Как известно, «математика – царица всех наук». В школе именно этот предмет является опорным для всех школьных дисциплин.
Использование передовых технологий для обучения именно математике является традиционным на протяжении всей истории педагогики.
Современная система образования требует широкого введения в педагогическую практику дистанционных технологий. К сожалению, несмотря на необходимость введения обучения с применением дистанционных технологий и электронного обучения в 2020 году, на повсеместную рекламу дистанционных курсов следует говорить не только об очевидных и многочисленных преимуществах такого вида обучения, но и о его недостатках. Все согласятся, что не только изучение конкретного учебного материала, но и формирование компьютерной, функциональной, предметная грамотности являются преимуществами дистанционного обучения.
Но личный опыт преподавания математики используя дистанционные технологии выявил определенные недостатки и проблемы.
Рассмотрим основные, с которыми сталкивается обычный школьный учитель.
1) Общение.
Специфические методики общения учителя, применяемые при дистанционном преподавании ученика – синхронная и асинхронная.
При синхронном дистанционном обучении общение ребенка и учителя происходит в режиме реального времени, так называемое online-общение. Отсутствие практики организации онлайн-общения у многих учителей предполагают наличие значительной нагрузки на преподавателя. Здесь учитель выполняет функцию тьютора в максимальном объеме. Многие учащиеся в свою очередь, не имеют навыка грамотного, приличного общения. Случаи срыва уроков по причине так называемого «вброса» или «булинга» не были редкостью в весенний «дистанционный» период. Отметим, что в случае правильной организации онлайн-уроков дети получают столь необходимый навык этического, вежливого общения на достаточно высоком уровне грамотности и культуры речи.
При асинхронном дистанционном обучении, offline-общении, когда невозможно общение между преподавателем и учащимся в реальном времени ситуация аналогична. Низкий уровень вышеназванной культуры речи, знания русского языка, маленький лексикон показывает необходимость пересмотра подходов к преподаванию литературы и русского языка в современной школе. Учителю математики необходимо также обратить внимание на работу с этой проблемой.
2) Комфортность.
Одним из преимуществ дистанционного обучения считают удобство: удобное время, удобное место, удобные формы контроля и форм занятий.
Но так ли это комфортно всегда? Ученик занимается в своей квартире (комнате). Во время его занятий не редко присутствуют отвлекающие факторы: родственники, занятые своими делами, работающий телевизор, домашние питомцы. Может ли ребенок сосредоточиться на решении математической задачи при таких условиях.
Возможность выбора времени, особенно при оффлайн-обучении оказалось не преимуществом, а недостатком, в связи с отсутствием у детей и их родителей умения правильно организовать учебу. Часто выполнение заданий откладывалось ребятами на самый поздний срок, что приводило к временному коллапсу. Множество заданий по разным предметам ребенок был вынужден выполнять в очень короткий оставшийся срок. Это вызывало стрессовые ситуации в семьях.
При дистанционном обучении больше ответственности возлагается на учащегося, на его самостоятельность. На первый план выдвигается самообучение, регулирование этого темпа обучения, к которому не готовы были ни ученики, ни их родители.
Удобные формы контроля и форм занятий показали не справедливость отметок, выставленных учащимся, т.к. проверить авторство присылаемых работ было затруднительно.
3) Технические возможности. Отсутствие компьютерного оборудования, скоростного интернета в некоторых семьях не позволило в полном объеме реализовать дистанционное обучение для всех школьников.
При обучении математике крайне важно педагогу видеть процесс решения задач конкретным учеником в тетради, показывать подробное решение примеров самим учителем, но технически это затруднительно из-за отсутствия необходимого оборудования как у учителя, так и у ученика (документ-камер, специально установленных программ, и т.п.).
4) Интернет-ресурсы.
Во время дистанционного преподавания математики учителя используют не только свои видеоуроки, дидактические материалы и т.п. В просторах Сети существует большое количество интернет-ресурсов, которые позволяют педагогу разнообразить свой урок, сдать его более интересным, повысить мотивацию обучающихся. Самые известные из них:
- https://interneturok.ru/
- https://videouroki.net/
- https://infourok.ru/videouroki/matematika
- https://www.yaklass.ru/
- https://education.yandex.ru/distant/
- https://school.yandex.ru/lessons
- https://classroom.google.com/
Основная проблема с которой сталкивается учитель – качество данных материалов. Учитель вынужден тратить много времени на поиск или доработку этих материалов.
Как показывает практика, названные в статье недостатки и проблемы дистанционного обучения не говорят о его несостоятельности. Дистанционные технологии обучения сегодня не только развиваются быстрыми темпами, но и являются стратегически важной задачей. Очевидно: за дистанционным обучением - будущее. Однако, сейчас многие специалисты пришли к выводу, что наибольшую эффективность в преподавании математики можно достичь при использовании модели обучения на основе интеграции очной и дистанционной форм.
Непреодолимы только те барьеры, которые мы перед собой выдвигаем сами. Как математик смею утверждать, что указанные недостатки являются лишь задачами, которые необходимо решить.
Список использованной литературы
- Анисимов А.М. Работа в системе дистанционного обучения Moodle. Учебное пособие. 2-е издание / Анисимов А.М. – Харьков: ХНАГХ, 2009. – 40 с.
- Веревкина А.А., Еремина Н.В. Использование дистанционных образовательных технологий на уроках математики [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар.науч. конф. (г.Казань, май 2015 г.). – Казань: Бук, 2015. – С.103-106.
- А.В.Якушин. Анализ технологий и систем управления электронным обучением / А.В.Якушин – М.: Диалектика, 2008. – 25 с.
- Леонтьев Б.Е. Введение в проблематику дистанционного обучения / Леонтьев Б.Е. – М.: Новый Издательский Дом, 2010. – 54 с.