. На фоне музыки учащиеся читают «Балладу о любви» В.Высоцкого.
Когда вода Всемирного потопа
– Вернулась вновь в границы берегов,
Из пены уходящего потока
На сушу тихо выбралась Любовь -
И растворились в воздухе до срока,
А сроку было – сорок сороков …
И чудаки – еще такие есть -
Вдыхают полной грудью эту смесь,
И ни наград не ждут, ни наказанья, -
И думая, что это просто так,
Они внезапно попадают в такт
Такого же – неровного дыханья,
И много будет странствий и скитаний -
Страна любви – великая страна!
И с рыцарей своих – для испытаний -
Все строже станет спрашивать она:
Потребует разлук и расстояний,
Лишит покоя, отдыха и сна ….
Но вспять безумцев не поворотить –
Они уже согласны заплатить
Любой ценой – и жизнью бы рискнули,
Чтобы не дать порвать, чтоб сохранить
Волшебную невидимую нить
Которую меж ними протянули.
Классный руководитель: Что вы представляете, когда слышите слово «любовь»? Попытайтесь дать определение этому понятию (ответы учащихся)
Любовь – интимное и глубокое чувство человека, направленное на другую личность, человеческое сообщество, идею.
Объяснить, что такое любовь, не так-то просто. Одна девочка, например, это сделала так:
Любовь – это такое чувство,
Когда чувствуешь такое чувство,
Такое чувство, которое
Раньше не чувствовал.
2. Нарисуйте «солнышко» любви и по его лучикам перечислите всех, кого вы любите (ответы учащихся).
3. Знаете ли вы высказывания великих людей о любви?
- Детство начинается с любви матери. Это самое святое чувство. Если в твоей душе его нет, значит, когда ты станешь взрослым, не будет у тебя ни любви к другу, ни любви к Родине. Все будет для тебя безразлично, кроме собственного покоя и удобства (Д.Лихачев)
- Невесело на свете жить
Коль сердцу некого любить. (Т.Шевченко)
- В душе померк бы день
И тьма настала б вновь,
Когда бы из нее изгнали мы любовь. (Мольер)
- Нельзя человеку прожить без любви, потому что она сама в нем просыпается и им овладевает. Нам не дано произвольно распоряжаться в нашем внутреннем мире, удалять одни душевные силы, заменять их другими и насаждать новые, нам не свойственные. Можно воспитывать себя, но нельзя сломать себя и построить заново по своему усмотрению. Нет, нам нельзя без любви: она есть великий дар – увидеть лучшее, избрать его и жить им.
(И.Ильин)
- Любовь – неведомая страна, и мы плывем туда каждый на своем корабле, и каждый из нас на своем корабле капитан и ведет корабль своим собственным путем.
(М.Пришвин)
- Способность любить – ощущать, переживать и проявлять любовь – различна у разных людей. Не всем она – любовь – под силу, по плечу. Ведь она включает в себя, кроме всего прочего, и умение заметить, понять, почувствовать состояние любимого, постоянную готовность и стремление разделить с ним радость, облегчить его печаль, горе, взять на себя тяжкую ношу. Способность любить – это способность к самопожертвованию. Разве не ясно, что она разная у разных людей. (В.Зацепин)
- Моя любовь без дна, а доброта -
Как ширь морская.
Чем больше трачу,
Тем становлюсь безбрежней и богаче.
(В.Шекспир)
- Любовь придает благородство даже и тем, которым природа отказала в нем. (В.Шекспир)
Учитель: Любовь облагораживает человека, заставляет совершать подвиги, творить жизнь и самого себя. Да, главным законом человечества, семьи и конкретного человека была и остается любовь. Человек, бережно хранящий, лелеющий и переносящий через всю жизнь и дела свою любовь к окружающему миру, людям и к себе, не совершит зла. Семья, основанная на любви, не впустит в свой дом ненависть. Человечество может сохранить себя только тогда, когда каждый человек поймет и внутренне почувствует, что он может жить только в любви.
Задание 1. Венгерский поэт 19 века Шандор Петефи воскликнул:
Нет слов таких, чтоб выразить сполна,
Что значит мать и что для нас она.
Найдите слова и расскажите о своей маме, о любви к ней. (рассказы детей)
Задание 2. Расскажите о любви родителей.
Любят тебя без особых причин:
За то, что ты внук, за то, что ты сын,
За то, что малыш, за то, растешь
За то, что на маму и папу похож.
