Путешествие в математическую страну к замку королевы Математики

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Учение с увлечением, или Как полюбить математику?»

Класс: д/с

Ключевые слова: математические навыки, математические представления


Цель: закреплять элементарные математические представления в игровой форме.

Задачи:

  • Закреплять счет до 10 и обратно;
  • Знание геометрических фигур;
  • Развивать навыки работы в команде;
  • Воспитывать интерес к математическим занятиям;
  • Развивать внимание, логическое мышление и речь.

Методические приемы:

  • успокаивающие упражнения перед занятием;
  • наглядные приёмы (использование иллюстраций);
  • игровые приемы (мяч);
  • словесные приёмы (напоминание, вопросы, индивидуальные ответы детей)
  • анализ занятия, поощрение (подарок «Математическая игра – изучаем время»).

Раздаточный материал: подносы с плоскими геометрическими фигурами.

Предварительная работа: дидактические игры: «На какую геометрическую фигуру похож предмет», « Назови число».

Ход непосредственной образовательной деятельности

Воспитатель (организационный момент): Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем, друг друга, посмотрим, друг на друга, друг другу улыбнемся.

Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки (здесь воспитатель может прочитать любое математическое стихотворение).

В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо, раз, два, три.
А теперь пойдем налево, раз, два, три.
В центре круга соберемся, раз, два, три.
И на место все вернемся, раз, два, три.
Улыбнемся, подмигнем,
Заниматься мы начнем!

Молодцы! Присаживайтесь на свои места (дети садятся на стульчики, которые поставлены на ковре полукругом).

Ребята, сегодня утром к нам приходил почтальон и оставил нам письмо от королевы всех наук – Математики.

Послушайте, что она пишет:

Письмо:

Здравствуйте, ребята!

Я, королева Математики, услышала, что Вы знаете числа, геометрические фигуры, любите математические игры. Поэтому, я приготовила для Вас подарок-сюрприз. Но чтобы его получить, Вам необходимо совершить путешествие в мою страну и выполнить задания, которые Вас ждут в этом путешествии.

Если Вы смелые, дружные и уверенные в своих силах, тогда отправляйтесь в путь!

Желаю успеха! Королева Математики.

Ребята, Вы хотите отправиться в путешествие в страну королевы Математики?

Дети: Да!

Воспитатель: Вы смелые?

Дети: Да!

Воспитатель: Вы дружные?

Дети: Да!

Воспитатель: Хорошо! Мы отправимся в путешествие, но сначала необходимо к нему подготовиться.

Сейчас поиграем в игру, которая называется «Знатоки». Я буду задавать Вам вопросы, а Вы должны на них быстро ответить (здесь воспитателю необходимо уточнить у детей, всем ли понятны правила игры, если детям все понятно, то начинаем задавать вопросы).

  1. Какое сейчас время года? (например: зима)
  2. Назови все зимние (весенние, летние, осенние) месяцы
  3. Сейчас какой зимний (весенний, летний, осенний) месяц?
  4. Какой сегодня день недели? (например – четверг)
  5. Если, сегодня четверг, то завтра какой будет день недели?
  6. Сейчас утро или вечер?
  7. Сколько пальцев на одной руке? (пять)
  8. Сколько раз в году бывает день рождение? (один)

Молодцы, ребята! Вижу, Вы готовы к путешествию. Тогда:

«В круг скорее все вставайте, друг другу руки подавайте, закрывайте все глаза и считаем от числа. Начинаем счет по порядку от 1 до 10».

(Дети открывают глаза и на мольберте они видят картину с изображением города «Геометрических фигур», все дома в городе состоят из геометрических фигур).

Воспитатель: Вот мы и попали в математическую страну. Также как и в нашей стране, которая называется Россией, в математической стране есть разные города. И первый город, который нас встречает, называется город «Геометрических фигур». И здесь нас ждут первые задания.

Для выполнения задания, Вам ребята необходимо сесть за столы.

Здесь воспитатель объясняет первое задание.

Первое задание – подбери фигуру

Перед детьми лежат карточки, которые разделены на две полоски. В верхней части изображены предметы (например: тарелка, дверь, флажок, картина, зеркало), а в нижней пустые клеточки. Каждому предмету соответствует своя клеточка. Задача ребенка, подобрать каждому предмету геометрическую фигуру (например: коричневый круг, синий прямоугольник, красный треугольник, зеленый квадрат, желтый овал), на который он похож.

Обязательно спрашиваем готовность ребят к выполнению задания.

Воспитатель: Вы готовы?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда начали. Я по порядку называю предметы, а Вам необходимо подобрать геометрическую фигуру, на которую этот предмет похож.

Тарелка, входная дверь, флажок, картина, зеркало.

После того как все дети выложили фигуры на карточки, воспитатель на доску прикрепляет такую же карточку с изображением предметов. Затем начинаем задавать вопросы:

Воспитатель: Какие геометрические фигуры у Вас получились? Назовите их (дети называют, а воспитатель параллельно выкладывает геометрические фигуры в соответствующие клеточки).

Дети: круг, прямоугольник, треугольник, квадрат, овал (также дети могут называть фигуры вместе с их цветом, например: коричневый круг, синий прямоугольник, красный треугольник, зеленый квадрат, желтый овал).

