Цель: формирование у школьников готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению
Задачи:
- формирование представления об основах профессионального самоопределения;
- расширение у воспитанников знаний об основах выбора профессии, о мире профессионального труда, актуализация уже имеющихся знаний о профессиях;
- воспитание чувства ответственности при выборе профессии.
Оборудование: презентация PowerPoint, экран, проектор, ручки, листы формата А4, «смайлики» трёх цветов (зелёный, жёлтый, красный).
Ход мероприятия
Учитель: Добрый день, ребята! Устраивайтесь поудобнее и помните, что вы сегодня не только гости, но и активные участники. (Слайд 1)
Тема нашего урока знаний: «Профессии, которые выбирают нас, профессии, которые выбираем мы». (Слайд 2)
Но прежде чем приступить к разговору, давайте познакомимся. (Слайд 3)
Знакомство с участниками через игру «Снежный ком»
Учащиеся называют свое имя и профессию которую они хотели бы выбрать. Например, «Меня зовут Наташа, мечтаю быть телеведущей». Второй участник называет имя первого участника и его названную профессию, и свое имя и профессию. Например, «Наташа – телеведущая, меня зовут Степан, мечтаю быть космонавтом». Следующий участник называет и перового и второго и так далее.
Учитель: Жизнь человека – череда многочисленных выборов. Серьезных, от которых зависит будущее, и повседневных, бытовых. Выбор профессии можно отнести, пожалуй, к самым сложным. От него зависит успех в работе и карьерный рост.
Не далек тот час, когда вы получите аттестаты об образовании. После окончания школы перед каждым из вас встанет проблема – «Кем быть?». Это выбор профессии. Сегодня мы с вами поговорим о том, как важно сделать правильный выбор профессии, какие профессии можете выбрать вы.
Ребята, что же такое, по вашему мнению, профессия? (Ответы детей) (Слайд 4)
Учитель: Слово ПРОФЕССИЯ (лат. professio - от profiteor - объявляю своим делом) означает род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования (определение из Большого энциклопедического словаря).
Во все времена люди по-разному относились к своей работе, к труду, что им приходилось выполнять. Послушайте внимательно легенду. (Слайд 5)
Давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор.
Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются.
Первый ответил:
– Обтесываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!
Второй молвил:
– Я обтесываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам.
А третий сказал с улыбкой:
– Я строю прекрасный собор.
Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос.
Учитель: Как вы думаете, почему?
(ответы учащихся)
В ответах каждого прозвучало их собственное отношение к одной и той же работе: строительству собора. И в наше время не все люди относятся к своей работе добросовестно, получая от труда радость.Следовательно, труд приносит радость и успех тогда, когда он по душе.
Раньше было проще. Отец сам пашет землю и учит пахать своих сыновей. У ремесленника и сыновья будут учиться ремесленному делу. Девочки осваивали исконно женские специальности: выпечку хлеба, шитьё, вязание.
Что же может помочь современному человеку в этом непростом мире профессионального самоопределения, чтобы избранный труд был радость? Разумеется, профессиональная ориентация. Этот термин принадлежит профессору Гарвардского университета Фрэнку Парсону. (Слайд 6) В 1908 году он организовал профбюро по выбору профессии в городе Бостоне. В 20-е годы XX века первые психотехнические лаборатории появились в СССР. Однако в 1936 году профориентационная работа в СССР была прекращена. Возобновилась она лишь в середине XX столетия. В чём же заключается выбор профессии? (Человек анализирует свои, как говорят, внутренние ресурсы, то есть возможности, и затем соотносит их с требованиями профессии, как бы примеряя её на себя).
Учитель: Молодые люди, завершающие школьное образование, выбирают обычно вариант продолжения учёбы получения избранной ими профессии. Но при этом, получая профессиональное образование, многие переживают разочарование в своём выборе. некоторые меняют что-то кардинально, но большинство решают доучиться, а там будет видно. И вот наступает стадия профессиональной адаптации. Появляется новый тип деятельности – профессиональный, который требует реального выполнения своих профессиональных функций. Но далеко не всегда реальная профессиональная жизнь совпадает с мечтами, представлениями и ожиданиями. Наступает кризис, нарушается психологическое благополучие, сделать правильный выбор – это, с одной стороны, суметь в будущем адаптироваться, а с другой – высвободить свои внутренние ресурсы для дальнейшего развития личности. Какие же обстоятельства влияют на выбор будущей профессии современной молодёжью? (Слайд 7)
1) Мнение членов семьи и родственников.
2) Поступление в вуз «за компанию».
3) Советы учителей и психологов.
4) Личные профессиональные планы.
5) Наши умения и способности.
6) Склонность к определённому виду деятельности.
Учитель: При выборе профессии люди часто не учитывают понятия, которые выражаются тремя словами: (Слайд 8)
- хочу;
- могу;
- надо.
Под словом «хочу» мы подразумеваем собственное желание получить эту профессию, но никак не желание других людей.
Когда говорим «могу» мы имеем в виду, во-первых, свои способности, необходимые для выполнения данного вида деятельности, а во-вторых, возможность приобрести данную профессию.