В.Берестов (рассказы детей)
Задание 3. Много стихов сложено о любви. Думаю, что вы знаете такие стихи. (дети читают стихи о любви)
Учитель: Что вы больше всего любите в жизни? А что вам не нравится?
Я не люблю
Я не люблю холодного цинизма,
В восторженность не верю и еще -
Когда чужой мои читает письма,
Заглядывая мне через плечо.Я не люблю уверенности сытой, -
Уж лучше пусть откажут тормоза,
Досадно мне, что слово честь забыто
И что в чести наветы за глаза.Я не люблю, когда я трушу,
Досадно мне, когда невинных бьют,
Я не люблю, когда мне лезут в душу,
Тем более, когда в нее плюют.
(В.Высоцкий)
Послушайте высказывания известных людей:
- «Любимые вещи в мире: музыка, природа, стихи» (М.Цветаева)
- «Страстно люблю русского человека, русскую речь, русский склад ума, русскую красоту лиц, русские обычаи» (П.И.Чайковский)
- «Люблю свет, люблю истину, люблю добро и красоту как самые лучшие дары нашей жизни» (И.Репин)
Звучит песня «С чего начинается Родина?»
Учитель: Что для вас означает слово «Родина».
- Страна, в которой человек родился и гражданином которой является.
- Это вся наша необъятная страна, в которой леса и поля, моря и реки, города и села.
- Наша Родина – это родина Пушкина и Лермонтова, Королева и Циолковского.
У каждого человека есть своя малая родина – край, где он родился и где все кажется ему особенным, родным. Может быть, чужому человеку покажется все здесь обыкновенным и простым, но твоему сердцу должна быть дорога каждая мелочь.
Родного неба милый свет,
Знакомые потоки,
Златые игры первых лет
И первых лет уроки,
Что вашу прелесть заменит?
- О, Родина святая,
Какое сердце не дрожит,
Тебя благословляя? ….
Родина не вокруг тебя, она внутри тебя, в твоем сердце, в твоих мыслях, душе и памяти. Она – часть тебя, а ты – часть ее. Это твоя любовь к стране, в которой ты живешь, к месту, в котором тв родился, к подушке, на которой спал в детстве, к твоей первой игрушке, к тропинкам в лесу, по которым ты гулял, к играм, в которые играл со своими друзьями, к рассвету, который ты видел ранним утром, к людям, которые тебя окружают; это – ветка, с которой ты упал и набил себе шишек, это – твои обиды, радости, горести, счастье, смех и слезы, это все твои чувства и переживания и это, конечно же, твоя мама, мамочка, мамуля, это – все, что внутри тебя, в твоей душе.
Ребята, а с чем у вас ассоциируется слово «Родина»? (ответы детей)
Хлеб, которым человек кормится, земля, на которой человек живет, мама, которая дала жизнь - без этого человеку просто невозможно жить. О Родине много стихов и песен сложено.
Есть у России березоньки белые,
Кедры, забывшие, сколько им лет.
Годы, от вечных ветров поседелые,
Реки, которым названия нет.
Есть соловьиные песни бессвязные,
Зори полей и огни городов,
Есть у России сердца безотказные,
Мудрые руки ее мастеров.
Солнышко глянет иль вьюга завьюжится -
Слушай просторы и вольно дыши.
Есть у России солдатское мужество,
Вечный огонь материнской души!
На русской земле много совершено подвигов, совершаются они и сейчас. И все во имя Родины, во имя людей, которые на ней живут. Весомо чувство Родины…. Как сказал один поэт:
«Трудно определить, когда оно рождается у каждого. Очевидно, с начальными познаниями жизни. С первых шагов тянемся мы к родному порогу, за которым открывается пусть небольшой, но уже волнующий сердце мир: и уходящая в поле дорожка, и таинственный темно-зеленый лес, и неумолчная, переливающаяся серебром луговая речушка. Да не только эти и более широкие просторы становятся для нас навечно родными, но и кучерявая березка у хаты и простой камень, потертый осями телег, при повороте во двор …»
Вот такая Родина у поэта, у каждого из нас она другая, но чувство у всех одно – чувство, что ты здесь родился, чувство гордости и любви, чувство патриотизма, как мы его называем.
Люди, которые уезжают жить за границу, всю жизнь испытывают чувство грусти и печали по родным краям. Многие, даже зная, что им грозит смерть, возвращались назад. Ведь даже умирать легче в родном месте. Родина жизнь облегчает, душу нашу лечит. Даже птицы не могут навсегда оставить родные просторы ради теплых, но чужих стран. Они летят через моря и пустыни, выбиваются из сил, чтобы хоть ненадолго вернуться к своим полям и лесам. Человеку сил на все хватит, если дело делается ради своей Родины.