Воспитатель: Сколько всего геометрических фигур?

Дети: Пять.

Воспитатель: Какая геометрическая фигура первая (здесь можно вразброс спросить – какая пятая, третья, четвертая, вторая)?

Воспитатель: На какую геометрическую фигуру похож флаг?

Молодцы! Справились с этим заданием, теперь отложите карточки на край стола, и перейдем к следующему заданию. 

Второе задание – работа в команде

Воспитатель: Ребята, так как мы оказались в городе, то передвигаться по нему мы будем с помощью различных видов транспорта. Сейчас, мы разделимся на команды и представим, что мы инженеры – конструкторы.

На столах у Вас представлены образцы разных видов транспорта, которые составлены из геометрических фигур (здесь спросить у каждой команды, какой вид транспорта представлен на их  столе). Также, на столах у Вас есть детали в виде геометрических фигур.

Каждая команда будет собирать свой вид транспорта.

Воспитатель: Вам понятно задание?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда приступайте к работе.

После выполнения детьми задания воспитатель предлагает отдохнуть.

Воспитатель: Давайте представим, что мы сели в самолет и полетели в другой город.

ФИЗМИНУТКА

Самолет летит по небу
Крылья, подставляя ветру.
То как птица он парит,
То по воздуху кружит.
А теперь пора спускаться,
На посадку приземляться.
Опустились мы легонько
И садимся потихоньку.

Немного отдохнули и продолжим наше путешествие. Мы оказались с Вами в городе «Чисел» (на мольберте, перед детьми картина с изображение города, жители которого являются числа).

Воспитатель: Здесь нас ждет следующее задание, которое называется «Отгадай математическую загадку» (когда ребята отгадывают загадку, то отгадку – число выкладывают на мольберт по порядку, в итоге у нас получиться числовой ряд).

Спрашиваем детей о готовности выполнять задание и начинаем загадывать математические загадки:

  1. Сколько домишек у ста муравьишек? 1
  2. Сколько котов у двух котов? 2
  3. Сколько свинок у трех свинок? 3
  4. Сколько рогов у двух быков? 4
  5. Сколько животиков у пяти бегемотиков? 5
  6. Если навесной замок вверх поднимет хоботок, то тогда увидим здесь, не замок, а цифру? 6
  7. Сколько всего цветов в радуге? 7
  8. Сколько ног у осьминога? 8
  9. На ветке сидела восемь синичек, к ним прилетела еще одна. Сколько синичек стало на ветке? 9
  10.  Пять пальцев на правой руке, пять пальцев на левой руке, а вместе будет? 10

Воспитатель: Молодцы, ребята, отгадали все загадки. В итоге у нас получился «числовой ряд» от 1 до 10.

Давайте посчитаем (дети считают вслух от 1 до 10 по порядку), затем можно задать вопрос: «Назовите соседей числа 5, числа 8, числа 3».

Продолжаем наше путешествие, снова садимся в наш самолет и летим в другой город (здесь можно предложить детям покружиться вокруг своей оси и пожужжать как моторчик у самолета).

На мольберте появляется картина с изображением города «Математических игр».

Воспитатель: Ребята, посмотрите, мы находимся в городе «Математических игр». Здесь нас ждет игра с мячом. Я буду бросать Вам мяч по очереди, и задавать вопрос, а Вы отвечайте на вопрос и возвращайте мне мяч.

Понятны правила игры?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда, начнем!

  • Слон большой, а мышка….(маленькая)
  • Куст низкий, а дерево….(высокое)
  • Брюки длинные, а шорты….(короткие)
  • Река широкая, а ручей….(узкий)
  • Ствол дерева толстый, а ветки дерева….(тонкие)
  • Огонь горячий, а лед….(холодный)
  • Перо легкое, а камень….(тяжелый)
  • Пол внизу, а потолок…..(вверху)
  • Дедушка старый, а внук….(молодой)
  • Сахар сладкий, а соль…. (соленая)

Воспитатель: Молодцы! Вы все были внимательными. Мы пришли к замку королевы Математики (на мольберте картина с изображением замка и образ самой королевы Математики, внизу на полочке мольберта лежит математическая игра – «изучаем время»).

Воспитатель: Ой! Ребята, посмотрите, а что здесь лежит?

Дети: Игра!

Воспитатель: Да! Это «Математическая игра», подарок от королевы Математики, за то, что Вы, верно, выполнили все ее задания. Скажем ей спасибо!

А нам пора возвращаться домой, в свою страну, в свой детский сад.

«В круг скорее все вставайте, друг другу руки подавайте, закрывайте все глаза и считаем от числа. Начинаем счет в обратном порядке от 10 до 1».

Воспитатель: Вот мы и оказались снова в своей группе, наше путешествие завершилось.

  • Ребята, Вам понравилось путешествие в страну королевы Математики? (ответы детей)
  • В каких городах мы побывали? (ответы детей)
  • Что Вам понравилось больше всего? (ответы детей)
  • Если королева Математики снова позовет нас в свою страну, примем ее приглашение? (ответы детей)