Под словом «надо» подразумевается востребованность данной профессии в обществе.
Учитель: Итак, прежде чем сделать выбор профессии, надо познакомиться со многими их них.
Знакомство с профессиями (Слайд 9)
В нашей стране принято пользоваться классификацией профессора Евгения Александровича Климова. Его классификация делит все профессии на 5 основных типов:
I.Человек-природа. Этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой и неживой природы (ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, механизатор, тракторист). Для них характерен общий предмет труда - животные и растения, почва и воздушная среда - природа.
2. Человек-техника. Это могут быть пилоты, водители, матросы, электромонтёры, слесари и т.д., использующие технические устройства.
3. Человек-человек. Тут для специалиста предметом труда является другой человек, а характерной чертой деятельности - необходимость воздействия на других людей. К такому типу профессий относятся учитель, врач, журналист и продавец.
4. Человек-знаковая система. Люди, выбравшие этот тип профессиональной деятельности, должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор. Это бухгалтеры, учёные, операторы ЭВМ, люди, работающие в лабораториях, научных центрах.
5. Человек-художественный образ. Людей этого типы отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант.
Учитель: Теперь предлагаю вам ответить на вопросы весёлой игры «Правильно-неправильно. Он-она». (Слайд 10)
1. Она - стюардесса, он – стюард. (Да.)
2. Она – актриса, он – актёр. (Да.)
3. Он – пилот, она – пилотка. (Нет, она тоже пилот.)
4. Он – спортсмен, она – спортсменка. (Да.)
5. Он – гимнаст, она – гимнастёрка. (Нет, она – гимнастка.)
6. Он – лифтёр, она – лифтёрша. (Да.)
7. Он – доктор, она – докторша. (Нет, она тоже доктор.)
8. Он – рыбак, она – рыбачка. (Да.)
9. Он – штукатур, она – штукатурка. (Нет, она тоже штукатур.)
10.Она – медсестра, он – медбрат. (Да.)
Учитель: Вы познакомились с классификацией профессий. Сейчас мы выполним задания, связанные с разными видами профессий. Для этого разделитесь на 5 групп.
«Реклама профессии»
(Слайды 11-16)
Командам дается определенная профессия. Их задание – прорекламировать профессию, показать, почему эта профессия востребована, в чем ее плюсы, почему нужно работать по этой профессии. Профессии: СТРОИТЕЛЬ, ВОСПИТАТЕЛЬ, ПОВАР, ВОДИТЕЛЬ, ГЕОЛОГ.
Учитель: Замечательно. Вы познакомились с некоторыми профессиями и попытались рассказать о них. В завершении беседы ответьте на вопросы шуточной профи-викторины. (Слайд 17)
1. Перед кем все люди снимают шапки? (Перед парикмахером.)
2. Кто от дыма питается? (Трубочист.)
3. Кто работает со вкусом? (Дегустаторы. Название этой профессии дословно переводится с латинского как «отведыватель».)
4. Какой водитель смотрит на землю свысока (парит в облаках)? (Пилот, лётчик, космонавт.)
5. Человек, работающий с огоньком, – это… Кто? (Пиротехник.)
6. Мастер «топорной работы» – это... Кто? (Дровосек, лесоруб.)
7. Врач, который видит пациентов насквозь, – это... Кто? (Рентгенолог.)
8. Кто из учёных ворон считает? (Орнитолог, специалист, изучающий птиц и их распространение.)
9. Без какого монтёра может наступить конец света? (Электрик.)
10. Профессионалы, дающие добро – это… Кто? (Таможенники. Дать добро – это дать разрешение, согласие.)
11. «Зверский» доктор – это… Кто? (Ветеринар.)
12. Пещерные люди, кто это? (Спелеологи, профессионально изучающие и исследующие пещеры.)
Рефлексия
Учитель: Наше занятие подходит к завершению. Я думаю, что сегодня вы получили определенный багаж знаний, некоторые сделали выбор или ещё размышляют по поводу определения профессии.
Поэтому каждый из вас определяет на каком этапе пути к выбору профессии вы находитесь и в зависимости от этого выбираете смайлик соответствующего цвета. Покажите их. Я вижу, что кто выбрал: (Слайд 18)
- зеленый цвет – определился с выбором профессии;
- желтый – сомневаюсь;
- красный – не определился с выбором.
Итог занятия
Учитель: Мне хочется пожелать вам, чтобы каждый из вас выбрал себе ту профессию, которая даст вам возможность лучше всего раскрыть свои способности; профессию, к которой у вас лежит душа, в которой вы почувствуете себя полезным людям, и по – настоящему счастливым. А я от всей души желаю вам всего доброго! Всем спасибо. (Слайд 19)
Список использованных источников
1. Кулинич Г.Г. Внеклассные мероприятия: 10-11 классы/ Г.Г.Кулинич. – М.: ВАКО, 2012. – 272 с. – (Мозаика детского отдыха).
2. Педагогическая мастерская «Открытый урок. Первое сентября». Режим доступа http://открытыйурок.рф/статьи/625512/