Когда на меня навалилась беда
И шел я по отчему краю,
«Отдай свою боль мне», сказала вода,
По горному склону стекая,
Сказала мне высь:
«Обернись к небесам,
И в сердце растает тревога».
«Спокойно иди, я тебя не предам», -
Тихонько шуршала дорога.
«Взгляни на мои голубые снега», -
Чуть слышно гора мне шептала.
«Приляг на траву», - поманили луга.
Прилег я, и легче мне стало.И стало все просто, и понял я вдруг -
Иного не надо мне края,
А только б дорога да речка, да луг,
Да неба родимого края.
Живет на земле счастье. Оно большое и разное. Высокое счастье – увидев звезды, вернуться к родному порогу, обнять отца с матерью, посидеть с друзьями, послушать, как поют птицы, как шепчут березы родной земли. Ребята, берегите это большое счастье.
Хлеб, которым кормится человек, земля, на которой он живет, мать, которая дала жизнь… Без этого человеку жить невозможно. Среди самого заветного есть у человека Родина.
Родина – это и земля, город или деревня, в которой ты родился и живешь, друзья и соседи твои. Это мать и отец твои, поэтому Родину еще Отчизной, Отечеством называют, как дом родной – отчим домом. Когда произносишь слово «родина», то чаще всего вспоминаешь что-то из детства. Мы все родом из детства. У каждого есть большая родня – это наши предки, которые создали, защищали наше Отечество, нашу Родину, имя которой – Россия!
Ученица:
Россия, я твоя росинка,
Песчинка малая твоя,
когда метель – то я снежинка,
в ручье – я капелька ручья.
Из этих капелек – росинок
большие реки потекли,
и если б не было песчинок,
тогда бы не было земли.
Мы возвратили герб старинный,
Россия, в нем твои черты:
И красный – столько красоты!
В нем белизна твоих буранов
и синева твоих озер,
твои надежды, муки, раны
и вечный огневой задор.
Россия – тройка, песня, птица,
страна с особенной судьбой,
должна Россия возродиться
и возродимся мы с тобой.
Ученик: У каждого народа своя история. Наша история древняя, богатая событиями. Страна особенная и история у нее особенная. Родина! Что это значит?
Это цветы, что растут в нашем крае.
Это река, что в горах наших скачет.
Это заря, что горит, не сгорая…
Родина – это глаза твоей мамы,
Полные слез или в искорках смеха.
Родина – это закат над полями,
Гор наших милых звонкое эхо.
Родина – слова не знаю чудесней,
В нем – наши сказки и славные были,
Дедов далекие грустные песни.
Те, что и мы до сих пор не забыли.
Родина – это земля у порога,
Где ты впервые узнал свое имя.
Родина – это большая дорога,
Та, по которой пойдешь ты с другом.
Любовь… Самое важное слово! Такое же важное, как сама жизнь! Без любви нет жизни, без жизни нет любви.
Любовь – это труд, труд души и сердца. Очень хочется, чтобы ваших сердец никогда не коснулась волшебная палочка Снежной королевы, чтобы вы не превратили себя в холодных Каев, неспособных любить и быть любимыми. Ваш приход в этот мир освещен любовью, любовью ваших родителей, бабушек и дедушек, родных и близких людей. Впереди – большая жизнь. В ней будут горести и радости, победы и поражения, болезни и страдания, смешное и горькое, пережить и преодолеть которые возможно только любя и будучи любимым. Именно любовь дает силы жить и преодолевать трудности, бороться и побеждать, надеяться и верить.
Всякая жизнь имеет и свое окончание. Любящий человек остается в сердцах родных и близких, друзей навсегда. Он оставляет след в их душах своей жизнью, своим отношением к людям, своими делами и поступками, освещенными светом любви. И пока живут люди, знавшие его, он живет на земле. А вместе с ним живет любовь, любовь, которой жил он сам и которую зажег в других людях.
Пусть любовь не обходит ваши дома, пусть она живет в ваших сердцах, пусть любовь прорастет в ваших душах добротой и сердечностью к родным и близким людям, друзьям, взрослым и детям, стране и человечеству! Пусть на земле торжествует Любовь!
Не было б любви, не смог бы день родиться,
Не было б любви, не пели б в рощах птицы,
Не было б любви, не знали б встречи люди
В сумраке аллей
Если б на земле не было любви.