Сценарий урока знаний для старших школьников «Профессии, которые выбирают нас, профессии, которые выбираем мы»

Разделы: Классное руководство, Конкурс «Презентация к уроку»

Классы: 9, 10, 11

Ключевые слова: профориентация, профессии


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цель: формирование у школьников готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению

Задачи:

  • формирование представления об основах профессионального самоопределения;
  • расширение у воспитанников знаний об основах выбора профессии, о мире профессионального труда, актуализация уже имеющихся знаний о профессиях;
  • воспитание чувства ответственности при выборе профессии.

Оборудование: презентация PowerPoint, экран, проектор, ручки, листы формата А4, «смайлики» трёх цветов (зелёный, жёлтый, красный).

Ход мероприятия

Учитель: Добрый день, ребята! Устраивайтесь поудобнее и помните, что вы сегодня не только гости, но и активные участники. (Слайд 1)

Тема нашего урока знаний: «Профессии, которые выбирают нас, профессии, которые выбираем мы». (Слайд 2)

Но прежде чем приступить к разговору, давайте познакомимся. (Слайд 3)

Знакомство с участниками через игру «Снежный ком»

Учащиеся называют свое имя и профессию которую они хотели бы  выбрать. Например, «Меня зовут Наташа, мечтаю быть телеведущей». Второй участник называет имя первого участника и его названную профессию, и свое имя и профессию. Например, «Наташа – телеведущая, меня зовут Степан, мечтаю быть космонавтом». Следующий участник называет и перового и второго и так далее.

Учитель: Жизнь человека – череда многочисленных выборов. Серьезных, от которых зависит будущее, и повседневных, бытовых. Выбор профессии можно отнести, пожалуй, к самым сложным. От него зависит успех в работе и карьерный рост.

Не далек тот час, когда вы получите аттестаты об образовании. После окончания школы перед каждым из вас встанет проблема – «Кем быть?». Это выбор профессии. Сегодня мы с вами поговорим о том, как важно сделать правильный выбор профессии, какие профессии можете выбрать вы.

Ребята, что же такое, по вашему мнению, профессия? (Ответы детей) (Слайд 4)

Учитель: Слово ПРОФЕССИЯ (лат. professio - от profiteor - объявляю своим делом) означает род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования (определение из Большого энциклопедического словаря).

Во все времена люди по-разному относились к своей работе, к труду, что им приходилось выполнять. Послушайте внимательно легенду. (Слайд 5)

Давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор.

Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются.

Первый ответил:

– Обтесываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!

Второй молвил:

– Я обтесываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам.

А третий сказал с улыбкой:

– Я строю прекрасный собор.

Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос.

Учитель: Как вы думаете, почему?

(ответы учащихся)

В ответах каждого прозвучало их собственное отношение к одной и той же работе: строительству собора. И в наше время не все люди относятся к своей работе добросовестно, получая от труда радость.Следовательно, труд приносит радость и успех тогда, когда он по душе.

Раньше было проще. Отец сам пашет землю и учит пахать своих сыновей. У ремесленника и сыновья будут учиться ремесленному делу. Девочки осваивали исконно женские специальности: выпечку хлеба, шитьё, вязание.

Что же может помочь современному человеку в этом непростом мире профессионального самоопределения, чтобы избранный труд был радость? Разумеется, профессиональная ориентация. Этот термин принадлежит профессору Гарвардского университета Фрэнку Парсону. (Слайд 6) В 1908 году он организовал профбюро по выбору профессии в городе Бостоне. В 20-е годы XX века первые психотехнические лаборатории появились в СССР. Однако в 1936 году профориентационная работа в СССР была прекращена. Возобновилась она лишь в середине XX столетия.  В чём же заключается выбор профессии? (Человек анализирует свои, как говорят, внутренние ресурсы, то есть возможности, и затем соотносит их с требованиями профессии, как бы примеряя её на себя).

Учитель: Молодые люди, завершающие школьное образование, выбирают обычно вариант продолжения учёбы получения избранной ими профессии. Но при этом, получая профессиональное образование, многие переживают разочарование в своём выборе. некоторые меняют что-то кардинально, но большинство решают доучиться, а там будет видно. И вот наступает стадия профессиональной адаптации. Появляется новый тип деятельности – профессиональный, который  требует реального выполнения своих профессиональных функций. Но далеко не всегда реальная профессиональная жизнь совпадает с мечтами, представлениями и ожиданиями. Наступает кризис, нарушается психологическое благополучие, сделать правильный выбор – это, с одной стороны, суметь в будущем адаптироваться, а с другой – высвободить свои внутренние ресурсы для дальнейшего развития личности. Какие же обстоятельства влияют на выбор будущей профессии современной молодёжью? (Слайд 7)

1) Мнение членов семьи и родственников.

2) Поступление в вуз «за компанию».

3) Советы учителей и психологов.

4) Личные профессиональные планы.

5) Наши умения и способности.

6) Склонность к определённому виду деятельности.

Учитель: При выборе профессии люди часто не учитывают понятия, которые выражаются тремя словами: (Слайд 8)

  • хочу;
  • могу;
  • надо.

Под словом «хочу» мы подразумеваем собственное желание получить эту профессию, но никак не желание других людей.

Когда говорим «могу» мы имеем в виду, во-первых, свои способности, необходимые для выполнения данного вида деятельности, а во-вторых, возможность приобрести данную профессию.

Под словом «надо» подразумевается востребованность данной профессии в обществе.

Учитель: Итак, прежде чем сделать выбор профессии, надо познакомиться со многими их них.

Знакомство с профессиями (Слайд 9)

В нашей стране принято пользоваться классификацией профессора Евгения Александровича Климова. Его классификация делит все профессии на 5 основных типов:

I.Человек-природа. Этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой и неживой природы (ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, механизатор, тракторист). Для них характерен общий предмет труда - животные и растения, почва и воздушная среда - природа.

2. Человек-техника. Это могут быть пилоты, водители, матросы, электромонтёры, слесари и т.д., использующие технические устройства.

3. Человек-человек. Тут для специалиста предметом труда является другой человек, а характерной чертой деятельности - необходимость воздействия на других людей. К такому типу профессий относятся учитель, врач, журналист и продавец.

4. Человек-знаковая система. Люди, выбравшие этот тип профессиональной деятельности, должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор. Это бухгалтеры, учёные, операторы ЭВМ, люди, работающие в лабораториях, научных центрах.

5. Человек-художественный образ. Людей этого типы отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант.

Учитель: Теперь предлагаю вам ответить на вопросы весёлой игры «Правильно-неправильно. Он-она». (Слайд 10)

1. Она - стюардесса, он – стюард. (Да.)

2. Она – актриса, он – актёр. (Да.)

3. Он – пилот, она – пилотка. (Нет, она тоже пилот.)

4. Он – спортсмен, она – спортсменка. (Да.)

5. Он – гимнаст, она – гимнастёрка. (Нет, она – гимнастка.)

6. Он – лифтёр, она – лифтёрша. (Да.)

7. Он – доктор, она – докторша. (Нет, она тоже доктор.)

8. Он – рыбак, она – рыбачка. (Да.)

9. Он – штукатур, она – штукатурка. (Нет, она тоже штукатур.)

10.Она – медсестра, он – медбрат. (Да.)

Учитель: Вы познакомились с классификацией профессий. Сейчас мы выполним задания, связанные с разными видами профессий. Для этого разделитесь на 5 групп.

«Реклама профессии»

(Слайды 11-16)

Командам дается определенная профессия. Их задание – прорекламировать профессию, показать, почему эта профессия востребована, в чем ее плюсы, почему нужно работать по этой профессии. Профессии: СТРОИТЕЛЬ, ВОСПИТАТЕЛЬ, ПОВАР, ВОДИТЕЛЬ, ГЕОЛОГ.

Учитель: Замечательно. Вы познакомились с некоторыми профессиями и попытались рассказать о них. В завершении беседы ответьте на вопросы шуточной профи-викторины. (Слайд 17)

1. Перед кем все люди снимают шапки? (Перед парикмахером.)

2. Кто от дыма питается? (Трубочист.)

3. Кто работает со вкусом? (Дегустаторы. Название этой профессии дословно переводится с латинского как «отведыватель».)

4. Какой водитель смотрит на землю свысока (парит в облаках)? (Пилот, лётчик, космонавт.)

5. Человек, работающий с огоньком, – это… Кто? (Пиротехник.)

6. Мастер «топорной работы» – это... Кто? (Дровосек, лесоруб.)

7. Врач, который видит пациентов насквозь, – это... Кто? (Рентгенолог.)

8. Кто из учёных ворон считает? (Орнитолог, специалист, изучающий птиц и их распространение.)

9. Без какого монтёра может наступить конец света? (Электрик.)

10. Профессионалы, дающие добро – это… Кто? (Таможенники. Дать добро – это дать разрешение, согласие.)

11. «Зверский» доктор – это… Кто? (Ветеринар.)

12. Пещерные люди, кто это? (Спелеологи, профессионально изучающие и исследующие пещеры.)

Рефлексия

Учитель: Наше занятие подходит к завершению. Я думаю, что сегодня вы получили определенный багаж знаний, некоторые сделали выбор или ещё размышляют по поводу определения профессии.

Поэтому каждый из вас определяет на каком этапе пути к выбору профессии вы находитесь и в зависимости от этого выбираете смайлик соответствующего цвета. Покажите их. Я вижу, что кто выбрал: (Слайд 18)

  • зеленый цвет – определился с выбором профессии;
  • желтый – сомневаюсь;
  • красный – не определился с выбором.

Итог занятия

Учитель: Мне хочется пожелать вам, чтобы каждый из вас выбрал себе ту профессию, которая даст вам возможность лучше всего раскрыть свои способности; профессию, к которой у вас лежит душа, в которой вы почувствуете себя полезным людям, и по – настоящему счастливым. А я от всей души желаю вам всего доброго! Всем спасибо. (Слайд 19)

Список использованных источников

1. Кулинич Г.Г. Внеклассные мероприятия: 10-11 классы/ Г.Г.Кулинич. – М.: ВАКО, 2012. – 272 с. – (Мозаика детского отдыха).

2. Педагогическая мастерская «Открытый урок. Первое сентября». Режим доступа http://открытыйурок.рф/статьи/625512/